Конкурентоспособность российских фирм на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспорториентированные отрасли и отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Наоборот, основная масса отечественной машинотехнической продукции неконкурентоспособна на мировом рынке. Об этом свидетельствует значительная разница между долей обрабатывающей промышленности в ВВП России (20%) и долей машин и оборудования в экспорте (7%).

Содержание

Введение

Глава I. Создание совместных предприятий как способ вхождения

российских фирм на мировой рынок

Глава II. Крупнейшие отечественные фирмы на мировом рынке

2.1 Нефтегазовая отрасль

2.2 Рынок черных и цветных металлов

2.3 Рынок высоких технологий

Глава III. Финансово-промышленные группы России на мировых рынках

Глава IV. Конкуренция на мировых рынках: позиции отечественных фирм

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкурентоспособность.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 

 

В текущем году общий объем добычи газа ОАО "Газпром" не должен быть меньше, чем аналогичный показатель 2000 года - 523,2 млрд кубометров. Поставки газа на российский рынок в 2000 году были равны 346,7 млрд кубометров. На экспорт "Газпром" поставил 192,6 млрд кубометров, из которых 129 млрд - в дальнее зарубежье и 63,6 млрд - в страны СНГ и Балтии ([8]).

 

Доля "Газпрома" в мировой добыче газа на сегодняшний день составляет 25%, а на российском рынке - более 90%. Газовый концерн также владеет 20% запасов газа в мире (общий объем запасов - 149,5 трлн. кубометров) и 65% запасов газа в России (общий объем составляет 46,4 трлн. кубометров). Наиболее существенные объемы запасов этого энергоносителя в размере 35 трлн. кубометров приходятся на Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

Кроме газодобывающих, довольно устойчиво положение отечественных фирм, экспортирующих нефть и нефтепродукты. СМИ Запада широко комментируют создание российской нефтяной компании "ЮКСИ" в результате слияния двух нефтяных гигантов "ЮКОСа" и "Сибнефти". Консолидация нефтяной мощи в руках нескольких концернов сделает Россию более конкурентоспособной на мировых рынках. Слияние "ЮКОСа" и "Сибнефти" означает радикальные изменения в соотношении сил в мировой нефтяной промышленности: теперь на мировом рынке "ЮКСИ" опережают лишь "Шелл" и "Экссон". Теперь "ЮКСИ" сможет более мощно представлять интересы России в возможных стратегических альянсах с иностранными инвесторами.

 

В результате слияния двух компаний возникло могущественное предприятие, контролирующее более одной трети мировых запасов нефти. Возникновение "ЮКСИ" стало еще одной иллюстрацией развития российского капитализма в направлении господства финансово-промышленных групп. Слияние "ЮКОСа" и "Сибнефти" отражает тенденцию к консолидации в нефтяном секторе России, что неизбежно приведет к созданию от трех до пяти хорошо капитализированных и способных к конкуренции на мировых рынках российских нефтяных компаний. Как указывают специалисты, объем добычи "ЮКОСа" и "Сибнефти" в 1999 году достиг 175 млн. баррелей нефти, что составило 22 процента всей нефтедобычи в РФ.

 

В ближайшее время "ЮКСИ" ожидает конкуренция со cтороны ряда международных консорциумов, таких как "Шелл", "СИДАНКО" и "Бритиш петролеум".

 

Другой не менее мощной российской фирмой, работающей на мировом рынке топлива, является ЛУКОЙЛ. С момента своего создания ЛУКОЙЛ сохраняет лидирующие позиции в российской нефтяной промышленности и реальном секторе экономики страны. Расширяя международную деятельность, компания уверенно выходит на мировые рынки и достойно представляет интересы России за рубежом.

