Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:57, реферат
“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые капиталистические монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.
1. Введение
2. Методология
3. Карл Менгер
4. Теория предельной полезности
5. Таблица Менгера
6. Теория Е. Бем-Баверка
7. Австрийская школа и современная экономическая наука
8. Заключение
9. Список литературы
Cанкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Факультет Экономики и Менеджмента
Кафедра
«Финансы и денежное обращение»
Реферат
По дисциплине: «История экономических учений»
Тема:
«К.Менгер – представитель австрийской
школы маржинализма»
Савельева Мария Михайловна
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
1. Введение
2. Методология
3. Карл Менгер
4. Теория предельной полезности
5. Таблица Менгера
6. Теория Е. Бем-Баверка
7. Австрийская школа и современная экономическая наука
8. Заключение
9. Список литературы
1. Введение
“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые капиталистические монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.
До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты исторической школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “Основания политической экономии”, а в 1887 г. - “Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ”. Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах “Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884), “Естественная ценность”(1889), “Закон власти”(1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 - 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка - “Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886), “Естественная стоимость ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.
Теория
предельной полезности непосредственно
противопоставлялась марксистской трудовой
стоимости, на которой базируется теория
прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк,
указывая на железную логику “Капитала”
К. Маркса заявил, что для опровержения
марксизма в целом достаточно показать
несостоятельность его учения о стоимости.
2. Методология
Учение австрийской школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений. Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы является маржинализм. Он предполагает примат потребления над производством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связи со всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главной задачей политэкономии объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями человека и средствами для их удовлетворения.
Законы общественной жизни австрийская
школа выводила из исследования отношения
изолированного субъекта к окружающей
его природе. Причем, “хозяйственного
субъекта” австрийская школа рассматривала
не исторически, абстрагируясь от общественных
отношений, независимо от характера общественного
строя. Для австрийской школы характерно
использование робинзонад, т.е. рассмотрение
“хозяйства” Робинзона. Визер, например,
упрекает Маркса за то, что он считал отношения
между Робинзоном и его вещами простыми
и прозрачными. Визер утверждает, будто
хозяйство Робинзона требует глубокого
изучения, т.к. в нем скрыт ключ к решению
всех задач политэкономии. Он пытается
доказать, что изучение хозяйства Робинзона
дает ответ даже на такие вопросы, как
прибыль, рента, з/п и др. В основе метода
робинзонады лежит рассмотрение капиталистической
экономики как суммы “хозяйственных атомов”.
Такой угол зрения приводит сторонников
этой школы к выводу, что противоречия
в капиталистическом обществе исчезают,
а капиталистические категории объявляются
“вечными” и “естественными”.
3. Карл Менгер
Карл
Менгер (1840—1921), как ученый-экономист с
мировым именем и глава австрийской школы
маржинализма, занимает достойное место
в ряду лучших представителей экономической
науки второй половины XIX века.
Главным элементом в методологическом
инструментарии К.Менгера является микроэкономический
анализ, позволивший, с одной стороны,
противопоставить учению «классиков»
об экономических отношениях между классами
общества анализ экономических отношений
и показателей на уровне отдельного хозяйствующего
субъекта (по терминологии К.Менгера —
«хозяйство Робинзона»), но с другой —
увлечься предвзятым положением о том,
что якобы выявить и решить экономические
проблемы возможно, рассматривая их только
на уровне индивида, на микроуровне, с
учетом феномена собственности и обусловленного
относительной редкостью благ человеческого
эгоизма.
Все науки делятся Менгером
на два разряда - изучающие индивидуальные
явления в их конкретной обстановке и
изучающие типические формы явлений и
их соотношения между собой. К числу наук
первого рода Менгер относит историю и
статистику народного хозяйства, к числу
вторых - теоретическое учение о народном
хозяйстве или теоретическую политическую
экономию. Предметы наук того и другого
разряда настолько различны, что и свойственные
им методы исследований не могут быть
одни и те же. Теоретическое познание может
быть достигнуто двояким образом: 1) Путем
реалистического эмпирического исследования
конкретных фактов (индуктивным путем),
причем явления берутся в их целостности
и затем, путем анализа и группировки сходных
и несходных случаев, устанавливаются
типы явлений и типические соотношения.
