Классификация стратегий государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 07:16, реферат

Описание работы

Причины становления и развития того или иного типа стратегии государства и принципов государственного вмешательства в экономику на конкретном этапе развития кроются в интересах господствующих в нем социальных слоев. В предыдущем параграфе были рассмотрены критерии классификации стратегий на национальные и антинациональные, социально эффективные и корпоративные

Работа содержит 1 файл

Классификация стратегий гос-в.docx

— 29.99 Кб (Скачать)
 

     Причины становления и развития  того или иного типа стратегии государства  и принципов государственного вмешательства  в экономику на конкретном этапе  развития кроются в интересах  господствующих в нем социальных слоев. В предыдущем параграфе были рассмотрены критерии классификации  стратегий на национальные и антинациональные, социально эффективные и корпоративные.

     Возможны  и другие критерии классификации  типов стратегий государств.

     Так, с точки зрения перспектив участия  страны в международном разделении труда можно выделить экспортоориентированную и импортозамещающую стратегии, стратегию автаркии, или изоляционистскую стратегию. Экспортоориентированные стратегии можно, в свою очередь, классифицировать по  видам превалирующей группы товаров или услуг в общем объеме их экспорта. Возможна классификация стратегий в зависимости от отраслевых (например, ВПК) и институциональных приоритетов (например, приватизация государственной собственности) развития национальной экономики, от преимущественно используемых инструментов – плановая или рыночная экономика, инфляционная или дефляционная стратегии, от принципов организации экономики или распределения доходов в государстве – капиталистическая или социалистическая экономика и т.д.

     В зависимости от ослабления  или  усиления  протекционистского характера  деятельности государства можно  выделить  три типа экономических  стратегий -  либеральную, регулируемую  и мобилизационную.

     Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов. Если затем государство устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, то его стратегия переходит в регулируемую. В случае необходимости выживания государство вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи, и его стратегия становится мобилизационной. Возможен и обратный процесс – переход от мобилизационной стратегии к регулируемой, когда ослабевает прямое вмешательство государства в экономику, но сохраняется контроль за движением товаров и капиталов. Если затем контроль за движением товаров и капиталов постепенно снимается, то стратегия государства переходит из регулируемой в либеральную. Таким образом, регулируемая стратегия является промежуточной между либеральной и мобилизационной. Переход к ней от либеральной стратегии связан с усилением контроля за движением товаров и капиталов, а переход к ней от мобилизационной стратегии - с ослаблением прямого вмешательства государства в производство и внешнеэкономические связи.

     Учитывая  множественность критериев классификации  стратегий, любая стратегия государства  может характеризоваться множеством  признаков. Так современная стратегия  США является корпоративно либеральной  и в то же время национальной стратегией для США, поскольку служит построению однополярного мира во главе с  США. В то же время она является инфляционной, поскольку имеет место  рост дефицита платежного баланса США. Напротив, корпоративно либеральная  стратегия ЕС является  дефляционной, так как в основе создания единой европейской валюты «евро» лежат  принципы финансовой стабилизации. Мобилизационную  стратегию СССР в период второй мировой  войны, нацеленную на выживание государства  за счет собственных ресурсов, можно  считать социально эффективной, несмотря на инфляцию, которая тогда  была необходима для военной перестройки  экономики.

    2.2. Критерии качества  стратегий государства

     При оценке качества стратегии государства  целесообразно учитывать ее краткосрочные  и долгосрочные последствия с  точки зрения устойчивого улучшения  жизни граждан. При таком подходе  стратегию США можно считать  качественной в краткосрочной перспективе, но некачественной в долгосрочной перспективе, так как она ведет к разрушению цивилизации в целом. Стратегия  ЕС является менее качественной, нежели стратегия США, поскольку ее дефляционный характер ухудшает инвестиционную активность и ведет к росту безработицы. Еще менее качественными являются стратегии экономически зависимых  стран - импортеров капитала, к числу  которых относится и Россия.

       В долгосрочной перспективе качественной  стратегией для всех государств  является социально эффективная  стратегия. Поэтому абсолютным критерием качества стратегии государства является степень ее соответствия  социально эффективной стратегии. При неразработанности адекватного ей инструментария практическая реализация этой стратегии невозможна. Наличие необходимого инструментария и пропаганда принципа справедливости, лежащего в основе стратегии, даст власти нужный кредит доверия для проведения институциональных преобразований экономики, отвечающих требованиям практической реализации стратегии.

