justify">
Данная
группа стран с середины 80-х годов
оказалась в центре уникальных исторических
преобразований практически во всех областях
общественно-политической и экономической
жизни. Суть этих преобразований состоит
в замене авторитарных политических режимов
плюралистической демократией и переходе
от централизованной плановой социалистической
экономики на рыночные условия хозяйствования.
Практически во всех странах этой группы
с начала 90-х годов проводятся экономические
реформы, направленные на обеспечение
устойчивого развития народного хозяйства
за счет внутренней и внешней макроэкономической
стабилизации, создания конкурентных
рыночных отношений и проведения соответствующей
реформы цен, структурной перестройки
производства и предприятий на основе
четкого законодательного определения
прав собственности — государственной
и частной, ограничения господства монополий
и вмешательства государства в деятельность
хозяйствующих субъектов рыночной экономики,
расширения и углубления международной
экономической интеграции.
Наибольших
успехов в проведении экономических
реформ в данной группе стран к концу 90-х
годов добились Польша, Чехия, Венгрия.
Результатом этих реформ в указанных государствах
явилось то обстоятельство, что после
трех лет кризисного состояния экономики
в начале проведения реформ (1991 —1993 гг.)
положение начало стабилизироваться в
1994 г., а уже в 1995—1996 гг. национальный доход
в этих странах возрастал ежегодно в среднем
на 6%. С 1995 г. начался экономический рост
и в других странах Восточной Европы —
Румынии, Болгарии и Словакии.
Вместе
с тем, не во всех в новых государствах,
возникших после распада СССР
и Социалистической Федеративной Республики
Югославия, проводимые экономические
реформы еще не дали ощутимых положительных
результатов с точки зрения внутренней
и внешней макроэкономической стабилизации.
В некоторых странах еще предстоит решить
сложный комплекс проблем по созданию
реальной рыночной экономики и обеспечения
устойчивого экономического роста.
Если
в этой самой молодой группе стран
попытаться выделить подгруппы, то возможна
различная классификация. В одну группу
можно выделить бывшие советские республики,
которые ныне объединены в Содружество
Независимых Государств (СНГ). Это позволяют
сделать схожий подход к реформированию
экономики, близкий уровень развития большинства
этих стран, объединение в одной интеграционной
группировке, хотя подгруппа достаточно
разнородна.
В
другую подгруппу можно объединить
страны Центральной и Восточной
Европы, включая страны Балтии. Для
этих стран характерен преимущественно
радикальный подход к реформам, стремление
войти в ЕС, сравнительно высокий уровень
развития большинства из них. Однако сильное
отставание от лидеров этой подгруппы,
меньшая радикальность реформ приводит
некоторых экономистов к выводу, что Албанию,
Болгарию, Румынию и некоторые республики
бывшей Югославии целесообразно включать
в первую подгруппу.
В
отдельную подгруппу можно выделить
Китай и Вьетнам, проводящие реформы
схожим образом и имевшие в
первые годы реформирования низкий уровень
социально-экономического развития, который
сейчас быстро повышается.
- Классификация
стран на основе их роли в мировой
экономике
Можно
представить следующую элементарную
типологию стран, насчитывающую
десять групп государств:
- Большая семерка
- ведущие развитые страны, имеющие высокие
социально-экономические показатели (лидирующие
по количеству ВВП на душу населения, уровню
производительности труда, находящиеся
на передовых позициях в мировом научно-техническом
прогрессе). На долю Большой семерки приходится
47% мирового ВВП, 51% международной торговли,
здесь получил развитие широкий спектр
отраслей материального и нематериального
производства.
- Прочие развитые
страны, к которым относятся страны Западной
Европы, страны-«драконы», Израиль, Австралия
и Новая Зеландия. Для данных стран характерна
высокая степень участия в международной
торговле, более узкая специализация национальной
экономики, сильный характер интеграционных
процессов.
