Ключевые сектора экономики Казахстана проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:14, доклад

Описание работы

Современная экономическая ситуация Республики Казахстан является одной из ключевых тем, определяющей дальнейший путь развития страны и методы решения проблем для последующего роста и процветания республики. Тема данной статьи весьма актуальна в настоящее время, поскольку мировой финансовый кризис все еще продолжается, и, пока точно не известно, когда именно он закончится.

Работа содержит 1 файл

Эсее по экономике предприятий.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Подготовил: Утепбергенов Бауыржан

Тема: Ключевые сектора экономики Казахстана: проблемы и пути их решения

Современная экономическая ситуация Республики Казахстан является одной из ключевых тем, определяющей дальнейший путь развития страны и методы решения проблем для последующего роста и процветания республики. Тема данной статьи весьма актуальна в настоящее время, поскольку мировой финансовый кризис все еще продолжается, и, пока точно не известно, когда именно он закончится.

Казахстан большая страна, которая обладает огромными запасами минеральных ресурсов и полезных ископаемых. Мне нужно определить самые важные направления экономики Казахстана, потому что именно ключевые отрасли помогут нам в оценке экономической обстановки в Казахстане.

Пожалуй, начнем с того, что до кризиса все дела шли хорошо: улучшение банковской сферы, падение безработицы и т.д. Можно сказать, что в экономическом регулировании государства присутствовала полная либерализация. Либерализация означает ситуацию, когда рынок везде, где возможно, а государство, где необходимо. Но с наступлением мирового финансового кризиса, государственное регулирование экономики меняет свою политику и начинает активно участвовать в налаживании экономической стабильности в стране. Начинается политика, когда государство должно стать главным регулятором и гарантом обеспечения выхода из кризиса.

Теперь  непосредственно приведем понятие  государственного сектора экономики. Под государственным сектором экономики  понимается комплекс объектов собственности  принадлежащих государству (имущество предприятий, учреждений и др.). Государственный сектор преобладает в сфере почтовых услуг, телекоммуникаций, энергетики, железных дорог и др. Так вот, доля занимаемая госсектором экономики различна в разных странах. Приведем тот же Казахстан:

4660 государственных  предприятий и 461 АО и ТОО  с участием государства в уставном  капитале.

    1. Доля государства в ВВП составляет лишь 8,2%, а в промышленности и строительстве – менее 1%, что очень мало по всем мировым меркам.[1]
    2. Напротив, непомерно высока доля государственной собственности в сфере образования и здравоохранения – 77,5% и 65,4% соответственно.[1]

Вызывает  озабоченность более высокая  доля собственности иностранных  держав, чем отечественного, в ключевых отраслях экономики, что означает экономическую зависимость страны:

    1. промышленности – соответственно 22,3% и 0,8%;[1]
    2. строительстве – соответственно 19,2% и 0,8%;[1]
    3. транспорте и связи – соответственно 10,1% и 5%.[1]

Эти данные показывают, что мы по-прежнему ориентируемся на сырьевую направленность и зависимость нашей экономики. Надо повышать долю госсектора экономики в основных отраслях, но мировой финансовый кризис препятствует этому.

Понятие конкуренции присутствует на протяжении всей нашей жизни. Все мы, когда  то хотели стать сильнее, умнее или красивее других. Мы конкурируем, когда поступаем в школу или университет, когда проводим эстафеты и другие спортивные состязания. В нашем же случае, конкуренция – это право обладанием тех редких экономических ресурсов, которые нам необходимы. В глобальном рейтинге конкурентоспособности республика ухудшила свои позиции и заняла 72 место в мировом рейтинге. Республика ухудшила свои позиции по сравнению с прошлым годом на 5 мест[2]. По этому поводу существуют различные мнения и причины. Например, «политолог Досым Сатпаев считает, что снижение рейтинга связано с тем, что Казахстан, во-первых, сильно пострадал от финансового кризиса, а во-вторых, страна остается основным поставщиком сырья на мировом рынке и то, что за эти годы не создано ни одной конкурентоспособной отрасли, связанной именно с инновациями»[2]. В противовес ему, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований, Олжас Худайбергенов, отмечает, что сам по себе этот «рейтинг есть вещь очень субъективная, поскольку 70% рейтинга зависит от опросов менеджеров разных компаний в 131 стране, которые могут по разному понимать и представлять ситуацию в каком либо государстве. К тому же эксперт сообщает, что по параметру «макроэкономическая стабильность» Казахстан перешел с 59-го на 25-е место»[2]. Из всего этого вытекает вопрос, а почему не улучшились остальные параметры, если макроэкономическая обстановка позволяла это сделать. Ответ нужно искать, проанализировав основные сектора экономики.

Самый значимый сектор нашей экономики  – это нефть.

Известно, что Казахстан добывает 1.4 миллиона баррелей нефти в день, а в перспективе  предполагается добывать намного больше. Понятно, что доля доходов от нефти  в ВВП Казахстана будет определяющей. Продажа сырой нефти заманчива, но оставаться сырьевой страной невыгодно и опасно.

