Рассмотрим особенности каждой
из выделенных подсистем.
Странами с развитой
экономикой считаются такие государства,
для которых характерно наличие рыночных
отношений в экономике, высокий уровень
прав и гражданских свобод в общественной
и политической жизни. Все страны с развитой
экономикой относятся к капиталистической
модели развития, правда характер развития
капиталистических отношений имеет здесь
серьезные различия. Уровень ВВП на душу
населения практически во всех развитых
странах не ниже 15 тыс. долларов в год,
на достаточно высоком уровне гарантируемый
государством уровень социальной защиты
(пенсии, пособия по безработице, обязательное
медицинское страхование), продолжительность
жизни, качество образования и медицинского
обслуживания, уровень развития культуры.
Развитые страны прошли аграрную и индустриальную
стадию развития с преобладающим значением
и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства
и промышленности. Сейчас эти страны находятся
на стадии постиндустриализма, для которого
характерна ведущая роль в национальном
хозяйстве сферы нематериального производства,
создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным
производством товаров и услуг, высоким
потребительским спросом, постоянным
прогрессом в науке и технике, усилением
социальной политики государства.
К группе стран с развитой
экономикой МВФ относит, прежде
всего, ведущие капиталистические
страны, называемые Большой семеркой
(G7), куда входят США, Япония, Германия,
Великобритания, Франция, Италия
и Канада. Данные государства
занимают доминирующее положение
в мировом хозяйстве, прежде
всего по причине своего мощного
экономического, научно-технического
и военного потенциала, большой
численности населения, высокого
уровня совокупного и удельного
ВВП.
Далее к группе развитых стран относятся
относительно небольшие в сравнении с
потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом
и научно-техническом отношении страны
Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.
В 1997 г. экономически развитыми стали считаться
такие государства как Южная Корея, Гонконг,
Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы»
Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение
в группу развитых стран стало заслугой
за бурный прогресс в экономическом развитии
в послевоенный период. Это действительно
уникальный пример в мировой истории,
когда абсолютно ничего из себя не представляющие
еще в 1950-е гг. страны захватили мировое
экономическое первенство по целому ряду
позиций и превратились в важные мировые
промышленные, научно-технические и финансовые
центры. Уровень ВВП на душу населения,
качество жизни в странах-«драконах» и
в Израиле вплотную приблизились к показателям
ведущих развитых стран и в ряде случаев
(Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство
государств Большой семерки. Тем не менее,
в рассматриваемой подгруппе есть определенные
проблемы с развитием свободного рынка
в его западном понимании, здесь действует
своя философия становления капиталистических
отношений.
ООН включает в число развитых
стран ЮАР, а Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР)
относит к их числу также
Турцию и Мексику, которые являются
членами этой организации, хотя
скорее это, развивающиеся страны,
но они вошли в нее по
территориальному признаку (Турции
принадлежит часть Европы, а Мексика
входит в Североамериканское
соглашение о свободной торговле
— НАФТА). Таким образом, в число
развитых стран включают около
30 стран и территорий.
Развитые страны являются главной
группой стран в мировом хозяйстве.
В конце 90-х гг. на них приходилось
55% мирового ВВП, 71% мировой торговли
и большая часть международного
движения капитала. На страны
«Семерки» приходится более 44%
мирового ВВП, в том числе
на США — 21, Японию — 7, Германию
— 5%. Большинство развитых стран
входит в интеграционные объединения,
из которых наиболее мощными
являются Европейский союз — ЕС (20%
мирового ВВП) и Североамериканское соглашение
о свободной торговле - НАФТА (24%).
Страны с переходной
экономикой.
К этой группе относят государства, которые
с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной
(социалистической) экономики к рыночной
(поэтому их часто называют постсоциалистическими).
Это 12 стран Центральной и Восточной Европы,
15 стран — бывших советских республик,
а по некоторым классификациям к ним также
относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя
формально две последние страны продолжают
строить социализм). Иногда всю эту группу
стран относят к развивающимся (например,
в статистике МВФ), исходя из низкого уровня
ВВП на душу населения (только у Чехии
и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а
иногда к ним относят только три последние
страны.
Страны с переходной экономикой
производят около 6% мирового ВВП,
в том числе страны Центральной
и Восточной Европы (без Балтии)
— менее 2%, бывшие советские
республики - более 4% (в том числе
Россия — около 3%). Доля в
мировом экспорте - 3%. Китай производит
около 12% мирового ВВП. Здесь
есть страны, добившиеся за десять
лет рыночных реформ значительных
успехов в экономическом развитии:
Польша, Венгрия, Чехия, Словакия,
Словения, Хорватия, Литва, Латвия
и Эстония. В некоторых из
них уровень жизни почти вплотную
приблизился к стандартам стран
Западной Европы, а темпы экономического
роста сохраняются стабильно
высокие и даже превышают западноевропейские.
Основные структурные преобразования
в экономике уже проведены,
и на повестке дня стоит
вопрос об интеграции в единый
европейский рынок.
Другие государства, такие как
Болгария, Румыния, Украина, Албания,
Македония находятся в стадии
трансформации всей экономической
системы, и им еще только
предстоит решение довольно сложных
проблем переходного периода. Есть
и такие страны, которые испытывают застой
и уже перестали двигаться в сторону рыночной
ориентации. К ним, например, относится
Беларусь, рыночные реформы в которой
захлебнулись, и нависла серьезная угроза
возвращения к старой административно-командной
системе. Относятся к
данной группе и страны, серьезно пострадавшие
от военных действий в результате нарушения
их территориальной целостности и многочисленных
этнических конфликтов. Таким государствам
сейчас просто не до реформ, перед ними
стоит проблема восстановления пострадавшей
от войны экономики. Это Сербия, Черногория,
Босния и Герцеговина.