- Новые индустриальные
страны, включающие страны-«тигры» Юго-Восточной
Азии (Малайзию, Таиланд, Индонезию и Филиппины)
и несколько стран Латинской Америки (Мексику,
Бразилию, Аргентину, Чили). Некогда данные
страны представляли из себя слаборазвитые
государства с преобладавшим сельским
хозяйством и добывающими отраслями промышленности,
но на сегодняшний день их позиции в мировой
экономике значительно укрепились, и по
совокупному потенциалу народного хозяйства
им по праву принадлежит третья строчка
в данной классификации. Всплеск в развитии
для НИС начался с конца 1970-х гг., их долгосрочная
экономическая стратегия нацелена на
построение западной модели капитализма.
НИС в высокой степени интегрированы в
международную торговлю, и на сегодняшний
день для них характерно бурное развитие
отраслей национального хозяйства, продукция
которых предназначается для экспорта.
Несмотря на большие достигнутые успехи
НИС еще не перешли рубеж, позволяющий
перечислять их к группе развитых стран,
хотя совсем недавно данную группу покинули
пять стран - Израиль и страны-«драконы»
ЮВА.
- Страны Центральной
и Восточной Европы (ЦВЕ), представляющие
группу переходных экономик - бывших социалистических
государств данного региона. К региону
ЦВЕ по схожести модели развития, близости
социально-экономических показателей,
радикальности проводимых реформ причисляют
также выступающие несколько особняком
страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония).
Уровень экономического развития региона
ЦВЕ довольно-таки неоднороден. Здесь
есть, как мы уже отмечали, и страны-лидеры,
метящие в группу развитых государств,
и откровенно отсталые страны, приближающиеся
по уровню бедности и отсталости экономики
к наименее развитым государствам.
- Россия и
бывшие республики СССР (без Прибалтики)
также являются переходными экономиками,
правда, они постепенно скатываются до
уровня развивающихся государств. Если
с определенными допущениями славянские
республики бывшего Советского Союза
(Россия, Украина, Беларусь) еще можно считать
тяготеющими по структуре экономики и
по характеру ее развития и к группе развитых
стран, и к наиболее прогрессивным странам
ЦВЕ, то южные государства ближнего зарубежья,
скорее, являются классическими развивающимися
странами, чем переходными экономиками.
Государства данной группировки в настоящее
время пользуются остатками инфраструктуры
канувшей в лету Советской империи и пытаются
отыскать свой особенный путь в мировом
экономическом развитии.
- Китай, который
следует выделить особо, поскольку страна
занимает уникальное место в мировой экономике,
строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой
экономики, представляющий социалистический
рынок с элементами свободного предпринимательства,
но под руководством коммунистической
партии. Сам по себе Китай также неоднороден:
здесь есть приморские регионы, близкие
по уровню своего развития к ведущим странам
мира, а есть и территории на западе и в
центре страны, крайне отсталые по характеру
своего развития. В результате усредненные
показатели для Китая позволяют говорить
о нем только как о развивающейся стране.
Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно
высокие темпы экономического роста, благодаря
которым низкий пока уровень благосостояния
населения с каждым годом заметно растет.
Ежегодный прирост ВВП – 9-10%, положительное
сальдо в торговле даже с США, большой
приток иностранного капитала, По экономической
мощи Китай сейчас является второй державой
в мире. И не будем забывать, что каждый
пятый житель планеты Земли - китаец, а
сама страна способна еще проявить себя
в XXI веке с лучшей стороны.
- Индия и Пакистан
также выделяются в особую группу благодаря
своему огромному экономическому потенциалу,
который пока не задействован на полную
мощность. В данных странах проживает
значительное население (более чем шестая
часть жителей планеты), они имеют большую
территорию, богатую разными ресурсами,
отличаются неплохим научным потенциалом,
являются ядерными державами. Из-за невостребованности
большей части своих неисчислимых ресурсов
уровень социально-экономического развития,
производства и потребления, доходов населения
в Индии и Пакистане остается крайне низким,
и, в целом, страны едва ли не стоят у мировой
черты бедности, что тем не менее не мешает
им махать друг перед другом ядерной дубинкой.
