Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 07:16, реферат
Причины становления и развития того или иного типа стратегии государства и принципов государственного вмешательства в экономику на конкретном этапе развития кроются в интересах господствующих в нем социальных слоев. В предыдущем параграфе были рассмотрены критерии классификации стратегий на национальные и антинациональные, социально эффективные и корпоративные
Причины становления и развития того или иного типа стратегии государства и принципов государственного вмешательства в экономику на конкретном этапе развития кроются в интересах господствующих в нем социальных слоев. В предыдущем параграфе были рассмотрены критерии классификации стратегий на национальные и антинациональные, социально эффективные и корпоративные.
Возможны и другие критерии классификации типов стратегий государств.
Так, с точки зрения перспектив участия страны в международном разделении труда можно выделить экспортоориентированную и импортозамещающую стратегии, стратегию автаркии, или изоляционистскую стратегию. Экспортоориентированные стратегии можно, в свою очередь, классифицировать по видам превалирующей группы товаров или услуг в общем объеме их экспорта. Возможна классификация стратегий в зависимости от отраслевых (например, ВПК) и институциональных приоритетов (например, приватизация государственной собственности) развития национальной экономики, от преимущественно используемых инструментов – плановая или рыночная экономика, инфляционная или дефляционная стратегии, от принципов организации экономики или распределения доходов в государстве – капиталистическая или социалистическая экономика и т.д.
В зависимости от ослабления или усиления протекционистского характера деятельности государства можно выделить три типа экономических стратегий - либеральную, регулируемую и мобилизационную.
Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов. Если затем государство устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, то его стратегия переходит в регулируемую. В случае необходимости выживания государство вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи, и его стратегия становится мобилизационной. Возможен и обратный процесс – переход от мобилизационной стратегии к регулируемой, когда ослабевает прямое вмешательство государства в экономику, но сохраняется контроль за движением товаров и капиталов. Если затем контроль за движением товаров и капиталов постепенно снимается, то стратегия государства переходит из регулируемой в либеральную. Таким образом, регулируемая стратегия является промежуточной между либеральной и мобилизационной. Переход к ней от либеральной стратегии связан с усилением контроля за движением товаров и капиталов, а переход к ней от мобилизационной стратегии - с ослаблением прямого вмешательства государства в производство и внешнеэкономические связи.
Учитывая
множественность критериев
При
оценке качества стратегии государства
целесообразно учитывать ее краткосрочные
и долгосрочные последствия с
точки зрения устойчивого улучшения
жизни граждан. При таком подходе
стратегию США можно считать
качественной в краткосрочной перспективе,
но некачественной в долгосрочной перспективе,
так как она ведет к разрушению
цивилизации в целом. Стратегия
ЕС является менее качественной, нежели
стратегия США, поскольку ее дефляционный
характер ухудшает инвестиционную активность
и ведет к росту безработицы.
Еще менее качественными
В долгосрочной перспективе
О качестве стратегии в краткосрочном периоде позволяют судить экономические, социальные и финансовые индикаторы. Определим эти индикаторы для стратегии России за последние 10 лет, в течение которых имели место рыночные преобразования российской экономики.
Они
характеризуют сложившиеся
По данным системы национальных счетов объем ВВП в 2000 г. сократился почти на 1/3 по сравнению с его объемом в 1991 г., объем валового накопления – почти в 3 раза, а объем валового накопления основного капитала – в 4 раза. Следствием низкой инвестиционной активности явилось ухудшение позиций России в мировой экономике. С 1991 г. по 1996 г. все «весомые» страны, доля которых в производстве мирового ВВП составляла в 1995 г. не менее 1%, имели рост. Исключением оказалась Россия. Уже в 1995 г. она оказалась на 12-ом месте после Бразилии и Индонезии. Прогнозируется, что при сохранении нынешних тенденций Россию к 2010 году по производству ВВП на душу населения могут обойти Вьетнам и Мозамбик.