Из-за сложившейся  структуры производства значительная доля экспорта Казахстана приходится «на минеральные продукты и электроэнергию - до 74%, причем удельный вес нефти составляет около 60%»[3].

Строительство Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) откладывается на неопределенный срок. Система создавалась в основном под Кашаганское месторождение, объем добычи которого до 2014-2016 гг. будет недостаточен для загрузки нефтепровода.

Для Казахстана перенос строительства ККСТ означает серьезные потери. Это связано с тем, что «доля Казахстана в проекте составляет около 17%, следовательно недополученный доход составит приблизительно $3 млрд. в год, не учитывая налоги, а с ними  - 5-6 млрд. ежегодно»[4]. Как сказано «в специальном отчете Fitch по нефтегазовому сектору, до 140 млн. тонн нефти в год Казахстан могут довести три мега проекта: Тенгиз, Карачаганак и Кашаган»[5]. Для того, чтобы дать правильную оценку возможных убытков страны из-за отсрочки реализации проекта центральное значение имеет особенности соглашения о разделе продукции (СРП). СРП дает реальную возможность получить высокий доход республике в случае успеха, но в результате отсрочки проекта, мы можем понести огромные расходы. А отсрочки ведут к этому. Хотя «увеличение доли КМГ повышает рост чистой прибыли на $3,5 млрд., чистая прибыль уменьшается на $8,7 млрд. из-за отсрочки ввода Кашагана в эксплуатацию»[4]. 

Пути  решения проблемы связанной с  отсрочкой строительства ККСТ на мой взгляд, следующие. Во-первых, нужно публиковать данные об экономике проекта, необходимых статистических расчетов для увеличения прозрачности данного проекта. Во-вторых, пересмотреть, если это возможно, условия СРП, в случае увеличения убытков. В-третьих, пересмотрев условия СРП, увеличить долю КМГ.

«В результате страшнейшей засухи недобор урожая картофеля в России составил 4 млн. тонн. Климатические катаклизмы задели и север Казахстана»[6]. Продуктовая истерия спровоцировала стремительный взлет цен. Для того, чтобы оценить данный недобор, нужно привести некоторые статданные. «В настоящее время рыночная цена картошки составляет 35 тенге. Ожидается рост цены до 60-80 тенге за килограмм. А в магазинах цена подскочит до 140 тенге и выше. Рост цен вызван тем, что в России засуха привела к тому, что 60% урожая картофеля была потеряна. В результате цены на картофель вместо обычного их понижения в августе-ноябре на 30-40%, наоборот растут, по данным Росстата, за август картошка подорожала на 0.4%»[6]. Навязывается вопрос: а как это связано с Казахстаном. Для производителей это конечно выгодно – при высокой цене аграрии получают возможность обновлять оборудование и вкладывать свои средства. Но высокий уровень цен бьет по потребителю и ведет к повышению инфляции. Еще одна угроза – это потеря картофеля на нашем рынке, следствие, увеличение импорта. «Единственная область, где картофель не пострадал от засухи – это Карагандинская область. В Караганде выращивают семена картофеля на элитопроизводящем хозяйстве, где тщательно отбирают мелкие фракции – от 28 до 55 мм – и продают их как семена»[7]. Из этих семян получается высокопродуктивный картофель, который меньше болеет и дольше хранится. На мой взгляд, решить проблему с картофелем можно было двумя путями: развивать хозяйства, выращивающие высокопродуктивный картофель из семян, а затем наладить его торговлю по всему Казахстану, поскольку данный вид устойчив к климатическим эффектам; развивать оросительную систему, для оперативной борьбы с засухой, т.к. на орошаемых землях хозяйства получили достаточный урожай.

Другим  немаловажным сектором экономики является энергия. Обладая значительным потенциалом  ископаемых энергоресурсов, угля, нефти, и газа, Казахстан в области  энергосбережения занимает одно из последних  мест не только в постсоветском пространстве, но и в мире. Для достижения конкурентоспособности отечественной экономики следует уделить самое серьезное внимание повышению ее энергоэффективности. «Для этого экономия энергии и других видов ресурсов должна стать элементом казахстанского менталитета, производственной и бытовой культуры. В Казахстане эффективность потребления тепловой энергии жилыми и общественными зданиями является крайне низкой – порядка 30-40% энергии, доставленной потребителям, расходуется неэффективно, а чаще всего тратится впустую»[8]. Потребители не могут сами регулировать температуру воздуха в помещении, т.к. она задается сама и является фиксированной во всех жилых постройках. Большая часть тепла уходит на обогрев улицы, поскольку не учитываются отдельно взятые здания, не учитываются состояние наружных ограждений, что является результатом охлаждений или перегрева. Поэтому для решения данной проблемы нужно, в первую очередь, поднять вопрос об автоматическом регулировании уровня тепла, улучшения качества окон, стен и дверей, улучшение качества батарей и радиаторов. Также можно использовать новейшие технологии, например, существует краска, удерживающая тепло. Но все это стоит огромных денег, скорее всего в этом и следующем годах Казахстан не выберется из числа аутсайдеров в вопросах энергосбережения.