- Группа, которую
образуют относительно благополучные
развивающиеся страны: некоторые из стран-экспортеров
энергоресурсов с относительно небольшим
населением, позволяющим разделить доходы
от экспорта на всех своих граждан (ОАЭ,
Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия),
островные государства - туристические
и финансовые центры, налоговые гавани,
обладающие развитой инфраструктурой,
политической стабильностью и либеральной
экономикой (Багамские, Бермудские, Каймановы
о-ва, Ямайка, Кипр, Мальта, Науру, Гваделупа
и т.д.). Для стран группы характерен высокий
показатель уровня ВВП на душу населения
и сильная степень социальной защиты,
практически вплотную приближающий отдельные
государства к соответствующим показателям
развитых стран.
- «Классические»
развивающиеся государства с низким уровнем
экономического развития и размером ВВП
на душу населения менее 1 тыс. долларов
США в год и аграрно-индустриальным типом
экономики. Общественный строй здесь весьма
традиционен и консервативен, в промышленности
получил развитие исключительно комплекс
добывающих отраслей, а в сельском хозяйстве
преобладают примитивные, доиндустриальные
формы труда. Большинство стран группы
составляют государства Африки региона
южнее Сахары, отсталые страны Азии и Латинской
Америки. В некоторых их них до сих пор
существуют родо-племенные отношения.
- Наименее
развитые страны замыкают классификацию,
потому как именно они плетутся в хвосте
мирового прогресса. Многие из данных
стран не имеют выхода к морю, что явилось
едва ли не решающим фактором, повлиявшим
на отсталость и неразвитость. Крайне
невысоко можно оценить и экономический
потенциал данных стран, где, зачастую,
даже промышленность не представлена
ни в каком виде, а об уровне образования
и развития здравоохранения вообще не
стоит говорить. Однако страны, получившие
статус наименее развитых, пользуются
особым вниманием мирового сообщества,
что дает им льготный доступ к кредитам
и займам, а также время от времени они
могут рассчитывать на оказание гуманитарной
помощи со стороны более развитых государств.
Заключение
Разделение
макроэкономики на секторы экономической
деятельности и определение основных
экономических взаимосвязей между
ними позволяют не только анализировать
тенденции развития отдельных стран, но
и сравнить их между собой. Однако в мире
в целом около 200 стран, очень различны
по уровню экономического развития. И
знание классификаций чрезвычайно важно
для взаимного изучения и обмена опытом
экономического развития. Принятое в международной
экономике определение страны отличается
от определения, принятого в международном
праве, и обыденного. В рамках международной
экономики страной считаются не только
территориальные единицы, являющиеся
государством, но и некоторые территориальные
единицы, которые не являются государствами,
однако проводя самостоятельную и независимую
экономическую политику и ведут отдельный
статистический учет своего экономического
развития.
Это касается некоторых
островных зависимых территорий Великобритании,
Нидерландов и Франции, которые, не являясь
самостоятельными государствами рассматриваются,
тем не менее, международной экономикой
как отдельные страны. Стандартная классификация
Наиболее полное представление о группах
стран в международной экономике дают
данные универсальных международных организаций,
членами которых являются большинство
стран мира, - Организации Объединенных
Наций, Международного валютного фонда
и Мирового банка. Оценка этими организациями
групп стран в международной экономике
несколько различается, поскольку различно
количество стран – членов этих организаций
(ООН – 185, МВФ – 181, Мировой банк – 180), а
международные организации наблюдают
за экономикой только своих стран – членов.
Например, из классификации МВФ выпадают
Куба, КНДР и некоторые другие небольшие
по размеру страны, которые не являются
его членами. Некоторые страны – члены
международных организаций не предоставляют
полные данные о своей экономике или предоставляют
их не современно, в результате чего оценки
развития их экономике выпадают из общих
оценок международной экономики.
