Коммерческие риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:25, доклад

Описание работы

Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск» (то есть риск, связанный с финансовой деятельностью и чреватый именно финансовыми потерями) и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг. Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные отношения, несет в себе определенную часть коммерческого риска. Если говорить конкретнее, то риск заключается в том, что из-за резкого изменения конъюнктуры или вследствие других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется

Работа содержит 1 файл

Коммерческие риски.docx

— 18.36 Кб (Скачать)

Коммерческие риски

Коммерческий риск - это  риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных  или купленных предпринимателем.

 Коммерческие риски  возникают из-за следующих основных причин:

снижение объемов реализации в результате падения спроса или  потребности на товар, реализуемый  предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении  с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

потери товара;

потери качества товара в  процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

повышение издержек обращения  в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

риск, связанный с реализацией  товара (услуг) на рынке;

риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

риск, связанный с платежеспособностью  покупателя;

риск форс-мажорных обстоятельств.

Сущность коммерческого  риска 

 

 Коммерческий риск  является составной частью и  разновидностью общего понятия  «финансовый риск» (то есть  риск, связанный с финансовой  деятельностью и чреватый именно  финансовыми потерями) и определяется  экономистами как риск, являющийся  неотъемлемой составляющей процесса  операций по реализации (то есть  купле-продаже) товаров и услуг.  Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные  отношения, несет в себе определенную  часть коммерческого риска. Если  говорить конкретнее, то риск  заключается в том, что из-за  резкого изменения конъюнктуры  или вследствие других факторов  стоимость конкретных товаров  и услуг значительно меняется  и в этом случае в убытке  остается либо продавец (который  продал товар по цене, меньшей  его нынешней стоимости), либо  покупатель (который переплатил  за товар).

 

 Коммерческие риски  порождаются рядом причин:

снижение объемов реализации из-за падения спроса,

повышение закупочной цены,

утрата товара,

повышение издержек, включаемых в стоимость товара,

снижение стоимости или  обесценивание товара в связи  с условиями транспортировки  или хранения.

 

 При этом нужно понимать, что коммерческие риски - это  понятие вполне экономическое,  поддающееся анализу и прогнозированию,  а вовсе не нечто фатальное  вроде риска, присутствующего  в азартных играх. Существуют  различные методики оценки рисков (или, как еще их называют, методы  управления рисками), суть которых  состоит в оценке степени риска  (допустимый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путем снижения  их вероятности и подготовки  к преодолению их возможных  последствий. 

 

Виды коммерческого риска 

 

 Впрочем, коммерческие  риски сами по себе не являются  чем-то единым и предсказуемым  по одному и тому же сценарию. Ведь то, что коммерческие риски  связаны с товарно-денежными операциями, лишь выделяет эту группу финансовых  рисков, но суть коммерческих  рисков этим не исчерпывается.  Поэтому существует классификация  коммерческих рисков, включающая  в себя основные факторы, которые  могут негативно повлиять на  успешность коммерческой деятельности.

 

 Так, среди коммерческих  рисков выделяют имущественные  риски, к которым относятся  ситуации, чреватые потерей имущества  по независящим от него напрямую  причинам (неисправность или перенапряжение  той или иной технической или  технологической системы), кража,  хищение, диверсия и так далее. 

 

 Когда говорят о  производственных рисках в применении  к коммерческой составляющей, то  подразумевают риски, обусловленные  возможной остановкой производства  из-за форс-мажорных обстоятельств:  повреждение или разрушение оборудования, транспортных средств, запасов  сырья и тому подобного или  неудача при внедрении в производственный  цикл новых технических средств  и технологических действий.

 

 Куда более распространены  торговые коммерческие риски,  связанные с непосредственно  торговыми операциями, и способные  принимать такие конкретные формы,  как задержка платежей одной  из сторон сделки, отказ покупателя  от покупки при предоставлении  товара, банальное непоступление полностью или частично оплаченного товара и так далее. У коммерческих рисков есть и собственно финансовая составляющая, отражающая вероятность потерь в результате коммерческих операций из-за снижения покупательной способности денег (инфляции) или не оправдавшими себя инвестиционными вложениями.

 

 Однако наиболее распространены  среди коммерческих рисков риски,  связанные с транспортировкой  товаров, транспортные риски.  Чрезвычайные ситуации на транспорте  настолько распространены и, к  сожалению, даже прогнозируемы,  что существуют государственные  и международные официальные  классификации коммерческих транспортных  рисков. Транспортные риски делятся  на несколько групп и регламентируются  особыми положениями, определяющими  права и обязанности каждой  из задействованных в сделке  сторон в той или иной ситуации. В международной практике транспортные  случаи разделены на четыре  группы: E (товар находится на складах  продавца), F (оговаривается порядок  в основном морских грузоперевозок), C (продавец берет на себя обязанности  по транспортировке товара, но  не берет на себя риски) и  D (продавец транспортирует товар  с возложением на себя всех  возможных транспортных рисков).

Страхование коммерческих рисков

 

 Сейчас в России  только идет становление экономических  отношений субъектов рынка. В  этой связи особое значение  для предпринимателей приобретает  страхование коммерческих рисков.

Объектом страхования  в данном случае выступает коммерческая деятельность страхователя, в основе которой лежит инвестирование в  бизнес проекты, с целью получить прибыль.

 

 Не зря считается,  что страхование коммерческих  рисков – это один из наиболее  сложных видов страхования. Дело  в том, что данный вид страхования  призван возместить страхователю  коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре  страхования операции за четко  установленный период не дадут  той окупаемости, которая определена  заранее в договоре.

 

 Обычно договор страхования  коммерческих рисков учитывает  следующие риски:

- неблагоприятные изменения  конъюнктуры рынка;

- невыполнение контрактов  деловыми партнерами, заказчиками,  клиентами страховщика;

- различные непредвиденные  обстоятельства (форс-мажор).

 

 Страховая сумма –  это существенная сторона сделки  страхования коммерческих рисков. Она определяется страхователем  при участии и согласии страховой  компании. При этом возможно определение  страховой суммы исходя из:

- капитальных вложений  страхователя в инвестируемые  проекты. В этом случае страховая  сумма будет равна сумме капитальных  вложений;

- капитальных вложений  и заложенной нормы прибыли.  В этом случае страховая сумма  будет равна сумме затрат на  инвестируемый проект плюс прибыль  от его реализации. Поэтому в  данном случае такое страхование  называют страхованием прибыли.

 

 В качестве срока  страхования сторонами договора  предусматривается срок окупаемости  капитальных вложений предпринимателя  в определенный бизнес проект.

Страхователь старается  максимально сократить срок окупаемости, это связано увеличением доходности его деловых операций. Страховщик же, напротив, стремится этот срок увеличить, ведь в данном случае его риски, вытекающие в уплату страховой суммы страхователю, сводятся к минимуму.

Поэтому в данном случае стороны  руководствуются не только общими сведениями о бизнес проекте и расчетами  номинальных сроков окупаемости, но и личными мотивами, в основе которых  лежит сокращение возможных убытков.

 

 Есть у страхования  коммерческих рисков и свои  особые ограничения. В частности,  не страхуется посредническая  деятельность, а также вложения  в азартные игры. Обычно ограничивается  и максимальная сумма возмещения  страхователю, это снижает риски  страховщика.

 

 

 Страхование коммерческих  рисков в России это достаточно  новый страховой продукт. Однако  этот вид страхования очень  перспективен, поскольку отечественные  предприниматели, вслед за зарубежными  коллегами, начинают ценить свое  спокойствие и стабильное финансовое  положение.

 

 


Информация о работе Коммерческие риски