Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 01:06, реферат
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Введение ………………………………………………………………… 3-4
Глава № 1 Сущность конкуренции ……………………………………..4-6
1.1 Функции конкуренции ………………………………………..6-8
1.2 Основные модели рынка ……………………………………...8-9
Глава № 2 Виды конкуренции
2.1Свободная (чистая) конкуренция …………………………… 9-10
2.2 Монополия …………………………………………………….10-12
2.3 Олигополия ……………………………………………………12-13
2.4 Чистая монополия …………………………………………….13-14
Глава № 3 Способы ведения конкурентной борьбы …………………..15
3.1 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ……………………………………...15-18
3.2 Значение конкуренции ……………………………………….19-20
Заключение ………………………………………………………………21
Список литературы ……………………………………………………...22
Фдеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Национальный
исследовательский
Новотроицкий
филиал
Кафедра
гуманитарных и социально-экономических
наук
Реферат
по введению в рыночную экономику
По теме
« Конкуренция »
Новотроицк
2009 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………
3-4
Глава № 1 Сущность
конкуренции ……………………………………..4-6
1.1 Функции конкуренции ………………………………………..6-8
1.2 Основные модели рынка ……………………………………...8-9
Глава № 2 Виды конкуренции
2.1Свободная (чистая) конкуренция ……………………………
9-10
2.2 Монополия …………………………………………………….10-12
2.3 Олигополия ……………………………………………………12-13
2.4 Чистая монополия …………………………………………….13-14
Глава № 3 Способы
ведения конкурентной борьбы …………………..15
3.1 Основные направления и инструменты
регулирования
конкуренции государством ……………………………………...15-18
3.2 Значение конкуренции ……………………………………….19-20
Заключение
………………………………………………………………21
Список литературы
……………………………………………………...22
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .
Конкурентная
борьба - это динамический ( ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему
обеспечению рынка товарами.
В качестве средств
в конкурентной борьбе для улучшения
своих позиций на рынке компании
используют , например , качество изделий,
цену, сервисное обслуживание, ассортимент,
условия поставок и платежей, информацию
через рекламу.
Современная рыночная
экономика представляет собой сложнейший
организм, состоящий из огромного
количества разнообразных
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Рынок представляет
собой определенный способ взаимодействия
производителей и потребителей продукции.
Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает наличие конкуренции, экономического соперничества производителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.
В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое.
Решив завести "четвероногого
друга" — собаку, человек обычно
берет специальную справочную литературу,
чтобы познакомиться с
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Итак, в своей
работе я намерен выяснить сущность
и значение конкуренции в экономической
системе, ее типы (чистая конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия), формы, а также деятельность
государства по регулированию конкуренции.
Сущность
конкуренции
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция",
"конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок".
Первое касается
способов поведения отдельных фирм
на рынке, второе - рыночных структур и
охватывает все аспекты рынка любых товаров,
которые влияют на поведение и деятельность
фирм (количество фирм на рынке, технологию
производства, типы товаров, которые продаются
и т.д.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
Итак, конкуренция
- категория явным образом
(фирмы) не
ведут между собою
Отвечая на этот
вопрос, следует, очевидно, начинать с
элементарного: что такое конкуренция.
Конкуренция - это форма экономических
отношений между субъектами рыночного
хозяйства, в которой выражается соперничество
за наиболее выгодные условия производства,
продажи и купли товара. Как и почему возникает
конкуренция? Оптимального положения
на рынке хозяйствующие субъекты достигают
в результате получения ними экономической
самостоятельности. То есть, если они получают
право владения, пользование и распоряжение
выработанной продукцией. В то же время
экономическая самостоятельность порождает
стремление выделяться среди равных, доказать
свои преимущества, утвердить свое господство,
обеспечить себе более выгодное положение,
большая прибыль и т.д. Это порождает между
экономически самостоятельными и отделенными
хозяйственными единицами определенное
соперничество, борьбу, которая и получила
название конкуренции. Причем конкуренцию
не следует рассматривать как соревнование
по олимпийскому принципу: важная не победа,
а участие. Это жестокий и конфликтный
метод взаимодействия рыночных субъектов:
достижение поставленных предпринимателем
своих целей возможное лишь за счет поражения
интересов других деловых людей.
Суть конкуренции
проявляется и в том, что она.
с одной стороны, создает такие
условия, за которые покупатель на рынке
имеет великое множество
Непременным условием
конкуренции есть независимость
субъектов рыночного отношения
от определенных "высших" и внешних"
сил. Эта независимость проявляется,
во-первых, в возможности самостоятельно
принимать решение о
Функции
конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель
(суверенитет
потребителя). Отсюда и факторы
производства под влиянием
Функция мотивации.
Для предпринимателя
-предприятия,
которые предлагают лучшую по
качеству продукцию или
-предприятия,
которые не реагируют на
Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы
к более высокой
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.