Это Сан – Марино из числа
развитых и Эритрея из числа развивающихся
государств. Наконец, любая классификация
составляется из задач каждой организации.
Например, Мировой банк обращает внимания
на оценку уровня экономического развития
каждой страны, ООН – на социальные и демографические
аспекты и т.д. В аналитических целях в
рамках международной экономки страны
делятся на три большие группы – индустриальные
страны, развивающиеся страны и страны
с переходной экономикой.
Роль отдельных групп
стран в международной экономике характеризуется
следующими данными. Выделение стран в
те или иные группы и подгруппы связано
с особенностями их исторического, экономического,
культурного и политического развития.
Обычно в группы стран в международной
экономике объединяются страны, имеющие
общие или близкие характеристики экономического
развития, схожую институциональную структуру
хозяйственного управления, близкие принципы
организации производства и общие стоящие
перед ними проблемы. Группы стран
в международной экономике Из 184 стран
мира, по которым к середине 90-х годов имелись
сопоставимые данные о ВНП и экспорте,
индустриальные страны играли ведущую
роль, создавая более половины мирового
2/3 экспорта. Согласно прогнозам, роль
развивающихся стран в производстве мирового
ВНП и экспорте будет в ближайшие годы
постепенно увеличиваться за счет сокращения
удельного веса развитых стран.
Удельный вес стран с
переходной экономикой изменится не значительно.
Индустриальные страны – 24 промышленно
развитые страны Северной Америки, Западной
Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким
уровнем доходов. Среди индустриальных
наиболее существенную роль играют страны
так называемой Группы 7 (G-7), обеспечивающие
47% мирового ВНП и 51% международной торговли.
Эти государства координируют свою экономическую
и финансовую политику на ежегодных встречах
в верхах, которые проводятся начиная
с 1975. На Европейском континенте, где находятся
4 из 7 крупнейших индустриальных стран,
наиболее значимым объединением является
Европейский союз в составе 15 стран, дающих
21% мирового ВНП и 41% экспорта.
Список
используемой литературы
1. Агапова Т.А., Серегина
С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей
ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, ДИС, 2007.
2. Акопова Е.С.,
Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая
экономика и международные экономические
отношения. - Ростов - н - Д.: Феникс, 2000.
3. Булатов А.С.
Мировая экономика. - М.: БЕК, 2001
4. Бункина М.К.,
Семенов В.А. Макроэкономика (основы
экономической политики): Учебник. -
М.: ДИС, 2007.
5. Гальперин
В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И.,
Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник
/ Общая редакция Л.С. Тарасевича.
Изд.2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во
СПб ГУЭф, 2007.
6. Доллан Э.
Дж., Линдсей Д. Макроэкономика: Пер.
с англ. / Под общ. ред.Б. Лисовика
и др. - СПб.: СПб оркестр, 2004.
7. Иванов И. "Расширение
Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия"
МЭМО 9 М. 2002.
8. Клаус-Дитер Борхардт.
Европейская интеграция.М., 2001.
9. Комаров М.П.
Инфраструктура регионов мира. -
СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2000
10. Курс экономической
теории. Общие основы. Микроэкономика.
Макроэкономика. Переходная экономика:
Учеб. Пособие / Под ред. А.В. Сидоровича.
- М.: ДИС, 2007.
11. Ломакин В.К.
Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2004
12. Мировая экономика
/ Под ред. И.П. Николаевой - М.: ЮНИТИ,
2004.
13. Салин В.Н.
и др. Макроэкономическая статистика.
- М.: Дело, 2004.
14. Социально-экономическая
статистика. / Под ред. С.Р. Нестерович -
Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004.
15. Сергеев П.В.
Мировая экономика. - М.: Юриспруденция,
2003.
- Ломакин
В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002. – 735с.
- Мировая
экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,
2007. – 860с.