В этом случае результаты исследования
имеют только относительную точность,
так как реальные явления никогда не имеют
строго типической природы. Таким путем
можно достигнуть, самое большее, эмпирических
законов, правильных лишь в пределах нашего
наблюдения. 2) Другим способом теоретического
познания является точное исследование
(дедуктивное), стремящееся свести явление
к его простейшим элементам, все равно,
существуют ли они в действительности,
как самостоятельные явления, или нет.
Такое исследование исходит из типических
форм явлений, которые хотя и существуют,
строго говоря, только в нашем представлении
(например, абсолютно чистый кислород,
золото, человек, руководимый только эгоизмом
и т. п.), но на базисе которых возможно
установление точных законов природы.
В применении к народному хозяйству точный
метод исследования выражается в том,
что исследователь предполагает человека
руководящимся только одним простейшим
мотивом - эгоизмом, оставляя без внимания
все другие мотивы человеческой деятельности.
Выводы из этого предположения не вполне
совпадают с действительностью, как движение
тела в воздухе не вполне совпадает с его
идеальным движением в безвоздушном пространстве;
тем не менее, они являются необходимым
условием понимания действительности
и не нуждаются в эмпирической поверке,
как не нуждаются в ней выводы математики.
Так как эгоизм на самом деле является
важнейшим мотивом хозяйственной деятельности
(хотя и не единственным), то эмпирическая
действительность до известной степени
согласуется с заключениями точной науки.
Необходимость исторической точки зрения
в политической экономии Менгер не отрицает.
Экономические явления находятся в процессе
развития.
Вследствие этого, было бы неправильно
рассматривать каждое конкретное хозяйственное
явление или даже каждую типическую форму
хозяйственных явлений как нечто неподвижное
и неизменное. Экономист должен принимать
в соображение изменяемость этих форм,
но это обстоятельство вводит существенную
модификацию только в реалистически эмпирическое
направление теоретического исследования
хозяйства; что же касается до точного
направления, имеющего дело с точными
абстрактными типами, то выводы его исследования
отнюдь не устраняются фактом исторической
сменяемости этих форм. Книга Менгера
вызвала несколько ответов со стороны
приверженцев исторической школы; но самый
влиятельный из них, профессор Шмоллер,
признал справедливость замечаний Менгера
о теоретической слабости экономистов
исторической школы. Вообще, методологическая
работа Менгера несомненно была очень
полезна и содействовала оживлению интереса
к теоретическим вопросам в политической
экономии, замечаемому в последнее время.
Что касается ее положительного значения,
то оно невелико. Будучи последователем
Милля, Менгер прибавляет мало нового
к методологическим воззрениям своих
предшественников и учителей, а его отрицание
необходимости эмпирической поверки выводов
абстрактной политической экономии показывает
недостаточное понимание практического
характера всякой общественной науки.
Желая отстоять абстрактное направление
в политической экономии, Менгер совершенно
упускает из виду важность установления
законов развитая народного хозяйства;
именно эта область в настоящее время
более всего привлекает исследователей,
и попытка Менгера вернуть политическую
экономию на тот путь, которого она держалась
в начале этого столетия, не может рассчитывать
на успех. Интересна теория ценности, развиваемая
Менгером независимо от Госсена и Джевонса,
которые раньше высказали сходные воззрения
по тому же вопросу. Сущность этой теории
он формулирует следующим образом: "Ценность
каждой единицы хозяйственного блага,
находящегося в распоряжении данного
лица, равняется значению, которое данное
лицо придает удовлетворению наименьшей
из потребностей, удовлетворяемых при
помощи данного запаса благ". В пояснение
этого он приводит следующий пример. Предположим
человека, ведущего хозяйство на необитаемом
острове, на котором есть только один источник
воды. Часть воды, доставляемой источником,
нужна человеку для поддержания его жизни,
другая - для умывания и стирки белья, третья
- для менее важных потребностей, например,
для поливки цветов и, наконец, остальная
вода совсем не нужна. Спрашивается, будет
ли в этом случае вода иметь какую либо
ценность для рассматриваемого лица? Очевидно
- нет. Но если количество воды, доставляемой
источником, так уменьшится, что ее едва
будет хватать для поливки цветов, то вода
приобретет ценность, равную не наибольшей
потребности, удовлетворяемой при посредстве
данного запаса воды (потребности поддержания
жизни), но наименьшей - потребности в цветах.