Еще одной  из ключевых отраслей является вопрос об атомной энергетике. Восстановление атомной энергетики может стать  движущей силой мирового прогресса. В мире растет спрос на уран, как  еще один источник энергии, многие государства планируют развивать строительство атомных реакторов. В Казахстане запасы урана очень велики. В перспективе мы можем стать одной из передовых стран поставляющих уран на мировой рынок. В данной отрасли «лидирующее положение занимает «Казатомпром», который стал инициатором идеи увеличения добычи урана. В соответствии с планами, компания намеревается увеличить объем добычи во втором полугодии 2010 года до 9770 тонн»[9]. Как я уже упоминал, ядерная энергетика является движущей силой мирового прогресса. Поэтому атомная энергетика – это отрасль будущего для всего мира.  Изо дня в день увеличивается число ядерных реакторов и проектов связанных с данной отраслью. Следовательно, Казахстан может стать крупнейшим поставщиком радиационного вещества. Слабым местом данной отрасли является планирование, поскольку именно из-за слабого планирования происходили аварии на ядерных электростанциях. Тщательное планирование поможет избежать ошибок и снизить последующие затраты. Надо интегрировать компании для их лучшего функционирования, их участия во всех стадиях ядерно-топливного цикла: добыче и переработке урана, конверсии и обогащении, производстве топливных сборок и мощностей по строительству надежных и безопасных атомных станций.

«Одной из главных проблем действующих предприятий, представляющих несырьевой сектор экономики, является проблема, связанная с их неподъемной долговой нагрузкой»[10]. Для того, чтобы решить проблемы, связанные с задолженностью, существует достаточное число путей. На микроуровне это банкротства компаний должников, продажа проблемной задолженности с дисконтом специализированным предприятиям или принятие программы реабилитации, предлагающей различные меры в виде увеличения сроков, конвертации долга в капитал и т.д. Если бы месторождение Кашаган было бы введено в эксплуатацию в сроки, то проблемы задолженности можно было бы решить, т.к. ожидался большой приток доходов от нефти и иностранных займов, которые бы снизили внешнюю задолженность к ВВП Казахстана и сделали бы Казахстан более привлекательным для инвесторов. «Это означало бы рост цен на недвижимость, а значит, можно было бы просто реализовывать или отдавать залоговое имущество, не боясь обрушить рынок недвижимости (для банков) или остаться без недвижимости и с долгами (для заемщиков)»[10]. Тем не менее, выше говорилось о том, что строительство ККСТ откладывается на неопределенный срок, следовательно месторождение Кашаган пока что трогать не следует. Второй путь это улучшение налогового законодательства, которое является несовершенным.

Таким образом, механизмы рыночной реструктуризации следует запускать. Поскольку стоять на месте нельзя. Если ты будешь стоять на месте – ты ничего не добьешься  и останешься на том месте, на котором  стоял. Следовательно, введение в действие механизмов по борьбе с подобными кризисами являются единственно правильными решениями. Ведь именно практика подтверждает теорию, поэтому нужно приобретать опыт внедрения данных механизмов для принятия научно-обоснованных решений, для того, чтобы экономика наша стала кризисоустойчивой к подобным ситуациям.

Теперь  перейдем непосредственно к банковской сфере Казахстана, а именно поговорим  о новом базельском соглашении, «Базель  III». Напомню, что до него существовало, как вы можете догадаться два Базеля, «Базель I», «Базель II». Соглашение называется «Соглашение о международных стандартах адекватности капитала», и был введен норматив достаточности – коэффициент Кука. В третьем Базеле ужесточаются требования к капиталу банков с целью предотвратить международный кредитный кризис. «По словам руководителя аналитического центра АО «Асыл-Инвест», Дамира Сейсебаева, сейчас в Казахстане действует Базель II»[11]. Также он говорит, что «коэффициенты достаточности капитала у наших банков традиционно высокие, поэтому мы уже готовы к третьему Базелю»[11]. В свою очередь, я скажу вам, что некоторые соглашения, согласно второму Базелю, мы не выполняем, как можно говорить, что в Казахстане действует Базель II!? Наши банки, по моему мнению, просто не готовы принять новый Базель, так как предыдущий не был задействован полностью. Наша банковская система еще не достигла мировых высот, многое нужно дорабатывать и усовершенствовать. Поэтому, я считаю, для соответствия банковской сферы мировым стандартам нужно детально проработать те требования, которые мы сможем выполнить. Это необходимо для повышения устойчивости банковской системы Казахстана. Вопрос покрытия долгов уже долгое время не двигается с места. Откладывание долгов все более ощутимо сказывается на экономических показателях страны. Приведем статистические данные: «у БТА и Альянс Банка 74-75% кредитов отнесены к безнадежным, а у ККБ и Народного Банка 71-78% отнесены к сомнительным кредитам»[12]. Выход из этой ситуации представляется следующим: государство выкупает кредиты у наших банков, тем самым снижая долговую нагрузку наших банков, и делая их более привлекательными для инвестиций.

Информация о работе Ключевые сектора экономики Казахстана проблемы и перспективы