Конкурентоспособность
человеческого капитала в условиях
Таможенного союза
На
евразийском пространстве процесс
экономической интеграции идет путем
поэтапного движения. С 1 января 2010 года
тремя государствами. – Казахстаном,
Россией и Беларусью осуществляется
переход от зоны свободной торговли
(ЗСТ) к более высокому уровню интеграции
в форме Таможенного союза (ТС).
В декабре этого же года на заседании
высшего совета ТС принята декларация
о формировании Единого экономического
пространства (ЕЭП) этих стран и определена
дата начала его полноценного функционирования
– 1 января 2012 года.Запустив Таможенный
союз, партнеры по интеграции в короткие
сроки решили массу разноплановых
проблем и через механизмы
соглашений осуществили процедуры
гармонизации экономик. Процесс сближения
осложнялся тем, что при общей
направленности на формирование рыночной
институциональной среды по степени
трансформации экономических отношений
страны–участницы значительно различаются
как в социально-экономическом, так
и в политическом плане. В этой
связи в СМИ приводятся многочисленные
и противоречивые трактовки причин
форсированного объединения трех государств
в ТС. Но что бы ни говорили и ни
писали, наиболее важным моментом является
стремление 44 Евразийская экономическая
интеграция, №1(10), февраль 2011 статьи государств
к сотрудничеству, в какой бы форме и составе
оно ни происходило.Таможенный союз создан
исходя из экономических процессов, возможностей
и угроз, которые несет новое тысячелетие.
Рассматривая его как фактор включения
в мировое развитие, Казахстан, Россия
и Беларусь четко представляют перспективность
регионального взаимодействия и возможность
в объединенном качестве стать одной из
крупнейших эконо мик мирового сообщества.
Активизация действий, направленных на
достижение реальной интеграции, вызывалась
необходимостью решения ряда однотипных
проблем, присущих экономикам членов союза.
В частности, для Казахстана и России это
преодоление сырьевой направленности
экономик, возможное за счет совместного
развития сферы высоких технологий. Немаловажная
причина – недостаточный уровень развития
обрабатывающих производств, когда экспорт
находится под влиянием мирового рынка
и состоит главным образом из продукции
ресурсопроизводящих отраслей (топливно-энергетическая
и минерально-сырьевая). При такой структуре
экономики, когда основные хозяйственные
связи ограничены внутренними рынками,
трудно войти в мировое торговое пространство,
реализовывать крупномасштабные индустриальные
проекты, не имея спроса на продукцию.
Конкретным решением этих и комплекса
других проблем стал Таможенный союз,
который состоялся и уже год действует
как экономический блок, создавая базовые
условия для совместного хозяйствования.
В настоящее время действует высший исполнительный
наднациональный орган – Комиссия Таможенного
союза, обеспечивающая согласованную
экономическую политику на союзной территории
трех государств. Сформирована правовая
база объединения, активизирован процесс
устранения нестыковок в действующих
законодательствах. Принят новый торгово-экономический
режим в рамках ТС, максимально учитывающий
национальные интересы каждого государства.
Техническое регулирование переводится
на наднациональный уровень. В этих целях
подписаны соглашения о единых принципах
и правилах технического регулирования
в Казахстане, России и Беларуси, исключающие
суверенное нормотворчество в сфере технического
регулирования. Разрабатываются технические
регламенты Таможенного союза, гармонизирующие
межгосударственные стандарты. С 1 сентября
2010 года вступил в действие механизм зачисления
и распределения ввозных таможенных пошлин,
согласно которому норматив распределения
для Казахстана составил 7.33%, Беларуси
– 4.7%, Российской Федерации – 87.97% от сумм
ввозных таможенных пошлин ТС.
Прогноз
и оценка конкурентной среды, в которой
будет происходить развитие Таможенного
союза, позволяют говорить о том,
что при практической реализации
потенциала объединения наибольшую
выгоду извлечет та страна, которая быстрее
адаптируется к новым требованиям, правильно
оценит появление новых возможностей,
разработает новые стратегии по выходу
на открывшиеся рынки. В настоящее время
каждый член интеграционного союза обладает
всем необходимым: природным, экономическим
и интеллектуальным потенциалом. Все они
успешно преодолевают последствия глобального
финансово-экономического кризиса. Как
реакция на кризис возникли всевозможные
источники выживания, обеспечившие восстановление
и подъем производства .
В
последние годы Казахстан экспортирует
более 200 наименований готовой продукции
в 126 стран мира, объем которой возрастает,
особенно в страны вне пространства СНГ.
Следует отметить, что транспортируемые
товары и услуги отечественного бизнеса
на международные рынки не по всем позициям
соответствуют действующим стандартам.
