Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:50, курсовая работа
В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция на мировом рынке...................................................5
1.1 Масштабность конкуренции...................................................................5
1.2 Транснациональные корпорации............................................................6
1.3 Факторы конкурентоспособности..........................................................7
1.4 Регулирование международной конкуренции.......................................7
1.5 Дробление субъектов конкуренции........................................................8
Глава 2. Конкурентоспособность России на мировом рынке природного газа.......................................................................................................................12
Глава 3. Современные проблемы и перспективы мировой
экономики..........................................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................46
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российская таможенная академия
Ростовский филиал
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
По дисциплине: Мировая экономика и ВЭД.
На тему: «Конкуренция на международных рынках: сущность, особенности, регулирование».
Выполнил: студент 1 курса, гр. 12(32)
заочной формы обучения,
факультета таможенного дела
Ростов-на-Дону
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Конкуренция на
мировом рынке.................
1.1 Масштабность конкуренции......
1.5 Дробление субъектов
конкуренции...................
Глава 2. Конкурентоспособность России на мировом рынке природного
газа..........................
Глава 3. Современные проблемы и перспективы мировой
экономики.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение.
В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция.
Проблема международной
конкуренции стала очень
После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке. В своей работе я хотел рассмотреть те причины, которые позволяют странам побеждать в соперничестве с другими, а также причины, которые ухудшают конкурентоспособность страны. Я думаю, что умелое применение опыта развитых стран по проблемам международной конкуренции поможет России стать одним из сильнейших соперников на мировом рынке товаров и услуг.
Глава 1. Конкуренция на мировом рынке.
Конкуренция на мировом рынке — соперничество между отдельными производителями или поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Противостояние конкуренции и монополии является неотъемлемой чертой рыночных отношений. Основу конкуренции на мировом рынке составляет соперничество транснациональных корпораций. Различается конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая. Конкуренция приводит к снижению издержек производства и повышению эффективности производства. Недобросовестная конкуренция связана с нарушением принятых на рынке норм и правил.
Структурные сдвиги, за счет
которых происходит рост производства,
могут быть внешними по отношению
к отдельной фирме-
Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Тогда в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает эту ситуацию с моделью совершенной конкуренции. Это означает, что Фирмы-производители могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не оказывают влияния.
Внутренний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.
Одним из очень редких случаев внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров. Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.
Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях становятся транснациональные корпорации, превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых рынках и имеющие возможность маневрирования на разных рынках.
Высокий уровень
концентрации производства и
капитала в руках
Экономическая основа конкурентной борьбы в современных условиях – крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые и диктуют цены на мировом рынке.
Для определения
1) экономический потенциал и темпы роста экономики;
2) эффективность промышленного производства;
3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;
4) участие в МРТ;
5) динамичность и емкость внутреннего рынка;
6) гибкость финансовой системы;
7) воздействие государственного регулирования экономики;
8) уровень квалификации трудовых ресурсов;
9) обеспеченность трудовыми ресурсами;
10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.
Традиционно высокой
конкурентоспособностью обладают США,
Япония, Германия, Швейцария. При этом
эксперты отмечают не только мощный общеэкономический
базис конкурентоспособности эт
Исключение недобросовестной конкуренции и антидемпинговой практики в коммерческих операциях – одно из основных направлений в деятельности международных экономических организаций.
Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции содержатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законодательстве о товарных знаках, либо в специальном законодательстве о недобросовестной конкуренции.
Законодательство о недобросовестной конкуренции не только устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, но и регулирует отношения между производителями, а так же между производителем и потребителем.
Международное регулирование конкуренции распространяется на различные виды недобросовестной конкуренции. По этому вопросу в рамках ВТО, ЮНКТД, ВОИС, ЕС был принят ряд соглашений и деклараций.
1.5 Дробление субъектов конкуренции1
Важный фактор глобальной конкуренции - расширение спектра ее субъектов, в том числе и за счет труднонаблюдаемых и даже вовсе не поддающихся наблюдению структур.
Так, весомой надгосударственной
силой уже давно стали
При этом значительная часть транснациональных корпораций (особенно действующих в сфере финансов) действует в рамках далеко не всегда формализованных и часто принципиально не поддающихся наблюдению групп и союзов. В сочетании со слабостью системы наблюдения за мировой экономикой и транснациональным бизнесом в целом это в большинстве случаев делает последнего неуязвимым для национальных и международных бюрократий “невидимкой”.
Субъектом мировой конкуренции становятся отдельные регионы тех или иных стран, которые в силу обладания значимыми ресурсами и эффективного управления оказываются более успешными, чем их страны в целом, и фактически действуют самостоятельно.
Значительную, хотя и скрытую роль в современной конкуренции играют разнообразные структуры, действующие внеэкономическими методами (многие из них стремятся даже не к прибыли, но к власти или влиянию в чистом виде). Это религиозные и преступные организации, а также структуры, ориентированные на решение отдельных проблем (как, например, антиглобалистское и экологические движения).
В эту же группу организаций входят спецслужбы ряда стран (в том числе и развитых, и наиболее развитых), обладающие значительной степенью самостоятельности. Источником этой самостоятельности является, во-первых, распространенная более широко, чем это может быть признано, практика “самофинансирования спецопераций” (во многом подпитывающая мировую наркоторговлю, нелегальную торговлю оружием и технологиями) и, во-вторых, реализация слишком деликатных и не поддающихся огласке интересов не допускающих огласки методами (причем эти интересы носят как национальный, так и частный характер, включая интересы корпораций и частные интересы высших лиц соответствующих государств и спецслужб).
Упрощение процесса коммуникаций, позволившее создавать весьма эффективные сетевые структуры, распределенные не только в географическом, но и в правовом отношении (что позволяет минимизировать и юридический риск), резко повысило влиятельность всех негосударственных участников мировой конкуренции.
Более того: оно впервые позволило оказывать весьма значительное влияние на общество и отдельно взятому, не образующему никакой организации человеку, без них обреченному на полное бессилие (классическим, хотя и крайним примером является случай Унабомбера).
Новая структура конкуренции, определяющая и будущая определять в ближайшие годы мировую среду, в которой будет существовать Россия, практически не подвергается анализу. Между тем применение стандартных подходов исключает из рассмотрения целый ряд важных субъектов этой конкуренции и в результате делает неадекватным как анализ, так и получаемые на его основе выводы.
Современная глобальная
конкуренция (частным, хотя и фундаментальным,
структурирующим случаем
Общим знаменателем, к которому сводятся их усилия, является влияние на развитие человечества. В бизнесе эту роль выполняет прибыль, но глобальная конкуренция носит надэкономический характер и ведется за навязывание миру своей модели развития. Материальные блага оказываются естественным результатом окончательного успеха и приятным, но всего лишь побочным следствием успеха частичного. В этом современная глобальная конкуренция напоминает биологическую: ее смыслом является экспансия в чистом виде.
Информация о работе Конкуренция на международных рынках: сущность, особенности, регулирование