     О качестве стратегии в краткосрочном  периоде позволяют судить экономические, социальные и финансовые индикаторы. Определим эти индикаторы для  стратегии России за последние 10 лет, в течение которых имели место  рыночные преобразования российской экономики.

    2.3. Экономические индикаторы  качества стратегии  государства

     Они характеризуют сложившиеся тенденции  развития экономики с точки зрения реализации в экономической политике государства принципа эффективности  производства. К ним относятся  показатели темпов экономического роста, эффективности использования национальных ресурсов, изменения структуры экономики  и внешнеторгового оборота. Главным  сигналом ухудшения качества стратегии  является снижение доли производственных инвестиций в объеме ВВП, следствием чего являются спад производства и  ухудшение его структуры, приобретение узкой сырьевой  специализации  в международном  разделении труда.

     По  данным системы национальных счетов объем ВВП в 2000 г. сократился почти на 1/3 по сравнению с его объемом в 1991 г., объем валового накопления – почти в 3 раза, а объем валового накопления основного капитала – в 4 раза. Следствием низкой инвестиционной активности явилось ухудшение позиций России в мировой экономике. С 1991 г. по 1996 г. все «весомые» страны, доля которых в производстве мирового ВВП составляла в 1995 г. не менее 1%,  имели рост. Исключением оказалась Россия. Уже в 1995 г. она оказалась на 12-ом месте после Бразилии и Индонезии. Прогнозируется, что при сохранении нынешних тенденций Россию к 2010 году по производству ВВП на душу населения могут обойти Вьетнам и Мозамбик.

     В то же время самые высокие темпы  развития экономики были достигнуты странами, имевшими высокие индексы  роста инвестиций - Китаем, Таиландом  и Южной Кореей. За 10 лет производство ВВП на душу населения увеличилось  в Китае более чем в 2 раза, а  в России уменьшилось на 1/3. Следует  заметить, что Китай, как и Россия, характеризуется страной с переходной экономикой. Однако Китай, в отличие  от индустриальной России, был аграрной страной, использующей примитивную  технику при обработке земли. Ограниченная приватизация сельского  хозяйства в Китае с отказом  от коммун  и организация зон  свободного предпринимательства способствовала значительному росту производства продовольствия и дешевых товаров  народного потребления, предназначенных  для экспорта.

     Иногда  снижение темпов экономического роста  может быть оправдано  прогрессивными изменениями в отраслевой структуре  экономики, ведущими к  увеличению доли отраслей, определяющих технический  прогресс. Однако  в условиях опережения спада производственных инвестиций  по сравнению с  производством  реального ВВП происходит моральная  и физическая деградация   промышленности. За 10-летний период производство основных видов продукции в натуральных  единицах  сократилось примерно в несколько раз практически  по всем наименованиям тяжелого, электротехнического и транспортного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Наиболее быстро в общем объеме машиностроения сокращается удельный вес новой продукции (освоенной впервые), что ведет к длительному отставанию  России в освоении мировых научно-технических достижений.

     Прямым  следствием снижения инвестиционной активности является ухудшение обороноспособности страны. Концепция  сохранения военного паритета с США, действовавшая до 1991 г.,  определяла лидирующие позиции в инвестиционных расходах отраслей обрабатывающей промышленности, составляющих основу ВПК. Теперь, исходя из доктрины открытой экономики, экономика страны приобрела четко выраженную сырьевую ориентацию.   Примерно до 60 % мобилизуемых инвестиционных ресурсов  направляется в ТЭК, а остальные отрасли получают по остаточному принципу (4,1% машиностроению). Приоритетной отраслью приложения прямых инвестиций США, являющегося крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику, выбрана нефтегазовая отрасль. Укрепляют свои инвестиционные позиции ЕС и Япония, ориентирующаяся на освоение природных ресурсов  восточных регионов России.

     Самой России все трудней становится поддерживать необходимый уровень хозяйственного освоения районов Севера и Дальнего Востока, материальную инфраструктуру (сооружение дорог, мостов, портов, систем связи, жилищное и культурно-бытовое  строительство), материальные резервные  и страховые фонды для обеспечения  ритмичной работы производства, экологическое  равновесие. Продолжается снижение грузооборота и пассажирооборота предприятий  транспорта. Дальнейшее снижение инвестиционной активности не позволит обеспечивать необходимый уровень минимальных  требований национальной безопасности.