Анализ экономической динамики взаимного
развития государств Таможенного союза
показывает, что экспорт Казахстана в
Россию вырос на 38%, в Беларусь – на 50%.
Товарооборот между Казахстаном и остальными
членами ТС за 10 месяцев 2010 года составил
$13.5 млрд, из которых 90% приходится на долю
России. Очевидно, что ведущим экономическим
партнером Казахстана по ТС является Россия,
с которой республика имеет схожие взгляды
и позиции по решению многих важных международных
проблем. Географически Казахстан и Россия
– взаимоувязанные государства. Республики
имеют наибольшую протяженность границы,
и российская территория выступает главным
транзитным пространством на пути в Европу
с широким диапазоном взаимодействия
в социальной и экономической сфере. Российский
внутренний рынок и приграничные территории
– основные потребители казахстанской
продукции.
В
недалеком прошлом Казахстан, Россия
и Беларусь были составной частью некогда
единого государства, и создание Единого
экономического пространства должно возродить
или создать заново единые технологические
цепочки. Есть множество межгосударственных
интеграционных проектов, готовых к запуску.
В казахстанских, российских и белорусских
программах развития имеются ниши, в которых
есть места для партнеров по интеграции
как на начальных технологических стадиях,
так и в промежуточных циклах производства.
На VII форуме международного сотрудничества
Казахстана и России (6–7 сентября 200 года,
Усть-Каменогорск) президент РК, говоря
о направлениях технологического прорыва,
отметил, что Казахстану и России важно
развивать технологии в таких сферах,
как агропромышленный комплекс (АПК), химическая
промышленность и эффективная добыча
минеральных ресурсов и их комплексная
переработка. В итоге был подписан пакет
из 27 соглашений, затронувших практически
все сферы народного хозяйства.
Казахстан
реализует амбициозную, но достаточно
консервативную Государственную программу
форсированного индустриально-инновационного
развития. Она направлена на изменение
экономической модели Казахстана, обеспечение
перехода от экстенсивной сырьевой направленности
к индустриально-инновационному развитию
путем диверсификации экономики, привлечения
прямых инвестиций, современных и прогрессивных
технологий. Ставится задача увеличить
до 10% долю инновационных предприятий
из числа действующих. Выделено семь приоритетных
направлений: развитие АПК, металлургии,
нефтепереработки, энергетики, химии и
фармацевтики, стройиндустрии, транспорта
и коммуникаций, должное внимание уделено
развитию машиностроения и индустрии
туризма. Ставится задача сформировать
экономику, генерирующую инновации, развивающую
существующие и создающую новые хозяйствующие
субъекты. Программа масштабная, рассчитана
на 10 лет. Только на ближайшие пять
лет планируется вложение $50 млрд. Реализуются
инфраструктурные проекты, а также касающиеся
модернизации основных мощностей неф-теперерабатывающих,
металлургических и других инновационных
49 статьи предприятий. Все они неразрывно
связаны с задачами Таможенного союза,
а также общего для трех стран Единого
экономического пространства.В республике
сформированы и уже действуют механизмы
инновационного сектора – инновационный
фонд, технопарки, инкубаторы и множество
других. К сожалению, не все институты
передачи знаний достаточно эффективны.
Несмотря на меры, осуществляемые в инновационной
сфере, медленно сокращается технологический
разрыв между Казахстаном и индустриально
развитыми странами. Не все отрасли, выпускающие
конечную продукцию с высоким уровнем
наукоемкости и добавленной стоимости,
высокой и средней технологичностью, ускоренно
развиваются.
В
странах Таможенного союза использование
возможностей населения находится на
довольно высоком уровне. Согласно Программе
развития ООН, рассчитывающей индекс человеческого
развития, партнеры по ТС в 2009 году в иерархической
таблице среди 182 стран мира расположены
в следующем порядке: Беларусь – 68-е место,
Россия – 71-е и Казахстан – 82-е. Все они
отнесены к группе стран с высоким человеческим
развитием. Это означает, что экономические
достижения обеспечивают благосостояние,
доступ к ресурсам, знаниям, способствуя
росту уровня и про-должительности жизни
народов этих стран. Кадровый потенциал
активен в сфере восприятия прогрессивных
начинаний, введения перспективных инноваций
и модернизации экономики даже в посткризисный
период. В условиях реализации индустриально-инновационной
политики, широкого спектра различных
стратегий для создания ЕЭП, интеллектуальные
силы ориентированы на производство новых
технологически сложных видов продукции.
