Классификация стран в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Классификация стран мировой экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу субъектов мировой экономики, классификация стран;
2. Изложить возможности решения тематики классификации стран;
4. Обозначить тенденции развития тематики "Классификация стран в мировой экономики".

Содержание

Введение
1. Эволюция роли государства в мировой экономике
2. Подходы к определению места страны в мировом хозяйстве
2.1 Понятие классификации стран
2.2 Разделение стран на группы
3. Основные Черты западноевропейской экономики
3.1 Социально-экономическая модель
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

разделение стран в мировой экономике.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Активизация японской экономической экспансии  в Западную Европу настоятельно требует  от последней принятия эффективных  ответных мер для придания отношениям между этими двумя "центрами силы" более сбалансированного характера.

Отношения Западная Европа - Юг до начала 60-х гг. в значительной мере имели колониальный и полуколониальный характер, причем существенную роль играли методы внеэкономического принуждения (это, правда, лишь в малой степени относилось к развивающимся странам за пределами Африки и Азии). В дальнейшем эти отношения перешли на экономическую основу с постепенным усилением в них элементов равноправия и взаимовыгодности.

Более того. Западная Европа оказывает известное, хотя и  не слишком щедрое, экономическое  содействие Югу. Так, в рамках Четвертого Ломейского соглашения (на 1990-1999 гг.) об ассоциации с ЕС 69 государств Африки, Карибского региона и бассейна Тихого Океана (в основном это бывшие колонии Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов) эти страны получили от Союза значительные торговые преференции. Вместе с тем ускоренное развитие экономических отношений по линии Запад - Запад снижает значение ее связей с развивающимися странами. При этом торговые и инвестиционные отношения с Югом все более концентрируются на новых индустриальных странах Азии, а также Америки, тогда как роль в них беднейших стран неуклонно падает. Так, в общей сумме прямых инвестиций западноевропейских стран в развивающихся государствах, как правило, от 2/3 до 4/5 приходится на новые индустриальные страны.

Импорт из всех развивающихся стран покрывает  не более 5% товарного потребления  в Западной Европе, а по продукции  обрабатывающей промышленности - менее 3% (причем последнее приходится в основном на новые индустриальные страны). Правда, по энергоносителям, рудам цветных металлов и некоторым другим видам минерального сырья зависимость Западной Европы от Юга составляет 15-20% и более.

Можно ожидать, что отмеченные выше тенденции в  отношениях Западная Европа - Юг в обозримой  перспективе сохранятся.

 

Заключение

 

Развивающиеся страны добились заметных успехов в  индустриализации, чему в немалой  степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в  третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны  международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся  странам определенные экономические  преимущества "третьего радующегося".

Однако признание  рыночных рычагов само по себе не способно улучшить экономику. Одно лишь изменение  форм собственности не повышает эффективности  производства. Более того, ослабление позиций государства при неразвитом частном предпринимательстве ведет  к дезорганизации хозяйства, заметному  снижению его управляемости, вялотекущему структурному кризису, инфляции и резкому  расслоению общества по доходам. Сокращается  поле для социального компромисса  и, следовательно, для поддержания  экономических реформ. Мировое сообщество накопило разнообразный опыт в изменении  форм собственности. Конец 80-х гг. был  периодом массовой денационализации госпредприятий. В развивающихся странах в 1988-1992 гг. доля выплат за приватизированную  государственную собственность  в ВВП приближалась к 70%. К сожалению, размер поступлений в бюджет от приватизации заметно ниже этой цифры. Государство  остается крупным собственником, но управлять своим имуществом не умеет. Политика государства сосредоточена  на изменении формы собственности, а не на создании конкурентной среды, способствующей более равномерному распределению доходов и тем  самым созданию социального и  политического климата, благоприятного для функционирования экономики  рынков. Слабость конкуренции ограничивает формирование экспортного сектора: здесь, как и до начала реформ, преобладает сырье.

Между тем  задача государства состоит в  создании соответствующего общественного  климата: признании и защите частной  собственности, ограничении монополизма. Иными словами, речь идет об укреплении институций, которые образуют социально-экономическое  пространство страны.

Нестабильность  институций всегда препятствует развитию здорового частного предпринимательства. В то же время надо видеть трудность  и длительность создания адекватной рынку среды. Страны Запада создавали  ее почти два столетия. Слабость законодательной среды, ее излишняя подвижность, низкая эффективность  порождают недоверие граждан  к закону, следствием чего неизбежно  становятся его нарушения, начиная  от сокрытия доходов и кончая организованной преступностью. Экономические провалы  связаны, прежде всего, с институциональным  кризисом, который выражается в том, что государство, став главным экономическим  агентом, породило чудовищную по масштабам  и продажности бюрократию, ставшую  самодовлеющей силой, фактически игнорирующей существование остального населения.

Формально "эффективное государство" - почти никем не оспариваемая аксиома. Но, к сожалению, ни одно исследование не дает практических рекомендаций по созданию аппарата, адекватного политике развития. Опыт многих стран показывает, что периоды активного участия государства в предпринимательстве связаны, особенно в развивающихся странах, с резким ростом численности чиновников; причем нехватка бюджетных средств вынуждает правительства держать их на сравнительно невысоких окладах, что ведет к двум взаимосвязанным результатам - качественному ухудшению работы и взяточничеству. Для государств, стремящихся проводить политику развития и повышения степени свободы экономики, МБРР в конце тысячелетия предлагает некую модель, основанную на двух посылах: соизмерении действий государства с его потенциалом (не пытаться сделать слишком многое, имея ограниченные ресурсы) и улучшении работы государственного аппарата (через сотрудничество всех слоев общества и ограничение проявлений волюнтаризма). Успешного воплощения этой модели, правда, не видно.

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, ДИС, 2007.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов - н - Д.: Феникс, 2000.
  3. Булатов А.С. Мировая экономика. - М.: БЕК, 2001
  4. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. - М.: ДИС, 2007.
  5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд.2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭф, 2007.
  6. Доллан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика: Пер. с англ. / Под общ. ред.Б. Лисовика и др. - СПб.: СПб оркестр, 2004.
  7. Иванов И. "Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия" МЭМО 9 М. 2002.
  8. Клаус-Дитер Борхардт. Европейская интеграция.М., 2001.
  9. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. - СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2000
  10. Курс экономической теории. Общие основы. Микроэкономика. Макроэкономика. Переходная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: ДИС, 2007.
  11. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2004
  12. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой - М.: ЮНИТИ, 2004.
  13. Салин В.Н. и др. Макроэкономическая статистика. - М.: Дело, 2004.
  14. Социально-экономическая статистика. / Под ред. С.Р. Нестерович - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004.
  15. Сергеев П.В. Мировая экономика. - М.: Юриспруденция, 2003.

1 Сергеев П.В. Мировая экономика. - М.: Юриспруденция, 2003

2 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, ДИС, 2007

3 Социально - экономическая статистика. / Под ред. С.Р. Нестерович - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004.

4 Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов - н - Д.: Феникс, 2000.

5 Салин В.Н. и др. Макроэкономическая статистика. - М.: Дело, 2004.


Информация о работе Классификация стран в мировой экономике