Конкуренция и виды рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 03:21, реферат

Описание работы

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
1.2 ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
2. МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ
2.2 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2.3 ОЛИГОПОЛИЯ
2.4 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

виды рынков.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

   Но  уровень развития конкуренции в  нашей стране явно недостаточен.

   Называются  несколько причин:

   Приватизация  не привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

   Принудительная  реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

   Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

   Для демонополизации  экономики и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей); Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Заключение

   За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

   Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.

   Позитивное  влияние конкуренции  на экономику заключается в следующем:

   1. она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы.

   2. она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев ведет к  их снижению;

   3. в  известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

   К числу негативных сторон можно отнести:

   1. придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства;

   2. ведет  к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

   3. ее  следствием может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

   Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.

2. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.

3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

4. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.

5. Интернет

Информация о работе Конкуренция и виды рынков