Конкурентоспособность российиских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     1.2 Основные документы,  определяющие отраслевую  политику государства  на рынке легковых  автомобилей России 

     Правительством  Российской Федерации было учреждено  несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих отраслевую политику государства на рынке легкового автомобилестроения.

     Постановление Правительства РФ от 14.01.2009 N 24 (ред. от 10.12.2009) "О мерах государственной  поддержки российских организаций - экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения". Данное Постановление направляет средства из федерального бюджета на предоставление субсидий российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения - на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение, и (или) части затрат российских организаций автомобилестроения на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2009 году для финансирования инвестиционных проектов по их технологическому перевооружению и (или) технологическому перевооружению их дочерних организаций, являющихся организациями автомобилестроения, в размере 1500000 тыс. рублей.

     Приказ  Минпромторга РФ от 20.02.2009 N 78 (ред. от 17.08.2009) "Об утверждении Перечня автомобильной  техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2009 N 13612). Данным документом утвержден перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.

     Приказ  Минпромторга РФ от 15.07.2009 N 650 "Об утверждении  Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при  приобретении которых физическими  лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2009 N 14391). Данный документ учреждает перечень автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

     Приказ  Минпромторга РФ от 30.06.2009 N 587 "О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. N 78 "Об утверждении Перечня автомобильной  техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14638). Внесены уточнения в перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.

     Приказом  Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319 утверждена «Стратегия развития автомобильной  промышленности Российской Федерации  на период до 2020 года». Стратегия предназначена:

· для  определения приоритетных направлений  развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную  и долгосрочную перспективу и  путей их реализации;

· для  обеспечения на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

· для  определения перспективных направлений  по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности;

· для  принятия решений на государственном  уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития автомобильной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. АНАЛИЗ  РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ
 

     2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей 

     Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать отраслевой рынок, необходимо описать его, в частности его временные, продуктовые, пространственные и отраслевые границы.

     Временные границы. Рассмотрим динамику рынка  за период с 2005 по 2010 гг.

     Продуктовые границы. При их определении необходимо учесть взаимозаменяемость товаров. В  соответствии с подходом, предложенным Джоан Робинсон, рассмотрим цепь ближайших заменителей. Ближайшим субститутом, удовлетворяющим схожую потребность и предлагающим аналогичную ценность для потребителя, является другой легковой транспорт, например, велосипед, мотороллер. Отнесение к тому же отраслевому рынку других транспортных средств, типа легковых коммерческих автомобилей (типа «Газель»), в силу определения отраслевого рынка, некорректно.

     Пространственные  границы. Рассматривать целевой  отраслевой рынок целесообразно  на глобальном уровне, поскольку на рынке России представлены автомобили различных производителей из различных стран. Более подробно этот вопрос будет освещен ниже.

     Отраслевые  границы. В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей легковых автомобилей  присутствуют 4 основных типа предприятий:

1) традиционные  российские производители (ОАО  «АВТОВАЗ», предприятия «Группы  «ГАЗ») – характеризируются наличием  изношенной производственно-технологической  базы, ограниченными источниками  инвестиций; нехваткой современных  технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента;

2) российские  сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», 
предприятия группы «Соллерс») – характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интеллектуальную собственность.

3) иностранные  автопроизводители (предприятия  Ford, GM, Renault и т.д.) – характеризуются  относительно недавним стартом  производства в России, малым  масштабом производства и уровнем  локализации, отсутствием инжиниринговых  центров;

4) прямые  импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.[10]

      Динамика продаж новых легковых автомобилей в России представлена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 – Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.)1

Сегмент 2005 2006 2007 2008 2009
Импорт  новых иномарок 460 745 1200 1750 1970
Сборка  иномарок в РФ 157,2 276,9 467,9 665 910
Российские  марки 832,2 752,5 755,1 735 730
Весь  рынок 1449,4 1774,4 2423 3150 3610
 

      Важным  с точки зрения анализа рынка  являются показатели концентрации продавцов  на рынке. Чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят  друг от друга, а, следовательно, тем  важнее становится для фирм учитывать  ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.

     Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке.

Индекс  концентрации (concentration ratio)

      Данный  показатель представляет собой сумму  рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке:

      

(1)

где Si – размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля);

k – число фирм, для которых рассчитывается индекс.

      Индекс  концентрации равен сумме долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем менее конкурентным является рынок.

Индекс  Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

      Определяется  как сумма квадратов долей  всех фирм, действующих на рынке:

(2)

где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.

     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.[1]

       Для того, чтобы рассчитать основные показатели концентрации, необходимы данные о рыночных долях предприятий-автопроизводителей. На рынке России предлагают свои легковые автомобили 13 крупнейших ТНК мирового производства продукции автомобилестроения. Ниже (таблица 2.2) приведены оценки рыночных долей 13 крупнейших мировых производителей и российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ». [9] 

Таблица 2.2 – Динамика рыночных долей автопроизводителей на рынке России  за период с 2005 по 2009 гг [7]

Название  автоконцерна Доля  на рынке России,%
2005 2006 2007 2008 2009
АвтоВАЗ 3,7 3,5 3 3,7 6,3
GM 3,6 3,8 3,9 4,0 3,6
Toyota 15,7 16 15,5 16,2 14,8
Ford 8,4 6,9 7,3 7,1 8,4
Volkswagen Group 5,6 5,3 5,7 5,5 5,6
Daimler Chrysler 2,6 2,5 2,8 2,7 2,6
Nissan 13,3 12,3 13,4 12,5 13,4
Honda 11,8 10,5 11,5 10,7 10,9
PSA Peugeot Citroen 3,4 4,2 3,9 4,4 3,4
Suzuki-Maruti 4,1 3,4 3,7 3,6 4,1
Fiat 4,7 4,2 4,5 4,4 4,7
Mitsubishi 6,7 6,3 6,5 6,5 6,7
BMW 4,8 4,5 4,7 4,7 4,8
Mazda 7,4 6,9 6,5 7,1 7,4
 

     Значение  индекса концентрации для  приведено в таблице 2.3. 

Таблица 2.3 – Динамика индекса концентрации за период 2005 -2009 гг.

2005 2006 2007 2008 2009
95,8 90,3 92,9 92,4 96,9
 

     Индекс  HHI рассчитать сложнее, поскольку он рассчитывается для всех фирм, действующих на рынке. Однако приближенная оценка свидетельствует о том, что рынок является высококонцентрированным.  

     Проанализируем  отраслевой рынок легкового автомобилестроения по основным блокам парадигмы Гарвардской школы «Структура-поведение-результативность».

       Базовые условия. Предложение.

     Сырье, используемое при производстве, разнообразно: от автомобильного листа, литья чугуна, цветных металлов и углепластика до пластмасс и стекла. Наблюдается нехватка базовых технологий. Автокомпоненты для автомобилестроения производятся предприятиями трех типов:

1) Российские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей, а также самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и т.п.):

- нацелены  преимущественно на производство  компонентов для существующих  и устаревших российских моделей;

- располагают  в основном морально и физически  изношенной технологической базой;

- характеризуются  нехваткой новых разработок и  технологий, профессионального менеджмента;

- не  имеют достаточных инвестиционных  ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы;

- имеют  низкий уровень качества, не позволяющий  поставлять продукцию международным  OEM и OES.

2) Совместные  предприятия (СП) российских и  иностранных производителей (таких  как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.):

- располагают  относительно современными технологиями  производства и оборудованием,  полученными от международных  партнеров;

Информация о работе Конкурентоспособность российиских предприятий