Если же воды будет так мало, что ее будет
хватать только для питья, то и ценность
ее повысится в соответственной степени.
Эта теория принята многими экономистами,
преимущественно соотечественниками
Менгера, и, таким образом, возникла так
называемая австрийская школа экономистов,
главой которой является Менгер. Какого
бы мнения ни держаться о научных достоинствах
этого направления, нельзя отрицать его
оригинальности; помимо школы Маркса,
оно является едва ли не единственной
в новейшее время серьезной попыткой внести
существенные изменения и дополнения
в теорию экономической жизни, созданную
классическими экономистами.
Методологические проблемы
пронизывают, если так можно выразиться,
почти всю содержательную часть «Оснований
политической экономии», хотя исключительно
на них К.Менгер сосредоточивается только
в первых двух главах книги. А далее, начиная
с третьей и до последней, восьмой главы
работы, он переходит непосредственно
к теоретическим положениям политической
экономии, в том числе к таким, как «ценность»,
«обмен», «товар», «деньги» и другие. Причем
во втором разделе третьей главы К. Менгер
настраивает читателя на терпеливое и
вдумчивое осмысление его достаточно
объемного сочинения, заявив так: «Но по
примеру Адама Смита я отваживаюсь все-таки
быть несколько скучным, если от этого
выиграет ясность изложения».
В третьей главе «Оснований»,
разрабатывая теорию стоимости (ценности),
определяемую предельной полезностью,
К.Менгер как бы заново открыл «законы
Госсена». Он убежден, что ценность экономических
благ выявляется человеком в процессе
удовлетворения потребностей, т.е. тогда,
когда он сознает зависимость от их наличия
в своем распоряжении; соответственно
не имеют для человека никакой ценности,
в том числе потребительной, только неэкономические
блага. Кроме того, он поясняет, что «ценность
не есть нечто присущее благам, не свойство
их, но, наоборот, лишь то значение, которое
мы прежде всего придаем удовлетворению
наших потребностей...». Чтобы подтвердить
такого рода суждение, К.Менгер приводит
пример оазиса, где вода из источника,
покрывающая все потребности людей в ней,
не имеет ценности и, наоборот — вода приобретает
для жителей оазиса ценность, когда внезапно
поступление воды из источника сократится
настолько, что распоряжение определенным
количеством воды станет необходимым
условием для удовлетворения конкретной
потребности жителей оазиса.
В итоге возникает менгеровская
субъективистская трактовка ценности,
ставшая впоследствии общей исходной
позицией австрийской школы, а именно:
«Ценность — это суждение, которое хозяйствующие
люди имеют о значении находящихся в их
распоряжении благ для поддержания их
жизни и их благосостояния, и поэтому вне
их сознания не существует». Но какова
мера ценности, если она не существует
вне сознания? Ответ К.Менгера лаконичен:
«Ценность субъективна не только по своему
существу, но и по своей мере».
Таким образом, автор «Оснований» посягнул
на святая святых классической политической
экономии — трудовую теорию стоимости
(ценности). По его мнению, «затраты труда
и его количества или других благ на производство
того блага, о ценности которого идет речь,
не находятся в необходимой и непосредственной
связи с величиной ценности». Причем и
здесь К.Менгер использует «доказательство»,
обращаясь к примеру о ценности бриллианта
и давая комментарий, суть которого такова:
величина ценности этого минерала не зависит
от того, нашли ли его «случайно» или он
«добыт из месторождений путем затраты
тысячи рабочих дней», так как определяющим
моментом «при обсуждении его ценности»
считается то количество «услуг», которого
можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.
Но наряду с этим «несостоятельно и то
мнение, — заключает ученый, — что количество
труда или прочих предметов производства,
необходимое для воспроизводства благ,
является моментом, определяющим меру
ценности благ».
