Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:22, реферат
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение 3
1. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………….4
2. Сущность мировой торговли………………………………………………….7
2.1 Понятие мировой торговли……………………………………….…………7
2.2 Виды мировой торговли……………………………………………………..8
3. Конкурентоспособность в мировой торговле………………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24
Фактор
конкурентоспособности –
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию производства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от организации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер назвал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поставок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных с этим операциях по маркетингу и послепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров.
Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстроразвивающихся рыночных условиях. Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы.
Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы: макроэкономические и микроэкономические.
Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конкурентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.
Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру.
Характер стратегии фирмы определяется спецификой продукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение производства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инвестирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной координации деятельности фирмы.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.
Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно-техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе.
Конкурентоспособность национальной экономики означает способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.
Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стратегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции.
При этом основу конкурентоспособности отдельного государства составляет эффективное использование рабочей силы и капитала, производительность. Производительность труда – в конечном счете, находит свое отражение в таком макроэкономическом показателе, как национальный доход на душу населения.
Показатель конкурентоспособности национальных экономик впервые был разработан известной международной организацией – Мировым экономическим форумом в 1986 г. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна). В последние годы в рейтинге конкурентоспособности первые места занимали США, Сингапур и Финляндия, а замыкали список Индонезия, Венесуэла и Россия.
За годы исследования конкурентоспособности были разработаны ее «золотые правила», следуя которым страна сохранит или повысит свою конкурентоспособность. Формулируются они в таком порядке:
Стабильное и
предсказуемое
Национальная конкурентоспособность в своем развитии проходит ряд стадий: на основе имеющихся в стране факторов (природные ресурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы), на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже получившей развитие в других странах, формирование инфраструктуры), на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей) и на основе богатства, когда конкурентоспособность поддерживается за счет созданного ранее, а страна утрачивает способность к совершенствованию производства, развитию нововведений.
Долгое
время в экономической науке
«классическими» факторами
Поступательное укрепление конкурентоспособности национальной экономики предполагает экономический рост на основе формирования новых отраслей и привлечения инвестиций. Например, Япония, приступив к массированному экспорту в середине 1960-х гг., производила товары (продукцию машиностроения), требующие соответствующих факторов производства, которые у нее отсутствовали и отсутствуют до сих пор (полностью или частично).
Дальнейшее
развитие национальной конкурентоспособности
сопровождается увеличением расходов
на научно-исследовательские и
Важную
роль в обеспечении устойчивых позиций
национальной экономики и ее хозяйствующих
субъектов на мировых рынках играет государство.
По сути, вся экономическая политика государства
направлена на повышение национальной
конкурентоспособности. Государство стимулирует
инвестиционный процесс в стране; совершенствует
налоговую систему; финансирует не только
фундаментальные, но и прикладные исследования;
поддерживает и повышает национальную
конкурентоспособность через регулирование
валютного курса.
Заключение
Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %.
Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. “Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - писал в 1993 году немецкий исследователь Х. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки”. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.
В
свою очередь Россия также использует
меры по защите отечественных
На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.
Низкие
показатели импорта связаны
Однако,
несмотря на все возникающие трудности
как в области экспорта, так и импорта,
товарооборот России с другими странами
растет, что говорит о развитии и укреплении
торгово-экономических связей.
Список литературы
1) Акопова Е.С. , Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия ''Учебники, учебные пособия''. Ростов – на – Дону: ''Феникс'', 2000.
2) Гаврилова Т.В. Международная экономика. Учебное пособие. – М.: Издательство ''ПРИОР'', Новосибирск: ООО ''Издательство ЮКЭА'', 1999.
3) Захматов М.И. Тенденции развития мирохозяйственных связей //США – экономика, политика, идеология. – 1996 - №2. – С. 18.
4) Империи финансовых магнатов /отв. ред. И.Д. Иванов. – М.: Мысль, 1998.
5) Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. Учебное пособие. – Новосибирск, 1998.
Информация о работе Конкурентоспособность в мировой торговле