Командная экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:43, доклад

Описание работы

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Работа содержит 1 файл

Командная экономическая система.docx

— 24.80 Кб (Скачать)

Командная экономическая  система

Командная или централизованная экономика  является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании  долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

 

 

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной  Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами  АКС является общественная (а в  реальности – государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого  центра – высших эшелонов государственной  власти, что сводит на нет самостоятельность  хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные  рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный  аппарат руководит хозяйственной  деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах  труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим  масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного  хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и  людских резервов на случай нарушения  сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение  общеэкономических задач имело  свои специфические особенности. В  соответствии с господствующими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьёзной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия  непосредственных производителей и  потребителей, в соответствии с заранее  выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам  повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно  утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты  хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической  системы характерен для: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов

Административно-командная  система (централизованная, плановая, коммунистическая) 

 

 Эта система господствовала ранее  в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, сильная  монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как  основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда.

При чрезмерной централизации  исполнительной власти развивается  бюрократизация хозяйственного механизма  и экономических связей. По своей  природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности  хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.  

Гигантские монополии, утвердившиеся  во всех областях народного хозяйства  и поддерживаемые министерствами и  ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной  системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура  общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально  невозможно, эти органы руководствовались  преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия  непосредственных производителей и  потребителей. Оно происходило в  соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими  установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств фонда  заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия  экономических реформ в этих странах  определяется законами развития мировой  цивилизации, в результате чего с  большей или меньшей скоростью  там строится современная рыночная экономика.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ

Экономическую систему будем называть административно-командной, если в  ней спрос и предложение формируются  под воздействием директив, централизованно  устанавливаемых количественных и  качественных ограничений, норм, правил, искусственных льгот, а цены устанавливаются  сверху для всей страны.

Анализу системы этого типа большое  внимание уделил венгерский экономист Я. Корнай. В работе «Экономика дефицита» он выделил особый вид хозяйственной системы -- плановую экономику, проанализировал ее принципиальные особенности и отличия от рыночной экономики.

В рыночной экономике рост производства осуществляется в зависимости от предъявляемого на рынке спроса на товары и услуги. Другими словами, основным ориентиром в деятельности этой системы являются существующие ограничения по спросу и изменение  потребностей. Связь между спросом  и производством носит опосредствованный, денежный характер. Рыночная система  является гибкой, динамичной, постоянно  перестраивающей свою структуру  в зависимости от меняющихся общественных потребностей.

В плановой экономике объемы производства, как показал Я. Корнай, определяются исключительно величиной располагаемых ресурсов. Достигнутые производственные результаты на предыдущем этапе полностью определяют объемы производства будущего периода. Ориентиром в деятельности плановой системы выступают ограничения по объемам и структуре имеющихся ресурсов. Целью функционирования является расширение производства для увеличения ресурсов как необходимое условие для еще большего роста производства. Другими словами, в механизм плановой системы не встроены спросовые ограничения и потребительские предпочтения, а производство осуществляется ради самого производства. Такому определению плановой системы также соответствуют используемые в литературе понятия «монополия производителя», «экономика продавца».

Концепция Я. Корнай позволяет указать на ряд принципиальных характеристик плановой системы.

Отсутствие в системе спросовых ограничений, а также денег и цен как экономических категорий обусловливает, с одной стороны, существование чрезмерного спроса на. все ресурсы и продукты, а с другой - всеобщий, хронический, самовоспроизводящийся дефицит. Дефицит (или нехватка товаров), определяемый как разница между спросом и предложением, может возникнуть в любой системе. Но если в рыночной экономике этот дефицит является временным и быстро устраняется, то в плановой он приобретает форму закономерности, специфической характеристики самой системы.

Предприятия действуют в условиях «мягких бюджетных ограничений». Этим термином Я. Корнай описывает ситуацию, при которой риск, прибыли и убытки предприятия переносятся на общество в целом. Любые денежные затраты предприятия компенсируются. Вследствие этого невозможно точно определить, насколько успешна деятельность того или иного экономического субъекта. Убыточность предприятия в течение довольно длительного периода не приводит к его ликвидации. Для предприятия не существует проблемы нехватки денежных средств, а его потребности в ресурсах являются неограниченными.

Эту проблему пытаются решить с помощью  специально сконструированной плановой системы. Ее можно представить как  «торг» между центром и производителем. Предприятие стремится создать побольше запасов ресурсов и мощностей и получить более низкий, по сравнению со своим реальным потенциалом, уровень плановых заданий. Этого уровня оно могло бы легко достичь и получить дополнительные вознаграждения за перевыполнение плана. Центр, зная логику поведения производителя, прибегает к планированию от «достигнутого уровня», т.е. на некоторую величину повышает задания предыдущего периода. Часто такие задания оказываются для предприятия перенапряженными. Поэтому в ответ на стремление центра поставить высокие цели предприятие опять реагирует известным способом: наращиванием своих резервов.

Для описанной схемы планирования важным является и то, что сам  процесс планирования основывается на задании натуральных показателей  с использованием технических коэффициентов  затрат сырья, материалов и энергии  на производство единицы продукции. Другими словами, если в рыночной экономике доминирующими являются экономические связи в виде спроса и предложения, то в плановом хозяйстве  преобладают связи производственно-технологического характера. Применение последних в  процессе планирования позволяет плановым органам более или менее успешно  контролировать использование производственных мощностей, однако встречается с  огромными трудностями при планировании затрат сырья и энергии. Рост запасов  в каждой производственной ячейке, а также чрезмерное использование  основных производственных ресурсов объективно не могут быть проконтролированы центральными плановыми организациями.

Сам способ выработки плановых решений  в центре содержит в себе потенциальную  возможность дефицита. Вырабатываемая плановая директива исходит из необходимости  максимального использования ресурсов, но не учитывает, и объективно не в  состоянии учитывать, их реальное наличие  у производителей. Отсутствие в достаточном  количестве хотя бы одного ресурса  хотя бы у одного производителя приводит к изменению структуры затрат или структуры выпуска. И то и  другое распространяется «по цепочке» на остальных производителей, создавая ситуацию дефицита.

Для плановой системы, ориентированной  на «производство ради производства», закономерна ориентация на чисто  количественный рост, на увеличение совокупных инвестиций. Я. Корнай доказывает, что в плановом хозяйстве совокупные инвестиции, как правило, значительно превышают реально возможные. Чрезмерные инвестиции вызываются амбициями планового центра, его стремлением к достижению больших темпов роста как основных индикаторов эффективности системы. Все мощности стремятся задействовать для увеличения объемов производства, в то время как в рыночной экономике всегда существует определенный резерв мощностей, используемый для быстрого приспосабливания производства к изменяющейся конъюнктуре рынка и, соответственно, спроса.

Информация о работе Командная экономическая система