Между тем предложенная
К.Менгером и поддержанная его учениками
теория стоимости (ценности) так же, как
и аналогичная теория «классиков», представляет
собой тупиковый вариант определения
истинной цены товаров (благ). Ведь фактически,
по данной теории австрийской школы, получившей
название «теории вменения», предполагается,
что доля стоимости (ценности) блага «первого
порядка» вменяется благам «последующих
порядков», использованным при его изготовлении.
В основе этой версии лежит тезис автора
«Оснований», в соответствии с которым
«при всех условиях ценность благ высшего
порядка определяется предполагаемой
ценностью благ низшего порядка, на производство
которых они предназначаются или предположительно
предназначаются людьми». Другими словами,
менгеровская «предполагаемая ценность
продукта» является принципом определения
величины ценности «благ высшего порядка».
Блага высшего порядка рассматриваются
К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки
производства благ. Причем к их числу он
предлагает относить не только совокупность
сырых материалов, труд, используемые
участки земли, машины, инструменты и пр.,
но и «пользование капиталом и деятельность
предпринимателя». Далее следует серьезное
замечание ученого о том, что «не строго
только определенные количества отдельных
благ высшего порядка вступают в соединение
в процессе производства друг с другом,
как это бывает при химических реакциях...
Наоборот, самый элементарный опыт учит
нас, — заключает он, — что блага высшего
порядка могут произвести определенное
количество какого-нибудь блага низшего
порядка, находясь в самых разнообразных
количественных отношениях друг к другу...».
Следовательно, распоряжение благами
низшего порядка, требующими комплиментарных
количеств благ высшего порядка, в реальной
действительности не сопряжено с жесткой
регламентацией.
К.Менгер считает ошибочным
ставить в вину социальному строю возникающую
якобы «возможность... отнимать у рабочих
часть продукта труда». Он пишет, что труд
представляет собой только один элемент
производственного процесса, который
«является не в большей степени экономическим
благом, чем элементы производства». Поэтому,
по его мнению, владельцы капитала и земли
живут не за счет рабочих, а «за счет пользования
землей и капиталом, которое для индивида
и общества имеет ценность так же точно,
как и труд».
Автор «Оснований» подвергает
серьезной критике и теорию заработной
платы «классиков», по которой цена простого
труда тяготеет к минимуму, но она при
этом должна «прокормить» рабочего и его
семью, «иначе, — отмечает К.Менгер, —
представление его в распоряжение общества
не будет продолжительным...». По мнению
лидера австрийской школы, такой подход
неправомерен, поскольку идея о заработной
плате как источнике «для поддержания
жизни» будет всегда приводить к увеличению
числа работников и снижению цены труда
до прежнего (минимального) уровня. Поэтому
во избежание регулирования цены простого
труда по принципу минимума средств существования
им рекомендуется введение более высокой
цены остальных видов труда на затрату
капитала, на ренту с таланта и т. л.
Проблематике обмена К.Менгер
посвятил четвертую главу «Оснований»,
возвращаясь затем к ней и в последующих
главах. Сущность этой категории сведена
в книге ученого преимущественно к индивидуальному
акту партнеров, результат которого якобы
обоюдовыгоден, но не эквивалентен.
По его словам, всякий экономический
обмен благ для обменивающихся индивидов
означает присоединение к их имуществу
нового имущественного объекта, и поэтому
обмен можно сравнить в хозяйственном
смысле с продуктивностью промышленной
и сельскохозяйственной деятельности.
Вместе с тем обмен, по Менгеру, — это не
только выгода, но и экономическая жертва,
вызванная меновой операцией, отнимающей
«часть экономической пользы, которую
можно извлечь из существующего менового
отношения», что нередко делает невозможной
реализацию там, где она была бы еще мыслима.