     Особенно  опасно развивается ситуация с продовольственной  безопасностью государства. Объем  сельскохозяйственного производства, темпы спада которого превысили  темпы спада промышленности, составил в 2000 г. 63% от уровня 1990 г., а у США, лидера по производству самых передовых технологий, объем сельскохозяйственного производства за 10 лет вырос на 10%. Такой спад сельскохозяйственного производства объясняется значительным ухудшением материально-технического снабжения. Продажа автобензина сократилась за 10 лет в 6 раз, дизельного топлива – в 4 раза, обеспеченность сельскохозяйственных предприятий тракторами упала в 1,4 раза, комбайнами – в 1,3 раза.

     Индикаторами  способности государства эффективно использовать национальные ресурсы  служат  уровень безработицы и  уровень использования производственных мощностей. По темпам роста уровня безработицы  Россия оказалась в числе лидирующих стран. Если в США уровень безработицы имел тенденцию сокращаться, то в России уровень безработицы практически устойчиво возрастал. К 1996 г. по численности безработных Россия опередила США. Рост общей численности безработных в России сопровождается увеличением времени «вынужденного» отдыха и средней продолжительности поиска работы.

     Устойчиво уменьшается уровень использования  производственных мощностей по всем видам продукции. В соответствии с сырьевой ориентацией экономики  особенно быстро сокращаются мощности и занятость в  отраслях  обрабатывающей промышленности. Так летом 1998 г. в машиностроении из 100 единиц оборудования только 5 использовались более чем на 50 %, 35 единиц - на 30 %, 20 единиц - на 10 %, остальные 40 % не работали вовсе. Обновление основных фондов на российских предприятиях практически остановилось. Степень износа основных фондов основного вида деятельности для всей промышленности на конец 1991 г. составляла 45,2%, а на конец 2000 г. – 55,3%. Более высокие темпы износа основных фондов наблюдались в машиностроении и металлообработке, где этот показатель вырос с 42,7% на конец 1991 г. до 55,3% на конец 2000 г.

     Россия  зарабатывает на реформы и выплату  долгов главным образом за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов и  сырья. Доля чистого экспорта в структуре  использования ВВП выросла с 0,3% в 1991 г. до 20,4% в 2000 году. При этом в мировом экспорте и импорте доля России сократилась с 2,1% в 1990 г. до 1,7% в 2000 г. и с 2,3% до 0,5% соответственно. У России положительное сальдо торгового баланса выросло с 10,7 млн. долл. в 1990 г. до 136,9 млн. долл. в 2000 г., а у США, основным продуктом экспорта которых является доллар,  выросло отрицательное сальдо торгового баланса с 123,4 млн. долл. до 476,5 млн. долл.

     Недоинвестирование производства ведет к спаду производства и в экспортоориентированных отраслях. Компенсировать убытки, вызываемые падением мировых цен на нефть, сырьевики не могут из-за низкой эффективности устаревших производственных фондов. Поскольку основные месторождения сырья уже выработаны, а приобретение новых технологий за рубежом дорого, то Россия становится все более привлекательной для Запада, как «кладбище» экологически опасных отходов.

     Нарушение сбалансированного развития единого  национального рынка,  приведшее  к развалу СССР, усиливает неравенство  регионов по инвестиционной активности и темпам спада производства, что  способствует экономической дезинтеграции  страны. Дела у других стран СНГ, не обладающих, как Россия богатыми сырьевыми запасами, хуже. Учитывая стратегические интересы России в зональной  интеграции со странами СНГ, ухудшение их положения в мировом сообществе является негативной тенденцией для России.

     Таким образом, все экономические индикаторы указывают на то, что в течение  прошедших 10 лет стратегия России является некачественной. Снижение инвестиционной активности свидетельствует об отсутствии мотивов эффективного управления собственностью. Однако возможно, что основная задача экономической политики в течение  этого периода состояла в создании консолидирующего общество среднего слоя, способного в перспективе обеспечить нужный экономический рост. Для такой  оценки качества стратегии требуется  анализ социальных индикаторов.

Информация о работе Классификация стратегий государства