Количественные ограничения во внешней торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:44, доклад

Описание работы

Во времена, когда Радищев ходил по таможенной пристани и взирал на «драгие произращения», прибывавшие в Россию из Америки, тарифные методы регулирования внешней торговли не были еще достаточно развиты. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы — количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике.

Работа содержит 1 файл

межд эк.docx

— 18.05 Кб (Скачать)

Количественные  ограничения во внешней торговле

Нетарифные методы регулирования

Во времена, когда Радищев ходил  по таможенной пристани и взирал на «драгие произращения», прибывавшие в Россию из Америки, тарифные методы регулирования внешней торговли не были еще достаточно развиты. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы — количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики. 

Измерение нетарифных методов 
Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов: 
Индекс частотности (frequency index) — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики. 
      Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров. 
      Индекс воздействия на цены (price impact index) — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений. 
     Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара). Проведенное в США в середине 70-х годов исследование нетарифных ограничений импорта 90 различных товаров 15 развитыми странами показало, что, например, при импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые составляет лишь 13%, нетарифные ограничения импорта мяса увеличивают его цену на японском рынке по сравнению с мировой еще на 161%. В США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые кроме того нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт товара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то пошлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, независимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обусловленного властями объема. 
      Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). 
     В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом. 
      Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. 
       Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

 

Виды  торговой политики

Торговая политика — одно из направлений внешне экономической  деятельности государства, совокупность методов регулирования масштабов, структуры и условий внешней  торговли. К ним принадлежат тарифные (таможенные) и не тарифные (квотирование, лицензирование,), экономические и неэкономичные.  
     Различают два вида торговой политики — фритредерство и протекционизм, фритредерство — свободная торговля; направление в экономической теории, которое означает свободу торговли и невмешательства государства в частную собственность. Возник в последней трети 18 ст. в связи с началом промышленного переворота. Всестороннее теоретическое обоснование его дали представители классической политической экономии А.Смит и Д. Рикардо. их выводы легли в основу борьбы против таможенных тарифов, за их снижение, которое способствовало росту экспорта английских товаров за границу и снижению цен на импортированное в страну зерно.          Протекционизм — защита одной или нескольких отраслей от иностранных конкурентов (относительно отдельных товаров — селективный протекционизм). Выгодный отечественным предпринимателям, поскольку ослабляет позиции иностранных конкурентов, обеспечивает определенную занятость в этих отраслях. В то же время протекционизм способствует повышению внутренних цен, ухудшению условий жизни, сдерживает развитие торговли и экономики в целом. Как следствие такой политики растет напряженность в отношениях между странами, что приводит к "торговым войнам". Протекционизм также защищает отечественный монополизм, в то время как фритредерство является эффективным средством борьбы с ним.

 

Аргументы против протекционизма.

1. Протекционизм уменьшает  или сводит на нет выгоды  от специализации. Если страны  не могут свободно торговать,  они должны перебросить ресурсы  с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

2. Протекционизм уничтожает  дух конкуренции, развивает привилегии  и порождает ренту по положению.  Он вреден и с точки зрения  потребителя, которого он заставляет  переплачивать за необходимые  ему товары и услуги.

3. Обострение межгосударственных  противоречий. Вряд ли можно ожидать,  что политика протекционизма, проводимая  одной страной, не вызовет ответных  мер со стороны ее торговых  партнеров. Другими словами, следствием  сокращения импорта в результате  введения страной тарифных или  нетарифных ограничений внешней  торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

4. Сокращение экспорта  и ухудшение платежного баланса.  Протекционистская внешнеторговая  политика, сокращая импорт и увеличивая  чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.


Информация о работе Количественные ограничения во внешней торговле