Высоко оценивая место и
роль обмена в экономической жизни, глава
австрийской школы осудил негативное
отношение к занятым в этой сфере людям
со стороны представителей классической
политической экономии, особенно американца
Г.Ч. Кэри. «Если Кэри изображает людей
торговли хозяйственными паразитами,
— пишет К.Менгер, — потому что они берут
себе некоторую часть выгоды, являющейся
результатом реализации находящегося
налицо случая экономического обмена,
то это основано на его ложных представлениях
о продуктивности обмена». Все, кто способствует
обмену, т.е. экономическим меновым операциям,
продолжает автор «Оснований», являются
такими же производителями, как земледельцы
и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства
состоит не в физическом увеличении количества
благ, а в возможно более полном удовлетворении
человеческих потребностей.
В попытке предостеречь
от представления о том, что величина цен
на товары «есть существенный момент обмена»
и что количества благ в акте обмена являются
«эквивалентами», К.Менгер утверждает:
«...исследователи в области явлений цены
напрягали свои усилия для решения проблемы
сведения предполагаемого равенства между
двумя количествами благ к его причинам,
и одни искали эти причины в затрате одинакового
количества труда на данные блага, другие
— в равных издержках производства, возникал
даже спор о том, отдаются ли блага в обмен
одно на другое, потому что они — эквивалентны,
или блага потому эквивалентны, что в акте
мены отдаются одно за другое, тогда как
в действительности нигде не бывает равенства
в ценности двух количеств благ (равенства
в объективном смысле)».
4. Теория предельной полезности
При разработке ТПП представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезности вещи (потребительной стоимости), которые развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине 19-в. Согласно им, в ходе “постепенного насыщения потребностей ” полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление - как единственный объект исследований, заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией.
К. Менгер первым изложил теорию предельной
полезности и предпринял попытку показать
зависимость полезности от редкости предметов
потребления. Он утверждал, что истинным
исходным пунктом исследования являются
человеческие потребности. Эти потребности
Менгер определял как разновидность неудовлетворенных
желаний или неприятных ощущений, которые
проистекают из нарушения своеобразного
физиологического равновесия. Далее он
утверждал, что при ограниченности ресурсов
перед индивидом возникает проблема, как
наилучшим образом распределить свои
средства для удовлетворения потребностей.
Для ответа на этот вопрос он построил
схему, в которой римскими цифрами обозначал
потребности человека в различных предметах
от I до X в зависимости от их значения для
благополучия субъекта, от насущной к
наименее важной. Арабские цифры должны
в этой таблице показывать, как хозяйствующий
субъект расценивает первую, вторую и
т. д. единицы блага, удовлетворяющего
ту или иную потребность.
5. Таблица Менгера
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I - в зерне, самая важная потребность. Потребность V - в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а, предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.
К. Менгер при решении проблемы цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида. Поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего - от предельной полезности этих благ.
Среди
основателей австрийской школы Менгер
был первым, кто сформулировал принцип
снижающейся полезности. Согласно этому
принципу, стоимость однородного блага
определяется той наименьшей полезностью,
которой обладает последняя единица запаса.
В своей таблице К. Менгер абстрагировался
от того факта, что субъективная оценка
одного и того же товара разными людьми
различна. Так, очевидно, что субъективная
оценка хлеба предпринимателя и пролетария
различна, однако они платят одинаковую
цену за равное количество хлеба. Далее
Менгер, ставя ценность благ в зависимость
от редкости, приходил к выводу, что она
определяется размерами предложения.
При увеличении или уменьшении количества
благ изменяется степень удовлетворения
потребности и соответственно ценность
этих благ. Он считал, что ценность одинаковых
благ определяется стоимостью наименее
важной единицы или последней в запасе.
6. Теория Е. Бем-Баверка
Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал Е. Бем-Баверк. В работе “Основы теории ценности хозяйственных благ”, используя “законы Госсена”, он стремился доказать, что меновая стоимость, как и потребительная, определяется “предельной полезностью” товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции.
Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, - от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности ”, а «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Под предельными парами он понимал, с одной стороны, последнего покупателя, согласного купить товар, и первого продавца среди тех, кто может принять участие в процессе обмена, с другой - наиболее слабого продавца и первого покупателя, кто в данной рыночной ситуации исключается из обмена. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой - говорилось о соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия австрийской школы дать монистическое определение источника ценности благ не увенчалась успехом.
Информация о работе К.Менгер – представитель австрийской школы маржинализма