Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:52, реферат

Описание работы

Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты — результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг — механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.

Работа содержит 1 файл

Контроллинг 1.docx

— 29.07 Кб (Скачать)
gn="justify">     Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

     Основная  задача руководства заключается  в создании потенциала успеха на рынке  в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического  планирования. Чтобы разрабатываемая  стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций как в окружающем мире, так и внутри, и в самой  организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство  об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние — представляющие на практике отдельные  показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные  ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей  контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций  и факторов, способных принести при  их развитии не только выгоду, но и потери.

     Задача  контроллера состоит также и  в том, чтобы следить за правильностью  применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка). Эту функцию контроллер должен выполнять в качестве своего рода переводчика, консультанта, сопровождающего  экономиста, лоцмана по достижению прибыли таким образом, чтобы каждый сотрудник сохранял с помощью соответствующих инструментов способность к самоконтролю. 

Принципы  контроллинга

     Реализация  контроллинговой деятельности основывается на четырех принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования.

     Принцип движения и торможения. Для обеспечения  длительного и устойчивого существования  организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение  прибыли.

     При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий  или расширение номенклатуры предоставляемых  услуг, которые уже определены в  плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы  их применения, новый сервис, новые  решения проблем клиентов, новые  рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные  структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия  и его движения вперед необходимы «инновации».

Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

     Принцип своевременности. В условиях динамично  развивающегося рынка руководству  для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как  о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций  организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие  шансы и риски, их возможное влияние  на прибыль.

     Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери прибыли.

     Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее  фирмы. Руководители организации, ее подразделения  и сотрудники на практике нередко  принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический  эффект и реальные выгоды в текущем  плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.

     Принцип стратегического сознания реализуется  только тогда, когда любое решение  и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.

     Принцип документирования. Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического  контроллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи.  

     Важнейшие виды деятельности службы контроллинга 

     Реализация  функций контроллинга находит отражение в следующих видах деятельности и компетенции:

1. Построение  системы планирования:

  • содействие при определении общего плана развития организации и ее целей;
  • руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета, согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план организации;
  • разработка методов планирования;
  • определение необходимой для планирования информации.

     При этом служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как и когда планировать, оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.

2. Составление  отчетности:

  • введение содержательной системы информационного обеспечения и отчетности;
  • учет специфических потребностей менеджеров в информации и отчетности;
  • своевременное представление методической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций;
  • сообщение руководству о своих соображениях при превышении сметы по определенным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам;
  • анализ отклонений и обсуждение результатов анализа с ответственными руководителями подразделений фирмы, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления;
  • координация исчисления ожидаемых результатов деятельности организации и составление отчетов для руководства компании в различные сроки их представления.

Информация о работе Контроллинг