Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан и рассмотреть основные черты и противоречия командно-административной системы.
Введение………………………………………………………………………………………….………….3
1 Причины возникновения и эволюция командно-административной экономики………….………….5
2 Понятие командно-административной системы, ее сущность и характерные черты………….……...7
2.1 Понятие и основные черты системы…………………………………………………………….……..7
2.2 Достоинства командно-административной системы…………………………………………………18
2.3 Недостатки командно-административной системы…………………………………………………..21
3 Кризис командной экономики и необходимость ее реформирования………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………………………………………30
Приложение А. Сравнительная характеристика основных показателей рыночной, командно-административной и смешанной экономик ……………………………………………………………….31
Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы [4].
Результатом КАС является
1. единая идеология,
2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;
3. государственная монополия на средства массовой информации;
4. репрессивная политическая
5. всеобщее доминирование
Предпосылкой возникновения
тоталитаризма явилось
Существенной чертой КАС
1. директивность –
2. адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;
3. централизованность –
Централизованное плановое задание
включает директивы по
регионам, отраслям, отдельным
предприятиям. После принятия
план принимает форму закона и его
неисполнение ведет к административной,
уголовной и партийной ответственности.
Социалистическому планированию
теоретиками приписывалось такое
существенное свойство, как
научность. Но на практике
через планирование реализовывались
политические и экономические
установки правящей партии и, как правило,
не учитывались объективные
экономические пропорции. С помощью
пятилетних и годовых
планов Госкомитет по планированию,
отраслевые министерства, другие ведомства
пытались управлять темпами экономического
роста, структурными преобразованиями
в экономике, распределением материальных
ресурсов. Но, как показал
опыт, директивное централизованное
планирование подавляет хозяйственную
инициативу.
Общую схему взаимодействия государства и экономики в планируемой системе можно рассмотреть на основании рисунка 1.
Рисунок 1.
В такой системе хозяйства, как видно из рисунка отсутствует обратная связь между потребителями и производителями.
Реализация
хозяйственных решений в
Рисунок 2.
При определении планового задания на определенный временной период центр фиксирует объем предложения (S1S1). Одновременно устанавливается цена Р1, предполагающая точку равновесия Е1 между спросом P1P1 и предложением S1S1. Назначая административную цену, плановые органы исходят из явно нереальной предпосылки, что спрос в течение времени не изменится, что в сущности, равнозначно отсутствию каких-либо изменений в потребностях населения. (Рисунок 2).
Рисунок
3.
В том случае, если спрос на запланированную продукцию поднимается до уровня P2P2, то при фиксированной цене Р1 спрос на продукцию составит ОS2 вместо прежнего ОS1. При неизменном запланированном предложении образуется дефицит в размере S1S2. При свободном рыночном ценообразовании изменение спроса до уровня Р2Р2 повлекло бы за собой изменение цен до уровня Р2 и перемещение точки равновесия в Е1-2, что сделало бы невозможным дефицит. (Рисунок 3).
Рисунок 4.
В другом варианте с падением спроса до уровня Р3Р3 спрос составит величину S3О при цене Р1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме ОS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения спроса до уровня Р3Р3 цена понизилась бы до положения Р3, а точка равновесия между спросом и предложением перешла бы в Е1-3, без возникновения излишка продукции. (Рисунок 4).
В
нормальной рыночной экономике стимулом,
побуждающим к производству того
или другого продукта, являются спрос
и рыночная цена. В КАС
таким стимулом является приказ (или план).
Из центра устанавливаются цены,
нормы оплаты труда, прибыли
предприятия. Для выполнения
планового задания выделяются
бесплатные для предприятия
ресурсы, централизованно устанавливаются
фонд заработной платы и перечень выпускаемых
товаров. Имея номенклатуру в миллионы
наименований товаров, понятно, что точно
определить их перечень из
единого центра физически
невозможно. Таким образом следующей чертой
является то, что всё управление народным
хозяйством осуществляется из единого
Центра. Центр берёт на себя ответственность
решать основные экономические проблемы
общества: что производить, как производить
и для кого производить. Следовательно,
по отношению к производителю Центр должен
являться в своём роде крупным информационным
генератором, он должен обладать информацией
о том, какому предприятию нужны какие
ресурсы и какому потребителю нужны какие
товары и в каком количестве. Здесь появляется
государственный план, который представляет
собой обязательные к выполнению распоряжения
Центра, направленные конкретным субъектам
хозяйства – предприятиям, организациям
народного хозяйства. Именно поэтому
централизованную экономику называют
также плановой. Вообще, у понятия
централизованной экономики существует
целый ряд синонимов – командно-административная
система, иерархическая система,
директивная система, командная
экономика.
Рисунок
5 – Классификация командной
Примечание – Источник [6, с.525, ]
Упрощённо процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара [7].
В
качестве основной хозяйственной единицы
формально выступали предприяти
В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим предприятиям не дают разориться, а поддерживают их «на плаву», путем перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому отсутствуют стимулы для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям. Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества. Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конкуренция и возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем. В условиях централизованного распределения ресурсов существовали постоянные завышенные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую. В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов. Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от необходимости бороться за свое существование. Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР. При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая повсеместная производительность труда. Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче обеспечения государственных предприятий финансовыми средствами, необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались в натуральных показателях. Кредитно-денежная политика также не играла активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее, до 80-х годов консервативная бюджетно-налоговая политика и административный контроль за расходами предприятий предотвращали возникновение серьезных макроэкономических перекосов [9].
Чтобы повысить экономическую самостоятельность предприятий и обеспечить положительную динамику экономического роста, были попытки введения хозрасчета: предприятия должны были сами окупать свои расходы за счет собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный характер, так как все нормативы (по размеру прибыли, оставляемой предприятию, величине фонда зарплаты и др.) устанавливались из центра. Отсутствовало свободное ценообразование. Предприятия получили только небольшую экономическую свободу. Желаемый результат не был достигнут. В сельском хозяйстве произошла административная коллективизация как результат экспроприации частной собственности, зачастую насильственное объединение крестьян в колхозы и совхозы, контролируемые государством. Средства из сельского хозяйства в огромных количествах выкачивались для проведения индустриализации. Колхозники длительное время работали за трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, т.к. им не выдавались паспорта.
В отношениях обмена господствовала особая форма рынка: административный рынок с выхолощенными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена, т.к. отсутствовали рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда.
Были деформированы и отношения
потребления. Потребители
средств производства и