Конкурентоспособность в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………….4
2. Сущность мировой торговли………………………………………………….7
2.1 Понятие мировой торговли……………………………………….…………7
2.2 Виды мировой торговли……………………………………………………..8
3. Конкурентоспособность в мировой торговле………………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат!!!.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Фактор  конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

    Таким образом, конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию производства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от организации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер назвал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поставок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных с этим операциях по маркетингу и послепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров.

    Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстроразвивающихся рыночных условиях. Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы.

    Факторы, влияющие на конкурентоспособности  фирмы, можно условно разделить  на две группы: макроэкономические и микроэкономические.

    Макроэкономические  факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конкурентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.

    Микроэкономические  факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру.

    Характер  стратегии фирмы определяется спецификой продукции. Сбыт одних товаров в  большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как  других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение производства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инвестирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной координации деятельности фирмы.

    Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у  нее конкретных преимуществ, позволяющих  создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

    Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность  фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее  значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно-техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе.

    Конкурентоспособность национальной экономики означает способность  страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.

    Понятие «конкурентоспособности государств»  было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы  бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стратегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции.

    При этом основу конкурентоспособности  отдельного государства составляет эффективное использование рабочей силы и капитала, производительность. Производительность труда – в конечном счете, находит свое отражение в таком макроэкономическом показателе, как национальный доход на душу населения.

    Показатель  конкурентоспособности национальных экономик впервые был разработан известной международной организацией – Мировым экономическим форумом в 1986 г. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна). В последние годы в рейтинге конкурентоспособности первые места занимали США, Сингапур и Финляндия, а замыкали список Индонезия, Венесуэла и Россия.

    За  годы исследования конкурентоспособности  были разработаны ее «золотые правила», следуя которым страна сохранит или повысит свою конкурентоспособность. Формулируются они в таком порядке:

Стабильное и  предсказуемое законодательство; Гибкая структура экономики; Инвестиции в  традиционную и инновационную инфраструктуру; Стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций; Повышение агрессивности экспорта наряду с привлечением прямых иностранных инвестиций; Улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;

    Национальная  конкурентоспособность в своем развитии проходит ряд стадий: на основе имеющихся в стране факторов (природные ресурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы), на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже получившей развитие в других странах, формирование инфраструктуры), на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей) и на основе богатства, когда конкурентоспособность поддерживается за счет созданного ранее, а страна утрачивает способность к совершенствованию производства, развитию нововведений.

    Долгое  время в экономической науке  «классическими» факторами производства считались труд, земля (природный  фактор) и капитал. Очевидно, что  наличие у страны соответствующего фактора плюс эффективное его  использование предопределяют место страны в системе международного разделения труда в течение определенного промежутка времени. Мировой опыт свидетельствует: практически все страны, реализуя свою конкурентоспособность на мировых рынках, опираются на имеющиеся у них факторы производства, и, прежде всего, – природные факторы. Однако даже самые богатые природные ресурсы имеют склонность к истощению. Да и круг экспортных отраслей в этих условиях невелик.

    Поступательное  укрепление конкурентоспособности  национальной экономики предполагает экономический рост на основе формирования новых отраслей и привлечения инвестиций. Например, Япония, приступив к массированному экспорту в середине 1960-х гг., производила товары (продукцию машиностроения), требующие соответствующих факторов производства, которые у нее отсутствовали и отсутствуют до сих пор (полностью или частично).

    Дальнейшее  развитие национальной конкурентоспособности  сопровождается увеличением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки. Так, мощное развитие четырех азиатских «драконов» было тесно связано с освоением технологий, поступавших из более развитых стран, а также с их собственными усилиями в деле разработки, адаптации, модификации и постепенного внедрения соответствующих ноу-хау.

    Важную  роль в обеспечении устойчивых позиций национальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурентоспособности. Государство стимулирует инвестиционный процесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; поддерживает и повышает национальную конкурентоспособность через регулирование валютного курса. 
 
 
 
 
 

Заключение

    Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %.

    Процесс интеграции России в мировую экономику  сопровождается многими трудностями. “Вхождение стран СНГ в мировой  рынок, - писал в 1993 году немецкий исследователь Х. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки”. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.

    В свою очередь Россия также использует меры по защите отечественных товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности  их продукции, которые проявляются  в растущих ставках импортных пошлин. Однако эти меры лишь временные, направленные на укрепление нарождающихся экономических связей, поэтому уже сейчас идет работа над программой по снижению импортного таможенного тарифа, которая рассчитана на 10 лет.

    На  объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.

    Низкие  показатели импорта связаны преимущественно  с сокращением государственных  расходов на централизованные закупки  и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались  также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

    Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России с другими странами растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1) Акопова Е.С. , Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия ''Учебники, учебные пособия''. Ростов – на – Дону: ''Феникс'', 2000.

2) Гаврилова Т.В. Международная экономика. Учебное пособие. – М.: Издательство ''ПРИОР'', Новосибирск: ООО ''Издательство ЮКЭА'', 1999.

3)  Захматов М.И. Тенденции развития мирохозяйственных связей //США – экономика, политика, идеология. – 1996 - №2. – С. 18.

4)  Империи финансовых магнатов /отв. ред. И.Д. Иванов. – М.: Мысль, 1998.

5)  Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. Учебное пособие. – Новосибирск, 1998.

Информация о работе Конкурентоспособность в мировой торговле