Конкуренция на международных рынках: сущность, особенности, регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция на мировом рынке...................................................5
1.1 Масштабность конкуренции...................................................................5
1.2 Транснациональные корпорации............................................................6
1.3 Факторы конкурентоспособности..........................................................7
1.4 Регулирование международной конкуренции.......................................7
1.5 Дробление субъектов конкуренции........................................................8
Глава 2. Конкурентоспособность России на мировом рынке природного газа.......................................................................................................................12
Глава 3. Современные проблемы и перспективы мировой
экономики..........................................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................46

Работа содержит 1 файл

курсовая мировая экономика 1.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Российская таможенная академия

Ростовский филиал

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: Мировая экономика и ВЭД.

На тему: «Конкуренция на международных рынках: сущность, особенности,  регулирование».

 

 

Выполнил:       студент 1 курса, гр. 12(32)

заочной формы  обучения,

факультета  таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Конкуренция на мировом рынке...................................................5

1.1 Масштабность конкуренции...................................................................5

1.2 Транснациональные корпорации............................................................6

1.3 Факторы конкурентоспособности..........................................................7

1.4 Регулирование  международной конкуренции.......................................7

1.5 Дробление субъектов  конкуренции........................................................8

Глава 2. Конкурентоспособность России на мировом рынке природного газа.......................................................................................................................12

Глава 3. Современные проблемы и перспективы мировой

экономики..........................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время  все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция.

Проблема международной  конкуренции стала очень актуальна  в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.

После того как Россия отказалась от государственной монополии  на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот  России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей  с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке. В своей работе я  хотел рассмотреть те причины, которые позволяют  странам побеждать в соперничестве с другими, а также причины, которые ухудшают конкурентоспособность страны.  Я думаю, что умелое применение опыта развитых стран по проблемам международной конкуренции поможет России стать  одним из сильнейших соперников на мировом рынке товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкуренция  на мировом рынке.

Конкуренция на мировом рынке — соперничество  между отдельными производителями или поставщиками  товаров и услуг за наиболее  выгодные условия производства и  сбыта. Противостояние конкуренции и монополии является  неотъемлемой чертой рыночных отношений. Основу конкуренции  на мировом рынке составляет  соперничество транснациональных корпораций. Различается конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая. Конкуренция приводит к снижению  издержек производства и повышению эффективности производства. Недобросовестная конкуренция  связана с нарушением  принятых на рынке  норм и правил.

1.1 Масштабность  конкуренции

 

Структурные сдвиги, за счет которых происходит рост производства, могут быть внешними по отношению  к отдельной фирме-производителю  и внутренними, если они происходят внутри ее самой, вследствие этого мы можем рассмотреть масштабность конкуренции на моделях совершенной, несовершенной конкуренции, а также чистой монополии.

Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу  товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в  отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Тогда в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает эту ситуацию с моделью совершенной конкуренции. Это означает, что Фирмы-производители могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не оказывают влияния.

Внутренний эффект масштаба – снижение издержек на единицу  товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.

Одним из очень редких случаев внутреннего эффекта  масштаба является чистая монополия  – ситуация на рынке, при которой  фирма не имеет конкурентов для  своих товаров. Масштабность конкуренции  обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.

1.2 Транснациональные корпорации

 

Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях становятся транснациональные корпорации, превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых рынках и имеющие возможность маневрирования на разных рынках.

 Высокий уровень  концентрации производства и  капитала в руках транснациональных  корпораций вносит в международную  конкуренцию новые стороны для  рассмотрения: конкурентная борьба  на мировом рынке происходит  не только между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями, но в это же время, транснациональным корпорациям легче достичь компромисса.

Экономическая основа конкурентной борьбы в современных условиях –  крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые и диктуют цены на мировом рынке.

1.3 Факторы конкурентоспособности

 

Для определения конкурентоспособности  страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов, а именно:

1) экономический потенциал  и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного  производства;

3) уровень развития  науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в МРТ;

5) динамичность и емкость  внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой  системы;

7) воздействие государственного  регулирования экономики;

8) уровень квалификации  трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая  и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой  конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический  базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. По моему мнению это можно объяснить тем, что эти страны имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.

1.4 Регулирование международной конкуренции

 

Исключение недобросовестной конкуренции и антидемпинговой  практики в коммерческих операциях  – одно из основных направлений  в деятельности международных экономических организаций.

Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции  содержатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законодательстве о товарных знаках, либо в специальном  законодательстве о недобросовестной конкуренции.