 

ЛУКОЙЛ - это первая российская вертикально-интегрированная нефтяная компания, работающая по принципу "от нефтяной скважины до бензоколонки". ЛУКОЙЛ был создан в 1991 г. в форме концерна на базе трех крупнейших нефтегазодобывающих предприятий Западной Сибири - "Лангепаснефтегаз", "Урайнефтегаз" и "Когалымнефтегаз", которые впоследствии дали название "ЛУКОЙЛ". В дальнейшем ЛУКОЙЛ включил в себя другие нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, сбытовые, нефтехимические, транспортные и другие предприятия нефтяного бизнеса.

 

Увеличение рыночной доли зарубежных операций - одна из составных частей стратегии развития Компании. Рост доли зарубежных операций Компании свидетельствует о постепенной трансформации ЛУКОЙЛ в международную корпорацию.

 

В настоящее время зарубежные запасы составляют 30% от общих запасов нефти Компании. Доля добычи и переработки нефти за пределами России в общих объемах производства ЛУКОЙЛ составляет соответственно 3% и 30%.

 

Компания активно разрабатывает проекты по разведке и добыче нефти и газа на территории республик бывшего СССР.

 

В Казахстане она имеет доли в 3-х действующих проектах:

 

5% в разработке нефтяного месторождения Тенгиз

 

15% в Соглашении о разделе продукции по газоконденсатному месторождению Карачаганак

 

50% в разработке нефтяного месторождения Кумколь

 

В Азербайджане также разрабатываются 3 проекта.

Компании принадлежат:

 

10% долевого участия в разработке морских месторождений Азери, Чыраг, Гюнешли

 

5% долевого участия в Соглашении о разделе добычи на месторождении Шах-Дениз

 

60% долевого участия в Соглашении о разведке, разработке и долевом разделе добычи по перспективному блоку D-222 (Ялама)

 

В дальнем зарубежье ЛУКОЙЛ имеет долевое участие в следующих проектах:

 

Разработка второй очереди месторождения Западная Курна в Ираке - 68,5%

 

Разработке месторождения Мелейя в Египте - 6%

 

ЛУКОЙЛ планирует наращивать объемы работ по зарубежным проектам в качестве одного из основных условий обеспечения своего устойчивого развития.

 

2.2 Рынок черных и цветных металлов

 

Бывший Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК), а ныне ОАО "Северсталь", похоже, стал одним из немногих российских предприятий этой отрасли, которые относительно спокойно пережили антидемпинговые разбирательства между Россией и США по экспорту российской стали и их главное следствие - резкое сокращение продаж своей продукции в эту страну.

 

По оценкам экспертов, это вылилось для предприятия в потерю 20-30 млн. долл. Сумма ущерба складывается из 20-30-долларовой разницы в цене на металлопродукцию в США и на остальных рынках. Череповецкий комбинат ежегодно поставлял порядка миллиона тонн металла на американский рынок. Сегодня не поставляет уже ничего, однако сумел справиться с этой ситуацией и быстро компенсировать свои объемы производства и продаж, потеряв деньги только на разнице в ценах.

 

Положение не только российских, но и крупнейших мировых производителей металлопродукции, для которых США в конце прошлого года практически закрыло свой рынок, по признанию специалистов ЧМК, спасла Юго-Восточная Азия. Она к тому времени смогла оправиться от экономического кризиса и стала в солидных масштабах закупать металл. Если бы этот рынок не открылся, то у производителей стали вполне мог бы разразиться мировой кризис, который обернулся бы коллапсом многих предприятий в Бразилии, России, на Украине и в Казахстане и сокращением их мощностей на 20%. А сейчас за счет азиатских стран мировой рынок металла оказался даже более сбалансированным, чем был два или полтора года назад. Портфель продаж "Северстали" сегодня равномерно распределен между Центральной и Южной Америкой, Северной Америкой, Европой, Ближним Востоком, а также Африкой и Юго-Восточной Азией.