В
то же время самые высокие темпы
развития экономики были достигнуты
странами, имевшими высокие индексы
роста инвестиций - Китаем, Таиландом
и Южной Кореей. За 10 лет производство
ВВП на душу населения увеличилось
в Китае более чем в 2 раза, а
в России уменьшилось на 1/3. Следует
заметить, что Китай, как и Россия,
характеризуется страной с
Иногда снижение темпов экономического роста может быть оправдано прогрессивными изменениями в отраслевой структуре экономики, ведущими к увеличению доли отраслей, определяющих технический прогресс. Однако в условиях опережения спада производственных инвестиций по сравнению с производством реального ВВП происходит моральная и физическая деградация промышленности. За 10-летний период производство основных видов продукции в натуральных единицах сократилось примерно в несколько раз практически по всем наименованиям тяжелого, электротехнического и транспортного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Наиболее быстро в общем объеме машиностроения сокращается удельный вес новой продукции (освоенной впервые), что ведет к длительному отставанию России в освоении мировых научно-технических достижений.
Прямым следствием снижения инвестиционной активности является ухудшение обороноспособности страны. Концепция сохранения военного паритета с США, действовавшая до 1991 г., определяла лидирующие позиции в инвестиционных расходах отраслей обрабатывающей промышленности, составляющих основу ВПК. Теперь, исходя из доктрины открытой экономики, экономика страны приобрела четко выраженную сырьевую ориентацию. Примерно до 60 % мобилизуемых инвестиционных ресурсов направляется в ТЭК, а остальные отрасли получают по остаточному принципу (4,1% машиностроению). Приоритетной отраслью приложения прямых инвестиций США, являющегося крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику, выбрана нефтегазовая отрасль. Укрепляют свои инвестиционные позиции ЕС и Япония, ориентирующаяся на освоение природных ресурсов восточных регионов России.
Самой
России все трудней становится поддерживать
необходимый уровень
Особенно
опасно развивается ситуация с продовольственной
безопасностью государства. Объем
сельскохозяйственного
Индикаторами
способности государства
Устойчиво
уменьшается уровень
Россия зарабатывает на реформы и выплату долгов главным образом за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов и сырья. Доля чистого экспорта в структуре использования ВВП выросла с 0,3% в 1991 г. до 20,4% в 2000 году. При этом в мировом экспорте и импорте доля России сократилась с 2,1% в 1990 г. до 1,7% в 2000 г. и с 2,3% до 0,5% соответственно. У России положительное сальдо торгового баланса выросло с 10,7 млн. долл. в 1990 г. до 136,9 млн. долл. в 2000 г., а у США, основным продуктом экспорта которых является доллар, выросло отрицательное сальдо торгового баланса с 123,4 млн. долл. до 476,5 млн. долл.
Недоинвестирование производства ведет к спаду производства и в экспортоориентированных отраслях. Компенсировать убытки, вызываемые падением мировых цен на нефть, сырьевики не могут из-за низкой эффективности устаревших производственных фондов. Поскольку основные месторождения сырья уже выработаны, а приобретение новых технологий за рубежом дорого, то Россия становится все более привлекательной для Запада, как «кладбище» экологически опасных отходов.
Нарушение сбалансированного развития единого национального рынка, приведшее к развалу СССР, усиливает неравенство регионов по инвестиционной активности и темпам спада производства, что способствует экономической дезинтеграции страны. Дела у других стран СНГ, не обладающих, как Россия богатыми сырьевыми запасами, хуже. Учитывая стратегические интересы России в зональной интеграции со странами СНГ, ухудшение их положения в мировом сообществе является негативной тенденцией для России.
Таким образом, все экономические индикаторы указывают на то, что в течение прошедших 10 лет стратегия России является некачественной. Снижение инвестиционной активности свидетельствует об отсутствии мотивов эффективного управления собственностью. Однако возможно, что основная задача экономической политики в течение этого периода состояла в создании консолидирующего общество среднего слоя, способного в перспективе обеспечить нужный экономический рост. Для такой оценки качества стратегии требуется анализ социальных индикаторов.