Законодательство о  недобросовестной конкуренции не только устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, но и регулирует отношения  между производителями, а так  же между производителем и потребителем.

Международное регулирование  конкуренции распространяется на различные виды недобросовестной конкуренции. По этому вопросу в рамках ВТО, ЮНКТД, ВОИС, ЕС был принят ряд соглашений и деклараций.

1.5 Дробление  субъектов конкуренции1

Важный фактор глобальной конкуренции - расширение спектра ее субъектов, в том числе и за счет труднонаблюдаемых и даже вовсе не поддающихся наблюдению структур.

Так, весомой надгосударственной силой уже давно стали транснациональные  корпорации. Как правило, они стремятся  к реализации интересов “страны  базирования” (то есть места расположения их штаб-квартиры). Вместе с тем они занимают в мировой экономике “положение сильного”, соответствующее положению США среди других стран, в силу чего их интересы, идеология и стиль ведения конкуренции наиболее близки к американским. Важно и то, что США создали наиболее совершенный механизм симбиоза крупных корпораций с государством, в силу чего их политика и интересы если и не совпадают, то, во всяком случае, дополняют друг друга наиболее гармоничным образом.

При этом значительная часть  транснациональных корпораций (особенно действующих в сфере финансов) действует в рамках далеко не всегда формализованных и часто принципиально не поддающихся наблюдению групп и союзов. В сочетании со слабостью системы наблюдения за мировой экономикой и транснациональным бизнесом в целом это в большинстве случаев делает последнего неуязвимым для национальных и международных бюрократий “невидимкой”.

Субъектом мировой конкуренции  становятся отдельные регионы тех  или иных стран, которые в силу обладания значимыми ресурсами и эффективного управления оказываются более успешными, чем их страны в целом, и фактически действуют самостоятельно.

Значительную, хотя и  скрытую роль в современной конкуренции  играют разнообразные структуры, действующие  внеэкономическими методами (многие из них стремятся даже не к прибыли, но к власти или влиянию в чистом виде). Это религиозные и преступные организации, а также структуры, ориентированные на решение отдельных проблем (как, например, антиглобалистское и экологические движения).

В эту же группу организаций входят спецслужбы ряда стран (в том числе и развитых, и наиболее развитых), обладающие значительной степенью самостоятельности. Источником этой самостоятельности является, во-первых, распространенная более широко, чем это может быть признано, практика “самофинансирования спецопераций” (во многом подпитывающая мировую наркоторговлю, нелегальную торговлю оружием и технологиями) и, во-вторых, реализация слишком деликатных и не поддающихся огласке интересов не допускающих огласки методами (причем эти интересы носят как национальный, так и частный характер, включая интересы корпораций и частные интересы высших лиц соответствующих государств и спецслужб).

Упрощение процесса коммуникаций, позволившее создавать весьма эффективные  сетевые структуры, распределенные не только в географическом, но и в правовом отношении (что позволяет минимизировать и юридический риск), резко повысило влиятельность всех негосударственных участников мировой конкуренции.

Более того: оно впервые  позволило оказывать весьма значительное влияние на общество и отдельно взятому, не образующему никакой организации человеку, без них обреченному на полное бессилие (классическим, хотя и крайним примером является случай Унабомбера).

Новая структура конкуренции, определяющая и будущая определять в ближайшие годы мировую среду, в которой будет существовать Россия, практически не подвергается анализу. Между тем применение стандартных подходов исключает из рассмотрения целый ряд важных субъектов этой конкуренции и в результате делает неадекватным как анализ, так и получаемые на его основе выводы.

Современная глобальная конкуренция (частным, хотя и фундаментальным, структурирующим случаем которой  является конкуренция между цивилизациями), ведется разнородными субъектами, существующими в различных плоскостях, преследующими несопоставимые цели и действующими разнородными методами. В силу фундаментальных различий в системе ценностей и образе действия они не способны понять друг друга, а значит – прийти к долгосрочному (не тактическому, заключаемому ради достижения локальной цели) соглашению.

Общим знаменателем, к  которому сводятся их усилия, является влияние на развитие человечества. В бизнесе эту роль выполняет  прибыль, но глобальная конкуренция носит надэкономический характер и ведется за навязывание миру своей модели развития. Материальные блага оказываются естественным результатом окончательного успеха и приятным, но всего лишь побочным следствием успеха частичного. В этом современная глобальная конкуренция напоминает биологическую: ее смыслом является экспансия в чистом виде.

Информация о работе Конкуренция на международных рынках: сущность, особенности, регулирование