 

В отличие от большинства российских металлургических предприятий, ОАО "Северсталь" поддержало межправительственные соглашения между США и Россией, заключенные в июле после продолжительных переговоров правительств двух стран. Несмотря на 64-процентные сокращения поставок металла на американский рынок, на предприятии считают, что лучше такое соглашение, чем полное закрытие рынка США. И хотя часто 5-процентная экспортная пошлина "съедала" эффект от больших объемов продаж, высоких закупочных цен и платежеспособности американских покупателей, на "Северстали" главную ценность сохранения российских (а в первую очередь своих) поставок в США видят в другом. Если бы рынок США был окончательно потерян для российских металлургов на ближайшие годы, то вернуться на него стоило бы предприятиям громадных усилий и средств.

 

Вряд Вряд ли мировыми производителями алюминия было проигнорировано заявление первого вице-президента "Сибирского алюминия" – практически абсолютного отечественного монополиста в данной отрасли - о планах этой российской группы увеличить производство алюминия на СаАЗе почти вдвое - до 620 тысяч тонн в год против нынешних 320 тысяч. Сегодня «Сибирский алюминий» подыскивает иностранного промышленного партнера и банки для финансирования расширения своего алюминиевого завода в Саяногорске (Хакасия), на которое потребуется почти полмиллиарда долларов. Считается, что это очень привлекательный проект, особенно учитывая, что в среднем в мире для увеличения производства алюминия на одну тонну требуется 4-5 тысячи долларов, тогда как в данном случае это обойдется всего в полторы-две тысячи.

 

Руководство группы рассчитывает окончательно определиться с зарубежными партнерами и, завершив выработку сделки, уже летом 2001 года начать сооружение новых производственных мощностей на СаАЗе, которое продлится три года. Партнером "Сибирского алюминия" в расширении производства на Саянском алюминиевом заводе может стать японская "Мицубиси Корп."

 

При этом столь значительное увеличение производства металла на СаАЗе не вызовет внезапного наплыва первичного алюминия на мировой рынок, что неизбежно могло бы сбить цены на это стратегическое сырье. Дело в том, что группа "Сибирский алюминий", которая объединяет по принципу вертикальной интеграции целый ряд крупных предприятий, выпускающих полуфабрикаты и готовые изделия из алюминия, способна регулировать внутреннее потребление алюминиевой продукции, в частности направлять дополнительно произведенный металл на свои перерабатывающие мощности. По существу, в этом и состоит один из основополагающих принципов стратегии развития группы "Сибирский алюминий" - первой и пока единственной в России компании, которая последовательно проводит курс на переход от массированного экспорта необработанного алюминия к выпуску полуфабрикатов и готовой продукции высоких переделов металла. В руководстве группы убеждены, что только так можно кардинально изменить нынешнюю порочную практику, когда российские алюминиевые заводы вывозят за рубеж чуть ли не девять десятых первичного металла, тогда как отечественные предприятия по переработке алюминия остаются не у дел и вынуждены простаивать. В результате Россия, занимая первое место в мире по экспорту алюминия, почти на порядок уступает ведущим индустриальным странам мира в таком ключевом показателе, как потребление алюминия на душу населения.

 

В нынешнем году "Сибирский алюминий" начинает развертывать собственную международную торговую сеть. К примеру, уже открыты торговые представительства в Великобритании и Германии. К 2000 году намечено создание аналогичных представительств в США и Китае. Каким образом, закладывается основа глобальной маркетинговой сети группы, которая обеспечит ей выход на новые рынки сбыта, облегчит доступ к международным финансовым ресурсам, будет способствовать установлению контактов с новыми потребителями. Уже сейчас один из ведущих участников мирового алюминиевого бизнеса американская корпорация "Рейнольдс", которая не первый год сотрудничает с предприятиями "Сибирского алюминия", налаживает поставки на рынок США проката и полуфабрикатов Самарского металлургического завода. Среди зарубежных партнеров группы - крупнейшие производители и потребители алюминиевой продукции, в том числе итальянская "ФАТА" и японская "Мицубиси", автомобильные концерны "Ауди" и "Фольксваген", аэрокосмические гиганты "Боинг", "Бритиш Аэроспейс", "Эрбас Индастри".

