Конкуренция в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием - рынок.
Рынок - место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция и ее виды
§ 1. Сущность и функции конкуренции
1.1 Понятие, условия возникновения конкуренции
1.2. Функции конкуренции
§ 2. Виды конкуренции
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
§ 3. Совершенная конкуренция
§ 4. Монополистическая конкуренция
§ 5. Олигополия
§ 6. Чистая монополия
Глава 3. Конкуренция в рыночной экономике
Глава 4. Антимонопольное законодательство и государственной регулирование экономики. Рыночная власть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, аторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

Глава 3. Конкуренция в рыночной экономике.

Реально сложившаяся  практика экономической жизни в  мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной  экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ''дефицитный рынок'' ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

До недавнего  времени в советской экономической  литературе наличие монополии и  конкуренции связывалось исключительно  с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными  и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция  в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для  нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная  среда, как и рыночная экономика  в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

устранение  рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного  производства.

свёртывание товарно-денежных отношений

ликвидация  конкуренции

искусственная концентрация и узкая специализация  производства

преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

Глава 4. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование  экономики. Рыночная власть.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы  антимонопольного регулирования:

1.ограничение  монополизации рынка;

2. постоянный  государственный мониторинг;

3. запрещение установления монополистических цен;

4. сохранение  и поддержание конкуренции всех  цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные  цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в  борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

1. поощрение  создания товаров - заменителей;

2. поддержка  новых фирм, среднего и малого  бизнеса;

3. привлечение  иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4. финансирование  мероприятий по расширению товаров  в целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов.

В конце 1991г. В  России принят Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет),

Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению  Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

- 2 -

Обычно государство  прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или  их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство  для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных  условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

· повышению  качества жизни;

· защите окружающей среды и др.

Вывод: антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Заключение

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем  конкуренцию с развивающейся  экономикой, мы часто забываем, как  много изменений произошло в  государствах, занимающих ведущие позиции  в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Даже в Соединенных  Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать  очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии  противостоять влиянию конкуренции  и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Список  использованной литературы

1. В.В. Янова  «Экономика», Москва, 2007г

2. Л.П. Кураков,  Г.Е. Яковлев «Курс экономической  теории», Москва, 2005г

3. И.К. Салимжанова «Цены  и ценообразование», Москва, 2000г

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Принципы, проблемы и  политика. 1996г

Приложение

Закон РФ от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках с  изменениями и дополнениями, внесенными от 24.06.1992 №3119-1, 15.07.1992 №3310-1, от 25.05.1995 №83-ФЗ, от 06.05.1998 №70-ФЗ, от 02.01.2000 №3-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 09.10.2002 №122-ФЗ.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона


Информация о работе Конкуренция в условиях рыночной экономики