Конъюнктура мирового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

В данной работе я постараюсь подробно раскрыть понятие конъюнктуры мирового рынка, а также опишу факторы ее образующие.
Рынок, в том числе и мировой, развивается на основе действия экономических законов стоимости, спроса и предложения и конкуренции.

Содержание

1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
2. Основные факторы, влияющие на конъюнктуру мирового рынка
3. Развитие конъюнктуры мировых рынков
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Конъюнктура мирового рынка.1docx.docx

— 24.00 Кб (Скачать)

Конъюнктура мирового рынка

1. Понятие конъюнктуры  мирового рынка

2. Основные факторы,  влияющие на конъюнктуру мирового  рынка

3. Развитие конъюнктуры  мировых рынков

Заключение 

Список литературы

Введение

В данной работе я постараюсь подробно раскрыть понятие конъюнктуры мирового рынка, а также опишу факторы ее образующие.

Рынок, в том  числе и мировой, развивается  на основе действия экономических законов  стоимости, спроса и предложения  и конкуренции.

Мировой рынок - это система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между  странами, связанными между собой  участием в международном разделении труда.  

Одно из определений  слова "конъюнктура" - это связь  различных, сложившихся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений  и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры  было использовано в Германии в 17 веке экономистом А.Вагнером. Наиболее важными  факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения  в экономической политике и социальной структуре общества. 

Основоположником  конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических  показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое  моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической  конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и  динамики цен, производство товаров  и товарные запасы. Однако главной  в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка. 

Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства  в определённое время, в различных  рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

1. Понятие конъюнктуры  мирового рынка 
 

Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю". 

Конъюнктура мирового рынка - это совокупность условий, при  которых в данный момент протекает  деятельность на рынке. Она характеризуется  определенным соотношением спроса и  предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.  

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей  и качественной информации, характеризующей  развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства. 

Под видами конъюнктуры  я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение  способствуют установлению равновесия на рынке. 

Спрос - это отношение  между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в  состоянии приобрести 

Закон спроса - чем  ниже цена товара, тем большее его  количество покупатели хотят и в  состоянии приобрести. 

Факторы спроса и предложения 

1) Изменение  объема спроса (предложения) 

2) Изменение  функции спроса (предложения) 

Определенные  условия, при которых приобретаются  товары: 

1. Располагаемый  доход 

2. Цены товаров,  которые обслуживают сходную  потребность так называемых товарозаменителей. 

3. Цены товаров,  увеличивающих удовлетворение или  выгоду от потребления данного  товара. 

4. Условие ожидания  изменения цен в будущем 

5. Численность  населения 

6. Вкусы и  предпочтения потребителей 

Согласуется с  предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров. 

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса. 

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса: 

1. Изменение  в полезности вещи 

2. Изменение  доходов (больше купить за такую  же цену) 

3. Изменение  цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)  

Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения. 

Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении  цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек  стал богаче. 

Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между  относительными ценами товаров и  зависимостью спроса потребителей. 

Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя. 

Эффект дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать низкокачественные  товары. Левшин М. Ф., Пономарёв В. В. Конъюнктура мировых товарных рынков. - М., 2000. - С. 76. 

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель  покупает большее количество низших товаров. 

Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.  

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.  

В нормальных условиях существует зависимость между ценой  и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса. 

Предложение - это  количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях: 

1. Цена данного  товара. 

2. Цены на  исходные ресурсы. 

3. Цены на  другие товары  

4. Наличие необходимых  ресурсов. 

5. Характер применяемой  технологии. 

6. Инфляционные  ожидания. 

7. Налоги и  дотации. 

8. Природно-климатические  условия. 

9. Количество  продавцов. 

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор.

2. Основные факторы,  влияющие на конъюнктуру мирового  рынка 

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие мирового рынка или сдерживающие его, классифицируются на: 

- постоянные; 

- временные; 

- циклические; 

- нециклические. 

К постоянно  действующим факторам относится  государственное регулирование  экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. 

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные  бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка. 

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной  структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 1995. - С. 167. 

Факторы нециклического характера определяют специфику  производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

3. Развитие конъюнктуры  мировых рынков 

Развитие конъюнктуры  мирового рынка определяется воздействием:  

- экономических; 

- политических; 

- военных; 

- научно-технических; 

- природных; 

- психологических  (слухов, паники, ожиданий) и других  факторов. 

Научно-технический  прогресс (НТП) влечет качественный бросок в развитии производительных сил, что: 

а) ускоряет процесс  обновления основного капитала в  традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке  пользуются средства труда, характеризующиеся  энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости; 

б) стимулирует  бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют  растущий спрос на различные средства производства. 

Заметим, что  на конъюнктуру товарных рынков НТП  влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных  изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается. 

Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры  товарных рынков прямо и опосредованно: 

прямо - через  прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции; 

опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными филиалами. Ведь, как  правило, монопольным положением на рынке пользуются крупные компании, зачастую транснациональные (ТНК). А  внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок. Искусственно сложившиеся пропорции цен, которые  устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, влияют на соответствующие пропорции  в национальных масштабах. Конъюнктура  мировых рынков находится под  влиянием этих особым внутрифирменных  рынков. 

Государства вследствие использования большей или меньшей  степени следующих инструментов регулирования экономических процессов  в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность  на мировых товарных рынках: путем  прямого или косвенного регулирования  цен внутреннего рынка; или путем  бюджетного субсидирования экспорта и  импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта). 

Информация о работе Конъюнктура мирового рынка