Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием - рынок.
Рынок - место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка.
Введение
Глава 1. Конкуренция и ее виды
§ 1. Сущность и функции конкуренции
1.1 Понятие, условия возникновения конкуренции
1.2. Функции конкуренции
§ 2. Виды конкуренции
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
§ 3. Совершенная конкуренция
§ 4. Монополистическая конкуренция
§ 5. Олигополия
§ 6. Чистая монополия
Глава 3. Конкуренция в рыночной экономике
Глава 4. Антимонопольное законодательство и государственной регулирование экономики. Рыночная власть
Заключение
Список использованной литературы
7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, аторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.
Глава 3. Конкуренция в рыночной экономике.
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ''дефицитный рынок'' ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
До недавнего
времени в советской
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране
сложился особый тип монопольного хозяйства,
не имеющий аналогов в мире. Причинами его появлени
устранение
рыночных условий хозяйствования вследствие
игнорирования законов
свёртывание товарно-денежных отношений
ликвидация конкуренции
искусственная концентрация и узкая специализация производства
преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Глава
4. Антимонопольное
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования:
1.ограничение монополизации рынка;
2. постоянный государственный мониторинг;
3. запрещение установления монополистических цен;
4. сохранение
и поддержание конкуренции
Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность
монополий носит
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1. поощрение создания товаров - заменителей;
2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4. финансирование
мероприятий по расширению
В конце 1991г. В
России принят Закон «О конкуренции
и ограничении монополистическо
Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:
- 2 -
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:
· повышению качества жизни;
· защите окружающей среды и др.
Вывод: антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Заключение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.
Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.
Можно назвать
очень немногие области экономики,
которые сегодня в состоянии
противостоять влиянию
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Список использованной литературы
1. В.В. Янова «Экономика», Москва, 2007г
2. Л.П. Кураков,
Г.Е. Яковлев «Курс
3. И.К. Салимжанова «Цены и ценообразование», Москва, 2000г
4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 1996г
Приложение
Информация о работе Конкуренция в условиях рыночной экономики