 

Среди поставщиков цветных и драгоценных металлов на мировой рынок одно из ведущих мест занимает РАО "Норильский никель".

 

РАО "Норильский никель" является крупнейшим в мире предприятием по производству цветных и драгоценных металлов. В настоящее время РАО контролирует около 20% мирового производства никеля, обеспечивает значительную долю мирового выпуска металлов платиновой группы, производит порядка 10% кобальта, около 4% меди в мире. Уже третий год подряд Министерством торговли РФ компании присуждается звание "Лучший экспортер России". При этом РАО является безусловным лидером в своей отрасли внутри страны.

 

Экспорт является одним из важных направлений деятельности компании, учитывая, что "Норильский никель" является экспортоориентированной компанией и более 90% производимой продукции реализует за рубежом. РАО "Норильский никель" - один из крупнейших российских экспортеров, в 1999 году его доля в общем объеме экспорта Российской Федерации достигла 3,67%.

 

Стратегией "Норильского никеля" при экспорте металлов является установление прямых контактов и заключение сделок с конечными потребителями. Таким образом, постоянными клиентами "Интеррос-импэкса" стали практически все крупнейшие компании - потребители цветных и драгоценных металлов в мире. Среди заказчиков никеля можно отметить "Thyssen Krupp Metallurgie", "Outokumpu", "Usinor", "Acerinox", "Carpenter Specialty Alloys", JL, "AK Steel", "Kawasaki Steel", "Nippon Yakin" и другие.  При этом для достижения наилучших результатов при реализации продукции за рубежом компанией приобретается в собственность зарубежная сбытовая сеть. Речь идет о покупке компании "Norimet", которая уже более двух лет является торговым агентом "Интерросимпэкса" при экспорте цветных металлов. Этот шаг позволит РАО "Норильский никель" существенно продвинуться в вопросе интернационализации бизнеса.

 

Объем производства РАО "Норильский никель" позволяет в большой степени влиять на ситуацию на рынке металлов, но, безусловно, положение компании во многом зависит от общих рыночных тенденций. В настоящее время мировая конъюнктура в области производства никеля, меди, металлов платиновой группы благоприятна для компании - наблюдается рост потребления этой продукции, дефицит ее на рынке, а следовательно, поддерживается высокий уровень цен. Однако нельзя забывать, что сейчас реализуется несколько проектов ввода новых горно-металлургических мощностей в Австралии, Канаде, Новой Каледонии, Индонезии с более низким уровнем себестоимости продукции и с высокими объемами производства. В связи с этим РАО "Норильский никель" в утвержденной в 1999 году Концепции по развитию предприятий РАО до 2010 года одним из важнейших направлений обозначило работу по сокращению издержек при сохранении доли компании на рынках цветных и драгоценных металлов. Работа в данной области активно ведется, в 1999 году уровень затрат снизился до 45 центов на доллар продукции (72% к уровню 1998 года). В этом показателе учтены и затраты по производству никеля и меди, и затраты по производству металлов платиновой группы. Если брать эти показатели комплексно, то можно сказать, что у "Норильского никеля" устойчивое положение на мировом рынке.

 

С 1999 года РАО "Норильский никель" значительно увеличило объемы приобретения оборудования, в том числе и за рубежом. Это связано с тем, что предприятие, преодолев глубокий кризис, наконец стало прибыльным и имеет возможность осуществлять крупные программы по модернизации и реконструкции производства. Руководством компании утверждена Концепция развития предприятий РАО "Норильский никель" до 2010 года, предполагающая инвестиции в размере около 3,5 млрд. долларов. Значительную часть этих средств планируется направить на закупку нового оборудования, материалов, строительных конструкций и т.д.

Информация о работе Конкурентоспособность российских фирм на мировом рынке