Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:23, доклад
Одно из направлений промышленной политики – кластерная политика, направленная на поддержку существующих и потенциальных цепочек создания добавленной стоимости и окружающей их среды, а не отдельных компаний, а также на выбор конкурентоспособной модели экономики, приоритетных отраслей, имеющих потенциал повышения конкурентоспособности. Само понятие “кластер” является достаточно объемным, поэтому возможны различные его трактовки, в зависимости от принципов, положенных в основу их формирования. Рассматривается кластерный подход как один из вариантов промышленной политики. Рассмотрены модели кластерной политики, структуры и жизненный цикл кластеров, проведено сравнение с интегрированными бизнес-группами. Отмечено, что промышленная политика может пойти по двум направлениям: или ориентация на кластерное развитие, т. е. развитие конкурентных преимуществ региона, совершенствование технологических цепочек, создание территориальных производственных комплексов, или создание особых условий развития отдельным предприятиям, ориентированным на трансрегиональное развитие
Кластерный подход как направление промышленной политики
Одно из направлений промышленной политики – кластерная политика, направленная на поддержку существующих и потенциальных цепочек создания добавленной стоимости и окружающей их среды, а не отдельных компаний, а также на выбор конкурентоспособной модели экономики, приоритетных отраслей, имеющих потенциал повышения конкурентоспособности. Само понятие “кластер” является достаточно объемным, поэтому возможны различные его трактовки, в зависимости от принципов, положенных в основу их формирования. Рассматривается кластерный подход как один из вариантов промышленной политики. Рассмотрены модели кластерной политики, структуры и жизненный цикл кластеров, проведено сравнение с интегрированными бизнес-группами. Отмечено, что промышленная политика может пойти по двум направлениям: или ориентация на кластерное развитие, т. е. развитие конкурентных преимуществ региона, совершенствование технологических цепочек, создание территориальных производственных комплексов, или создание особых условий развития отдельным предприятиям, ориентированным на трансрегиональное развитие
Сформированная структура кластера реализует:
комбинированные (горизонтальные и вертикальные) схемы интегрирования предприятий по производству медтехники и медоборудования:
вхождение в его состав государственных и негосударственных партнеров;
охват всех стадий жизненного цикла продукции (от научных разработок до сбыта);
нахождение консенсуса приоритетов (федеральных, региональных и бизнеса).
Корневой бизнес кластера является концентром притяжения прочих участников, создающим благоприятные условия для обеспечения технологической кооперации и конкуренции специализированных предприятий. Поэтому объектами корневого бизнеса могут рассматриваться предприятия-лидеры кластера, а также предприятия-партнеры (поставщики материалов, сырья, оборудования, электроэнергии, воды, тепла, транспортные и строительные компании) и посреднические структуры.
Создание кластера особенно актуально в современных условиях, когда вся отечественная экономика находится в стадии рецессии. В рамках кластера возможно решение следующих задач:
поддержка «сильных»,
наиболее жизнеспособных и отвечающих
современным требованиям
совершенствование механизмов эффективного взаимодействия государственной власти, Науки, образования и бизнеса по организации промышленного кластера, ориентированного на создание медтехники;
Развитие кластера осуществляется на принципах ЧГП, что позволяет привлекать инвестиции и инновации в медицинскую науку и промышленность, обеспечивать соответствие технологий производства медтехники уровню новых технологических укладов. В рамках кластера достигается оптимизация отношений:
«бизнес и государство» (ведение социально-ответственного бизнеса, развитие частно-государственного партнерства);
«бизнес и население территории» (улучшение здоровья населения и качества жизни);
«бизнес и финансово-промышленные корпорации» (новые правила, требования, стандарты взаимодействия с банками, вертикально интегрированными структурами, инфраструктурными организациями).
Проведенные исследования позволили установить целесообразность поэтапного формирования кластера. На первом этапе выявляются приоритетные направления формирования кластера, исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ по выпуску медтехники на территории региона. Учитывая то, что в мировой практике инвесторы охотнее вкладывают средства в кластеры, чем в отдельные производства, вложения в которые подвержены риску, можно ожидать активизации инвестиционной деятельности на территории. Поэтому на данном этапе в качестве основных элементов механизма государственного содействия формированию кластера авторами предложены:
муниципальные программы, направленные на производство медтехники;
инициативы по созданию баз данных о возможностях предприятий и организаций в производстве медтехники;
создание Единого центра координации работ по созданию кластера;
государственное финансирование кластерного проекта на конкурсной основе.
Результатом реализации
данного этапа ожидается
На втором этапе происходит системное формирование кластера вокруг предприятий-лидеров с целью усиления межсубъектных и межотраслевых связей, в т. ч. со сферой услуг (современными дистрибьюторными и банковскими системами). Для этого необходимо сформировать перечень требований для предприятий медтехники, которые выдвигают потребители; уточнить технические, технологические приоритеты развития медтехники на основе анализа отечественного и мирового рынков медицинской промышленности, машиностроения и металлурги (новых технологий в медицине, конструкционных материалов, оборудования, транспортных средств и т. д.). Кроме того, необходимо проанализировать институциональные факторы развития межотраслевых и межтерриториальных интеграционных процессов. Это позволит приблизить медтехники к конечному потребителю.
Результатом реализации
данного этапа ожидается
Целью третьего этапа является диверсификация ключевых предприятий и их модернизация, формирование вокруг предприятий-лидеров средних и мелких предприятий, использующих их технологии и ноу-хау. К основным механизмам регулирования, осуществляемого на данном этапе процесса, можно отнести формирование благоприятных условий для организации кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий путем:
передачи или аренды помещений;
льготного кредитования переоборудования и дополнительного оборудования производства;
поставки оборудования по лизингу / франчайзингу;
поддержки инновационной деятельности и технологического трансферта;
обучения, консультационного сопровождения и т. п.
Перспективным является использование уже сложившихся в мирровой практике форм стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках кластерных промышленных систем:
прямое финансирование (субсидии, займы), которое достигает 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (используется во Франции, США и других странах);
предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);
безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);
отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).
На третьем этапе произойдет формирование и развитие вокруг предприятий-лидеров и секторов экономики конкурентоспособных малых предприятий, отраслей-поставщиков и клиентов; создание новых отраслей.