Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 19:37, реферат
Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в России), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни.
1.Введение.....................................................................
2.Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.....................................................
2.1 Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.................................................................................
2.2 Основные формы конкуренции и их влияние на рыночный механизм.....................................................................
2.2.1 Рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции..................................................................................
2.2.2 Рыночное равновесие в условиях монополистической конкуренции...............................................
2.2.3. Рыночное равновесие в условиях олигополии...................................................................................
2.2.4. Рыночное равновесие в условиях монополии.....................................................................................
2.3. Конкурентоспособность и эффективная конкуренция..................................................................................
2.3.1. Конкурентоспособность товаропроизводителя.
2.3.2. Основные факторы товарной конкурентоспособности...............................................................
2.3.3. Страновая конкурентоспособность.....................
2.3.4. Эффективная конкуренция..................................
2.4. Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности...............................................................
3. Заключение................................................................................
Список используемой литературы..........................................
Создать конкурентоспособную продукцию или повысить конкурентоспособность отдельной фирмы – задачи не только весьма трудные, но и долгосрочные. Однако они вполне решаемы в условиях рыночной экономики. Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых наукоемких изделий Россия может лишь резко сократив издержки производства, повысив при этом производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства. Возрождение экономической мощи страны невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергитического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Одним из приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал российской нации. Россия остается мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, а также прикладных разработок в области лазерной, криогенной техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.
Добиться
повышения страновой
2.3.4. Эффективная конкуренция.
В
течение десятилетий и даже столетий
экономисты обсуждают вопрос о том,
что такое эффективная
В
трактовку эффективной
У. Баумоль, Дж. Панцар и Р. Виллиг подошли к исследованию проблемы с точки зрения соревновательного рынка. Согласно их оценке, эффективное конкурентное поведение участников рынка может быть обеспечено при условии свободы входа на рынок. И хотя этот подход тоже не может быть назван всеобъемлющим, он позволяет осуществлять практическую оценку конкретных рынков. В экономической литературе выделяются пять общепризнанных видов барьеров входа:
С. Салоп определил стратегические барьеры как “намеренно созданные для сокращения вероятности входа”. В отличие от стратегических барьеров он охарактеризовал первые четыре структурных барьера как “невинные”, поскольку они ненамеренно создаются как побочный эффект стремления фирм к максимизации прибыли.
В
качестве важных практических критериев
эффективной конкуренции многими авторами
отмечается разнообразие потребительского
выбора и стабильность цен в долгосрочном
периоде. Однако главным критерием остаются
барьеры входа как наиболее важный фактор,
определяющий уровень конкуренции в отрасли.
2.4.
Сотрудничество как
средство повышения
конкурентоспособности.
Сотрудничество и конкуренция, образуя противоречивое единство, пронизывают всю деятельность национальных и транснациональных хозяйствующих субъектов, они вызваны к жизни непрерывным прогрессом в науке, технике, технологиях, организации и управлении как в национальных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации, транснационализации, региональной интеграции, глобализации.
Страны с развитым рыночном хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.
Россия ныне значительно отстает от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья.[12]
Переход России к рыночной экономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, международному, внутрикорпоративному ), так и международному, с тем чтобы использовать его резервы и преимущества.
Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определенные или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнеров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы- инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств.
В определенных условиях конкуренты, оперирующие в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими интересами под давлением серьезных затруднений в их деятельности. Вместе с тем при коренном улучшении положения того или иного участника договора, укреплении его научно-производственного и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может расширить свое независимое функционирование нередко снова становясь конкурентом бывшему партнеру.
Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в ее рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определенном этапе и потому их объединяющий.
В
сфере высоких технологий в настоящее
время возобладала
Повышение
конкурентоспособности
Любые
формы устойчивого
Предприятия обрабатывающих
Ныне
международные межфирменные кооперационные
связи охватывают весь инновационно-
Эффективное и конкурентоспособное участие России, ее хозяйствующих субъектов в мирохозяйственных процессах разделения труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер общегосударственного характера.
При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия, обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры «подтягивания» инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.
Коренного сдвига в повышении конкурентоспособности россиских предприятий и их продукции можно добиться лишь при последовательном изменении структуры внешнеэкономических связей России на основе наращивания производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции, изготовляемой, преимущественно, по российским «прорывным» технологиям, с опорой, главным образом, на отечественный интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал, модернизируемые производственные мощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров.
Повышение
конкурентоспособности
Любые
формы устойчивого
Предприятия обрабатывающих
Информация о работе Конкуренция и сотрудничество как составляющие ры-ночного механизма