Конкуренция, ее виды, место и роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей конкуренции в России.
Задачами курсовой работы являются: раскрыть понятие конкуренции и ее видов; дать понятие и проанализировать конкурентности рынков; рассмотреть место и роль конкуренции в современной России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 41.99 Кб (Скачать)

Введение: 

     В условиях рыночного хозяйства экономическая  реализация собственности – это  процесс, далеко выходящий за пределы  индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.

Конкуренция – это соперничество между  участниками рынка за лучшие условия  производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции  – нет рынка, нет его управляемости.

Без конкуренции  рынок не может выполнить свои новаторские функции не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей конкуренции в России.

Задачами курсовой работы являются: раскрыть понятие конкуренции и ее видов; дать понятие и проанализировать конкурентности рынков; рассмотреть место и роль конкуренции в современной России. 

       Глава 1. Теоретические основы конкуренции

       1.1.Сущность  конкуренции 

     В повседневной жизни мы все чаще встречаем  слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены  до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и  охватывает все аспекты рынка  любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются  и т.д.).

Конкурентности  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы  способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию  тот рынок и считается конкурентным. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не целиком к конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике.

Суть  конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей  приобретение товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции есть независимость  субъектов рыночного отношения  от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции  хозяйствующие субъекты как бы взаимно  контролируют друг друга. Конкуренция  также есть важным инструментом регулирования  пропорций общественного производства в условиях рынка. 
 
 
 

       1.2 Функции конкуренции 

     Функции регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятие которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

       - технический прогресс в отношении  изделий и процессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

       - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной  интенсивной конкуренции благоприятные  условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной  конкуренцией, прибегая, например, к  сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство  должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила  конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество  конкуренции; 

- само  существование конкуренции; 

-цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

-предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

-защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

-ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Виды конкуренции 

   Различают несколько видов конкуренции, или  так называемых форм рыночных структур. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т. д

Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции - характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается  и является как бы смесью этих двух видов конкуренции, - это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. Отсюда и название этого вида конкуренции, которое означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара. Противоположностью конкуренции является монополия. В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства).

Чистая  монополия и чистая монопсония –  это сравнительно редкие явления. Гораздо  чаще в ряде отраслей стран с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Опыт  стран с рыночной экономикой свидетельствует  о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств  состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных  видов конкуренции, не допустить, чтобы  одни из них подавили другие виды и  тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Один  вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую  и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры.

В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок.

В практике рыночных отношений различают также  добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция – это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимается технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.д. 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 

       1.4 Влияние конкуренции  на развитие рынка 

     «Конкуренция  является движущей силой рынка, она  является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть  достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального  поведения как условия пребывания на рынке.

Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция –  это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие  сопротивление новому. Конкуренция  усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современной экономике