Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:27, реферат
На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.
Сначала рассчитывается сводный параметрический индекс, по которому дается оценка степени удовлетворения потребности покупателя в потребительских свойствах изделия.
Затем, после расчета параметрических индексов и «весов» каждого экономического параметра определяется сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам. На основе сводных индексов конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности товара.
Оценка и изучение конкурентоспособности товара должна вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться; В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения. Вместе с тем ясно, что любой товар, как только он вышел на рынок, немедленно в той или иной мере теряет свою конкурентоспособность. Этот процесс можно замедлить, но оставить невозможно. Поэтому новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечивал бы выход на рынок именно к моменту серьезной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иными словами, конкурентоспособность товара обязана быть опережающей и долговечной.
Некоторые группы товаров, например, косметика, одежда, ткани (большинство потребительских свойств не может быть выражено параметрическими значениями, многообразие ассортимента, быстрая сменяемость моделей, подверженность влиянию моды и т.п.) затрудняют, а иногда и исключают возможность применения традиционных методов оценки уровня конкурентоспособности, поэтому целесообразнее пользоваться оценками на базе суждений потребителей. Важно выяснить, насколько товар соответствует требованиям рынка и потребителей, то есть рыночную адекватность товара.
С
целью выяснения степени
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Другой вариант этого метода - измерение степени удовлетворения потребностей. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строят два профиля продукта.
Степень удовлетворения покупателя продуктом можно определить по степени соответствия профиля требуемого и реального.
Вышеизложенные методики опирались как на когнитивный (восприятие характеристики продукта), так и на мотивационный (пригодность продукта для удовлетворения потребности) компоненты оценки продукта. Существуют модели, которые основаны только на когнитивном компоненте процесса восприятия. Исходят из следующего: имеется много продуктов, каждый из которых может быть описан через определенное число атрибутов; каждый атрибут может быть представлен как ось, проходящая через психическое пространство восприятия. Эти оси образуют пространство, измерение которого равно количеству атрибутов. Можно получить суждения потребителей о том, насколько выражен определенный атрибут у того или иного продукта, и. на основании этого определить место продукта в описанном выше пространстве.
Использование статистических методов позволяет уменьшить число осей без большей потери информации и выяснить главные факторы, влияющие на восприятие продукта, затем определить позицию продукта с точки зрения этих центральных характеристик. Исследователей могут интересовать позиции продуктов по отношении друг к другу, из чего можно сделать вывод о похожести, заменяем оси и интенсивности конкуренции.
Таким образом, оценка конкурентоспособности товаров является комплексом исследований, включающих оценку качества товара, экономических, технических параметров. Кроме этого необходимо провести исследование товаров конкурентов, изучить потребности, запросы и требования потенциальных покупателей.
Оценку конкурентоспособности товара можно представить схематично (см. приложение 1). Предложенная схема включает перечисленные направления исследований, определяет порядок и последовательность действий. В зависимости от маркетинговой ситуации, схема может быть сокращена, часть параметров исключены.
ОАО «Сибирское молоко» реализует различную молочную продукцию: молоко, кисломолочные изделия, масло.
Для оценки конкурентоспособности выбран товар - масло сливочное. Масло является одним из необходимым товаром в потребительской корзине покупателя. В связи с чем спрос на масло, в достаточно устойчив. Можно отметить некоторые сезонные колебания спроса и предложения. Так, в летнее время спрос на масло снижается, но в это время у сельскохозяйственных предприятий увеличиваются объёмы надоя, поэтому предложение превышает спрос. По окончанию летнего сезона, особенно ближе к новогодним праздникам спрос на масло возрастает, в это же время надои молока снижаются, что приводит к превышению спроса над предложением.
На рынке города Новосибирска масло предлагают в основном местные производители (НСО), реже поставки осуществляют предприятия Омской области, присутствует импортная продукция.
Конкуренция достаточно большая, так как на 'рынке много предложений. Многие предприятия предлагают очень широкий ассортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализированные фирменные магазины, так как считают, что в них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.
Следует отметить, что масло - широко рекламируемый товар, в основном на рынке активно рекламируют импортные изделия.
В завершении обзора можно сказать, что спрос на масло постоянен и в дальнейшем будет устойчивым.
Основными конкурентами являются местные предприятия, предлагающие аналогичную продукцию (таблица 3.1)
Таблица 3.1
Основные конкуренты предприятия
Наименование поставщика | Почтовый адрес | Цена за ед. | Мин. партия | Местонахождение товара | Способ отгрузки | Срок поставки | Форма оплаты |
ОАО «Альбумин» | Новосибирск | 1 упаковка | Новосибирск | само вызов | Предопл. нал., б/нал. | ||
ТД «Сибирская прод. компания» | Новосибирск | 20 кг. | Новосибирск | само вызов | Предопл. нал., б/нал | ||
Совхоз Верх-Ирменьский | Верх-Ирмень | 20 кг. | Верх-Ирмень | само вызов | Предопл. нал., б/нал |
Кроме оценки конкурентов необходимо сравнить продукцию. С этой целью используем систему показателей (таб.3.2).
Таблица
3.2
Система
критерий и показателей для оценки конкурентоспособности
предприятия
Показатели конкурентоспособности | ОАО «Сибирское молоко» | конкурент |
Продукт
Качество: Упаковка Престиж торговой марки Многовариантность в использовании Гарантийный срок (срок хранения) Уникальность (отсутствие аналога) Право заменить товар Защищенность патентами Цена Прейскурантная Продвижение продуктов на рынке Реклама: Для потребителей |
5 5 4 5 5 5 3 5 3 |
4 4 4 3 5 3 3 4 1 |
Итого: | 47 | 40 |
В результате оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Сибирское молоко» можно сделать вывод о том, что продукция этого предприятия достаточно конкурентоспособна.
Рыночная экономика характеризуются всё более ужесточающейся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.
В
условиях рыночной экономики
Самое надежное средство выхода на рынок - высокое качество. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.
1. Акулич И.Л. Современный маркетинг. - Рига: Изд. БРИ, 2001г.
2. Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебное пособие.- М: Инфра, 2001.
3. Барнгольц
О.Б.Экономический анализ
4. Годин А.М. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Прогресс, 2001.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М: Филипресс, 1998г.
6. Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятии. - М: ФБК Контакт, 2000.
7.Ковалев
В.Р. Анализ хозяйственной
8. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ: Учебное пособие. - М.: Контакт, 2000.
9. Козлов
Е.Н. Товар и товарная
10. Ноздрев Р.Б. Маркетинг: Учебное пособие.- М, 2000.