Конкуренция, ее виды и роль в хозяйственном и общественном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Каждому, изучающему основы экономической жизни общества, уже известно, что рынок появляется везде и всюду, где люди собираются вместе, чтобы купить или продать свои товары. В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках.
Тема данной курсовой работы: «Конкуренция, ее виды и роль в хозяйственном и общественном механизме». Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня конкуренция является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Сущность и основные виды конкуренции 5
2. Основные черты совершенной и монополистической конкуренции 9
2.1 Рынок совершенной конкуренции, его основные особенности 9
2.2 Монополистический рынок, сущность и содержание 15
3. Роль конкуренции в общественном и хозяйственном механизме 24
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Конкуренция, ее виды и роль в хозяйственном и общественном механизме.doc

— 125.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     На  тему: «Конкуренция, ее виды и роль в  хозяйственном и общественном механизме»

     Дисциплина  «Экономика»

 

      Содержание 

 

     Введение 

     Каждому, изучающему основы экономической жизни общества, уже известно, что рынок появляется везде и всюду, где люди собираются вместе, чтобы купить или продать свои товары. В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках.

     Тема  данной курсовой работы: «Конкуренция, ее виды и роль в хозяйственном  и общественном механизме». Актуальность данной темы обусловлена тем, что  сегодня конкуренция является наиболее мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или иного рынка. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

     Цель  данной курсовой работы – выявление  теоретических основ конкуренции, ее основных видов и форм проявления, а также роли конкуренции в  общественном и хозяйственном механизме.

     Курсовая  работа состоит из содержания, введения, трех основных разделов, заключения и списка литературы. Основная часть работы включает рассмотрение следующих основных разделов:

     В первой главе рассматривается сущность и основные виды конкуренции.

     Во  второй главе раскрываются два основных вида конкуренции совершенная и монополистическая, приводится их сравнительная характеристика.

     В третьей главе рассматривается  значение конкуренции в общественном и хозяйственном механизме.

     Рассмотрение  этих вопросов, по нашему мнению, позволит в заключении сделать выводы о том, какое значение имеет конкуренция в рыночной экономике и какие из форм ее проявления являются наиболее распространенными в настоящее время. 

 

     1. Сущность и основные виды конкуренции 

     Термин  “конкуренция” в переводе с латыни означает столкновение, соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция - это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли, или дохода. Экономический суверенитет каждого участника деловых отношений не только делает возможным такие столкновения с другими суверенными субъектами, но и превращает эту возможность в необходимость. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей. Соперничество между покупателями, как равноправными субъектами экономики, также происходит в любом государстве с рыночной экономикой. Однако в системе бизнеса основными конкурирующими сторонами являются именно предприниматели [1, с. 228].

     Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых  отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие.

     Рыночной  конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между  фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос [2, с. 327].

     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. Основные виды конкуренции представлены на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 – Основные виды конкуренции в  рыночной экономике 

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по более низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

     Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками  службы, на использовании методов  рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли.

     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку  на норму прибыли влияют разные объективные  факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

     Монополистическая конкуренция отличается главным  образом тем, что монополии имеют  возможности влиять на условия реализации товаров [4, с. 287].

     Подробнее эти два вида конкуренции будут  рассмотрены в следующих главах. 

 

     2. Основные черты совершенной и монополистической конкуренции 

     2.1 Рынок совершенной  конкуренции, его основные особенности 

     Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

     Рассмотрим  последовательно основные черты совершенной конкуренции.

     При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе  эти стороны совершенной конкуренции  объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

     При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки этого напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

     Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

     В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

     Действительно, трудно представить, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», сложившуюся на рынке [3, с. 196].

     Следующим условием совершенной конкуренции  является отсутствие барьеров при входе  на рынок и выходе с него. Когда  такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

     В наше время схожие процессы идут в  криминализированных сферах бизнеса, что, к сожалению, можно наблюдать  на многих рынках крупных городов  России. Все продавцы соблюдают известные  неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель — заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.

     Напротив, типичное для совершенной конкуренции  отсутствие барьеров или свобода  входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

     Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими  словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в хозяйственном и общественном механизме