Конкуренция, её виды и функции. Модели конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель реферата - раскрыть сущность, особенности различных форм и функции конкуренции в современных рыночных отношениях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия конкуренция;
2. Рассмотреть особенности разных форм конкурентных отношений;
3. Выявить функции конкуренции.

Содержание

Введение
1. Сущность конкуренции
1.1. Определение конкуренции как экономического явления
1.2 Методы конкуренции
2. Виды и формы конкурентных отношений
2.1 Общее понятие видов экономической конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
3. Функции конкуренции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономика Конкуренция, ее виды и функции Шарифуллин.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

3. Функции  конкуренции

 

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов.

Так же конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. [6]

Кроме того, при  противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

В общем и  целом конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:

● Функция регулирования.

Для того чтобы  устоять в борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя).

Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

● Функция мотивации.

Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ).

● Функция распределения.

Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

● Функция контроля.

Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Заключение

 

В целом, подводя  итоги, хочется выделить некоторые  преимущества и недостатки конкуренции:

1. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

2. Нацеливает  производителей на удовлетворение  разнообразных потребностей потребителей  и на повышение качества товаров  и услуг;

3. Не обеспечивает  развития производства товаров  и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4. Не содержит  механизмов, препятствующих возникновению  социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

По всем вышеперечисленным  фактам выходит общее определение  конкуренции. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Конкуренция существовала всегда. От древнейших времен, когда два ремесленника предлагали один и тот же товар, и до сегодняшнего дня, когда у современного потребителя неимоверное количество выбора одной и той же продукции от разных производителей, разного качества и цены.

Даже при наличии многих негативных сторон, конкуренция все же благоприятно влияет на общую экономическую атмосферу, создавая нечто вроде естественного отбора, когда на рынке любого типа «выживает» не только сильнейшая, но и наиболее приспособленная к данным условиям фирма.

Список  используемой литературы

 

  1. Макконнелл. К., Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
  2. Чемберлин Э. Х., «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости».- М.: Изд. иностранной литературы, 1959.
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика».- М.: издательство «Дело», 1993.
  4. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. – М.: 1996.
  5. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  6. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.
  7. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
  8. Тарасевич П.С. Микроэкономика./П.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Изд – во «Юрайт - Издат». Изд. 4 – е, 2006. – 374 с.
  9. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
  10. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция, её виды и функции. Модели конкуренции