Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие «коммерческой тайны» и способы её защиты.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие «коммерческой тайны»;
- охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
- рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны;
- охарактеризовать режим коммерческой тайны;
Введение…………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В УКРАИНЕ
1.1 Понятие «коммерческая тайна» ……………………………….....6
1.2 Вопросы коммерческой тайны……………………………………8
РАЗДЕЛ 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.1 Правовые основы защиты коммерческой тайны в Украине……11
2.2 Аспекты уголовно – правовой защиты коммерческой тайны…..14
Заключение…………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………
И первый, и второй варианты характеризуются тем, что лица, которые допускаются к коммерческой тайне, получают ее в связи со своей профессиональной или служебной деятельностью. Причем на них распространяется требование сохранить доверенную тайну, и любой может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности в случае совершения неправомерных действий, указанных в ст. 1487 УК Украины.
Новый сотрудник предприятия, партнер, проверяющий инспектор или представитель аккредитующей организации должны быть письменно уведомлены о том, что в их распоряжение поступили сведения, составляющие коммерческую тайну конкретного предприятия и находящиеся под определенной правовой защитой. В большинстве случаев контакта с проверяющими органами на просьбу подписать такой документ будет получен устный отказ. Выход есть: необходимо направить заказное письмо, желательно с уведомлением о вручении, в котором сообщить о том, что ранее переданные документы содержат сведения, составляющие коммерческую тайну проверяемого предприятия. В случае нарушения охраняемых уголовным законом прав почтовая квитанция будет служить достаточным доказательством по делу.
Подводя итог, следует сделать два вывода:
1. важной информации необходимо самостоятельно придать статус коммерческой тайны;
2. каждый, кто будет с ней ознакомлен в связи со своей профессиональной или служебной деятельностью, может быть привлечен к ответственности за ее разглашение.
В настоящей статье были рассмотрены далеко не все вопросы уголовно-правовой защиты коммерческой тайны. Проблема законности требований Стандартов аккредитации аптечных учреждений была намеренно оставлена без внимания, поскольку предложенные выводы представляются автору универсальными для любой ситуации безотносительно к требованиям отдельных документов, регламентирующих тот или иной вид деятельности.
В данной курсовой работе рассматривались вопросы по коммерческой тайне и её защите, и ответственности за её разглашение. Подводя итог можно сказать, что предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна.
Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям.
Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами. Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:
a) законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в украинском законодательстве, при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.;
б) физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.;
в) организационный. Он включает:
1) введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией;
2) разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;
3) соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализация при уходе);
4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).
г) технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа;
д) работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала, с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам. Конечно, каждый руководителя сам решает какую информацию защищать, и каким образом, но стоит заметить, что рентабельность и рост фирмы в целом, зависит не только от того, как ведется бизнес, но и от того, как он защищается.
Список литературы:
1. Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1993, № 10, ст. 77 (С изменениями, внесёнными согласно с Законами № 3355-12 от 01.07.93, ВВР 1993, № 34, ст. 356; № 46/96-ВР от 14.02.96, ВВР 1996, № 9, ст. 41; № 366/96-ВР от 12.09.96, ВВР 1996, № 45, ст. 234; № 129/98-ВР от13.02.98; Декретом № 43-93 от 30.04.93, ВВР 1993, № 26, ст. 281);
2. Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР) 1994, № 19, ст. 111;
3. Провизор. № 3, февраль 1999 года, с. 3-27;
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка.— М.: «Русский язык», 1991.— С. 643;
5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Изд. Норма, 2002. - 432 с.;
6. Шевелева Т. Правовые аспекты регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, в проекте Закона Украины «Об охране прав на коммерческую тайну» / / Интеллектуальная собственность. - 2008, № 7. - С. 9-15.;
7. Закон Украины «Об информации». - Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, № 48 (с изменениями и дополнениями);
8. Сляднева А. Определение понятия коммерческой тайны субъекта хозяйствования / / Предпринимательство, хозяйство и право. - 2007, № 9. - С. 40-43;
9. Гражданский кодекс Украины. - Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, № 40-44;
10. Конституция Украины. - Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, № 30;
11. www.rada.gov.ua
Работу выполнила Ю.В. Иванчук
20.04.2011