Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Конкуренция…………………………………………..…………………………...5
1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………..5
1.2. Содержание рыночной конкуренции…………………………………………..6
1.3 Совершенная и несовершенная конкуренция………………………………...7
2.Монополия………………...……………………………………………………...11
2.2.Сущность и виды монополии …………………………………………………12
2.3. Монополистические объединения……………………………………………14
3.Взаимосвязь между конкуренцией и монополией……………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы ……………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

конкуренция и монополия - копия.docx

— 42.52 Кб (Скачать)

В условиях монополии производитель  способен полностью контролировать объем предложения товара, что  позволяет ему выбирать любую  цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при  этом получить максимальную прибыль.

Стремление монополиста  к максимизации прибыли путем  установления контроля над ценой  и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждения  особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает способность продавца (покупателя) влиять на цену.

Существует три вида монополии:

     1.   Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

     2.  Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

       3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком, какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии  на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

Фактически все монополии  могут считаться открытыми.

Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию  по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается  это условие, называется простой  монополией.

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и  совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера  чистой монополии приводят систему  телефонной связи, и это почти  верно. Но не следует забывать, что  иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке  имеется только один покупатель при  множестве продавцов, называется монопсонией.

Такая рыночная структура  во всем схожа с монополией, черты  которой переносятся на покупателя.

Чистая монопсония не менее  уникальное явление, чем монополия.

 

 

2.2. Монополистические объединения

Противоречия между естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими  этому требованиями оптимальности  решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными  критериями оптимальности - уровень  хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В  тоже время реализуется главная  цель - смягчение отраслевой конкуренции  и недопущение в отрасль новых  конкурентов.

Объединение предприятий возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальные слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальное слияние способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате зависимости от особенностей структурной организации управления и контроля, формируются самые разные формы объединений.

Трест - форма объединения предприятий одной или несколько отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

Конгломерат – многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

Кроме того, существует ряд  объединений временного типа, создаваемых  для решения определенных задач.

Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Хозяйственная ассоциация – создаваемое на добровольной основе по территориальному, отраслевому  или иному признаку объединение юридических лиц, с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

Высокая степень концентрации производства и возникающая в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценового диктата. Усиливается вероятность сговора между немногими производителями. Это требует установления особого контроля над деятельностью объединенных предприятий.

В советской экономике  объединения предприятий существовали в виде производственных и научно - производственных объединений. Поскольку  в основе их образования лежали не общность экономических и финансовых интересов участников, а потребности  централизованного управления экономикой, с переходом к рыночной экономике  они требуют серьезной трансформации. Однако, учитывая характерные для  них кооперационные связи, было бы ошибкой  ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует  руководствоваться, прежде всего, такими критериями, как изменение транзакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.

 

 

 

 

 

3.Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

 На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится  в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже  тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической  группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные  капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и  углубляет общее соперничество.

Имеется значительное число предприятий которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических  и развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими различные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятий.

Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество  между монополиями, так и конкуренция  между последними и немонополизированными  предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели такую  обширную тему как «Конкуренция и  монополия». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное  положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различия между характерными чертами чисто  конкурентного рынка и особенностями  других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно конкурентным, должны выполняться следующие условия: наличие большого количества продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая  свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность  для вхождения других.

Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими  важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая  конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенной конкуренции фирма обладает известным контролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича 1997 г. с.159 - 211.
  2. Ю.А. Львов Основы экономики и организации бизнеса., Санкт - Петербург, «Формика» 1992 г, с. Л 34 – 207
  3. Корниенко О.В. Микроэкономика Учебное пособие / О.В. Корниенко – Ростов - на - Дону: «Феникс», 2005. – 352 с.
  4. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов - на - Дону, «Феникс», 1997 г. с. 117 – 128
  5. . Курс экономической теории. Учебное пособие, под ред. Сидорович А. В. М, Изд. «ДИС», 1997 г.
  6. Основы   предпринимательской   деятельности.   Под   ред. Власовой М.: «Финансы и статистика», 1994 г.
  7. Экономика С. Фишер, Москва, «Дело»5 1993 г.

Информация о работе Конкуренция и монополия