Ускоренные интеграционные процессы,
когда вводятся новые нормативно-правовые
акты, а действующие, динамично совершенствуясь,
корректируются, изменяя условия хозяйствования,
требуют от предпринимателей адекватной
реакции на происходящие процессы. Должно
присутствовать понимание того, что вводимые
новые правила игры – это просто создание
новых возможностей для поднятия предпри-нимательского
потенциала. Его реализация возможна на
базе всестороннего анализа и просчета
рыночной ситуации, складывающейся в рамках
Таможенного союза. К факторам, способствующим
развитию бизнеса, следует отнести снятие
таможенных барьеров, доступ товаров на
общий рынок по единым минимальным требованиям
и процедурам, унификацию тарифов, позволяющих
значительно снизить издержки на транспортировку
товаров. Не менее важна возможность беспошлинно
перемещать по территории не только товары
собственного производства, но и завезенные
из третьих стран одним из партнеров по
объединению, естественно, при наличии
соответствующих документов.В Казахстане
с численностью населения 16 млн на начало
декабря 2010 года насчитывается 2.1 млн человек,
активно занятых в малом и среднем бизнесе,
чья деятельность ограничена внутренним
рынком с невысоким потребительским спросом.
Ограниченность возможностей развития
масштабов производства негативно влияет
на производительность труда, приобретающую
в таких условиях тенденцию к снижению.
Если за период с 2000 по 2007 год производительность
труда в республике возросла на 67.5%, то
в 2008-м статорганы зарегистрировали отсутствие
роста этого показателя. В 2009-м прирост
был минимальным – 0.2%. Стратегия посткризисного
развития ставит перед бизнесом вполне
конкретные цели. Так, к концу 2014 года национальный
внутренний продукт должен увеличиться
в 1.5 раза. А такой ключевой индикатор,
как производительность труда, должен
быть повышен на 50% в обрабатывающем секторе
и на 100% – в отдельных секторах экономики,
энергоемкость ВВП снижена на 10%. По отраслям
экономики определены реальные емкости
рынков. В этой ситуации открывшаяся Россия
с ее большой территорией, природными
богатствами и рынком в 142 млн человек
позволяет снять с казахстанских бизнесменов
комплекс узости рынка сбыта и активно
приступить к реанимации утраченных с
годами производственных и торговых связей.
Кроме того, через территорию России отечественным
предпринимателям открыт доступ к перспективным
потребителям в странах Европы, Среди-земноморья
и других регионах. Реализация транспортно-коммуникационного
потенциала, возможность участия в международной
торговле с государствами, применяющими
высокие технологии производства и обслуживания,
с высоким потребительским спросом и платежеспособностью
населения, – хороший стимул для прихода
в малый и средний бизнес предприимчивых
людей, способных увеличить вклад в отечественную
экономику и укрепить ее стабильность.
Успешное функционирование Таможенного
союза будет определяться в первую очередь
уровнем деловой активности бизнеса, его
способностью извлечь выгоды и избежать
возможных негативных последствий, чего,
в частности, так опасаются казахстанские
бизнесмены. Иными словами, превалирующая
роль здесь отводится бизнес-структурам,
поскольку именно они создают национальное
богатство страны. К сожалению, приходится
констатировать тот факт, что на сегодняшний
день предприятиям среднего и малого бизнеса
фактически не с чем выходить на экспортные
рынки и нечего противопоставить широкому
ассортименту товаров, производимых партнерами.
Это связано со специфической особенностью
национального предпринимательства –
стремлением занимать на рынке ниши, дающие
быструю отдачу от вложенных средств (торговля,
торгово-посреднические услуги, строительство).
Эти сферы практически ничего не производят,
а только потребляют продукцию, производимую
в соседних странах. Число предпринимателей,
занятых в сфере импорта и реализации
товаров, в разы превышает число отечественных
производителей. Другая характерная особенность
казахстанского бизнеса – его высокая
энергоемкость, морально и физически устаревшие
основные фонды, об-служивание которых
не требует от работников высокой квалификации.
Как результат – низкие качество продукции
и производительность труда, составляющая
$3 тыс. на одного занятого, тогда как в
развитых странах она доходит до $50–70
тыс. Вот и получается, что товаропроизводящий
малый бизнес, ослабленный экономическим
кризисом, не способен удовлетворить даже
внутренние запросы потребителей.
Успешное
освоение Единого экономического пространства
трех интегрированных государств Таможенного
союза зависит не только от политической
воли фигурантов, но и от целого комплекса
социально-экономических факторов. Наиболее
значимым является человеческий капитал,
для развития предпринимательской деятельности
которого и создается интеграционный
союз. Форсированное индустриально-инновационное
развитие и изменение экономической модели
хозяйствования предполагают поднятие
предпринимательского потенциала страны.
Однако достичь этого возможно только
при наличии высококлассных исполнителей,
эффективно использующих накопленные
знания и обеспечивающих их доведение
до конечного потребителя.