Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 23:23, доклад
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция и её виды.
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) по масштабам развития:
- индивидуальной
(один участник рынка
- местной
(ведется среди
- отраслевой
(в одной из отраслей рынка
идет борьба за получение
- межотраслевой
(соперничество представителей
- национальной
(состязание отечественных
- глобальной
(борьба предприятий,
б) по своему характеру:
- свободная конкуренция ( означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит" свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами );
- регулируемая конкуренция.
в) по методам соперничества:
- ценовая
конкуренция (рыночные позиции
соперников подрываются
- неценовая
конкуренция (победу одерживают путем
повышения качества продукции, лучшего
обслуживания покупателей и т. п.).
Ценовая конкуренция. Это вид конкуренции посредством изменения цен на товары. Фирмы-производители (поставщики) двигаются по кривой спроса, снижая или повышая цену. Ценовую конкуренцию может вести не только фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить, а в определенных условиях и процветать. Основное условие успешной конкуренции с помощью цен - постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности. Выигрывает только тот предприниматель, который имеет преимущества по снижению издержек производства. В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Содержание такой политики - предоставление покупателям различных скидок, тайное снижение цен, установление на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. Выигрывает в результате всего этого покупатель.
Различают:
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
- скрытую
ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается
новый товар с улучшенными потребительскими
свойствами при сравнительно незначительном
увеличении цены.
Неценовая конкуренция. Достижение равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль фирмы равняется нулю, не может надолго удовлетворить предпринимателя. В стремлении увеличить прибыль он будет стараться найти пути повышения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу продукции. Сделать это возможно путем дальнейшей дифференциации продукции и выделения своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что побуждает покупателей приобретать именно этот товар. Заставить потенциального покупателя поверить, что только продукция данной фирмы наиболее полно удовлетворяет его потребности, можно двумя путями:
1) изменять
или улучшать качественные
2) рекламировать
свой товар и приспосабливать
уже запросы покупателей к
имеющимся характеристикам