Если в этой самой молодой
группе стран попытаться выделить
подгруппы, то возможна различная
классификация. В одну группу
можно выделить бывшие советские
республики, которые ныне объединены
в Содружество Независимых Государств
(СНГ). Это позволяют сделать схожий
подход к реформированию экономики,
близкий уровень развития большинства
этих стран, объединение в одной
интеграционной группировке, хотя
подгруппа достаточно разнородна.
В другую подгруппу можно объединить
страны Центральной и Восточной
Европы, включая страны Балтии. Для
этих стран характерен преимущественно
радикальный подход к реформам,
стремление войти в ЕС, сравнительно
высокий уровень развития большинства
из них. Однако сильное отставание
от лидеров этой подгруппы,
меньшая радикальность реформ
приводит некоторых экономистов
к выводу, что Албанию, Болгарию,
Румынию и некоторые республики
бывшей Югославии целесообразно
включать в первую подгруппу.
В отдельную подгруппу можно
выделить Китай и Вьетнам, проводящие
реформы схожим образом и имевшие
в первые годы реформирования
низкий уровень социально-экономического
развития, который сейчас быстро
повышается.
Из прежней многочисленной группы
стран с административно-командной
экономикой к концу 90-х гг. остались
только две страны: Куба и Северная
Корея.
Развивающиеся страны (РС).
В группу развивающихся стран
(менее развитых, слаборазвитых)
входят государства с рыночной
экономикой и низким уровнем
экономического развития. Из 182 стран
— членов Международного валютного
фонда к развивающимся относят
121. Несмотря на значительное число
этих стран, а также на то,
что для многих из них характерны
большая численность населения
и огромная территория, на них
приходится около 40% мирового
ВВП, доля в мировом экспорте
26%.
Представляют собой периферию
мировой экономической системы.
Сюда относятся страны Африки,
страны Азиатско- Тихоокеанского
региона - АТР (кроме Японии, Австралии,
Новой Зеландии, стран-«драконов»
Юго-Восточной Азии и азиатских
государств СНГ), страны Латинской
Америки и Карибского бассейна.
Выделяются и подгруппы развивающихся
государств, в частности, подгруппа
стран АТР (Западная Азия плюс Иран,
Китай, страны Восточной и Южной Азии -
все прочие страны региона), подгруппа
стран Африки (Африка южнее Сахары за
вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские
страны за исключением Алжира, Египта,
Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).
Вся группировка развивающихся
стран весьма неоднородна, и,
скорее, правильно было бы называть
ее странами третьего мира. К
развивающимся относятся, в частности,
такие государства, которые по
многим показателям уровня и
качества жизни выше любой
развитой страны (Объединенные Арабские
Эмираты, Кувейт либо Багамские
о-ва). ВВП на душу населения,
объем социальных расходов правительства
здесь соответствует или даже
превышает аналогичные показатели
стран Большой семерки. Есть
в группе развивающихся государства
средние, с неплохим уровнем развития
экономической и социальной инфраструктуры,
есть и значительное число стран с крайне
отсталым национальным хозяйством, большинство
населения которых находится за чертой
нищеты, соответствующей по методике ООН
одному доллару расходов в день на каждого
жителя. Так же нельзя утверждать, что
все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального
типа.
Название группы - развивающиеся
страны - отражает, скорее, модель их
национального хозяйства, в которой
крайне невелика роль рыночных
механизмов и частного предпринимательства,
а преимущественное значение
для развития имеют натуральное
или полунатуральное хозяйство,
преобладание аграрного и индустриального
секторов в отраслевой структуре
экономики, высокая степень государственного
вмешательства в экономику и
низкий уровень социальной защиты.
Из-за общего характера вышеназванных
особенностей к развивающимся
государствам вполне правомерно
причислять и большинство из
переходных экономик, уровень жизни
в которых значительно снизился
из-за неэффективности управления
экономическими преобразованиями.
Ввиду подобных сложностей в
классификации и разноплановостью
развивающихся стран, проще всего
классифицировать их методом
исключений. Соответственно, развивающимися
следует считать те государства,
которые не вошли в группы
стран с развитой рыночной
экономикой и не являются бывшими
социалистическими странами Центральной
и Восточной Европы или бывшими
республиками бывшего СССР.
Для целей конкретного экономического
анализа развивающиеся страны
делятся на:
- страны - чистые
кредиторы: Бруней, Катар, Кувейт, Ливия,
ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
- страны - чистые
должники: все прочие РС;
- страны-экспортеры
энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн,
Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Индонезия,
Ирак, Иран, Камерун, Катар, Колумбия, Конго,
Кувейт, Ливия, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Оман,
Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго,
Эквадор;
- страны-импортеры
энергоресурсов: все прочие РС;
наименее развитые страны: Афганистан,
Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди,
Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея,
Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая
Республика Конго (бывший Заир), Замбия,
Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати,
Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия,
Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное
Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы
о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того,
Тувалу, Уганда, Центральноафриканская
Республика, Чад, Экваториальная Гвинея,
Эритрея, Эфиопия.
Контрольные
тестовые задания
/отметьте правильный вариант
(варианты) ответа следующим образом:
/
1. Последствиями международной
трудовой миграции для страны-донора
являются:
а) уменьшение
безработицы;
б) «утечка
умов»
;
в) снижение
в стране среднего уровня заработной
платы
;
г) увеличение
объема производства ВВП.
Обоснование
ответа:
Страна-донор,
по-другому «отдающая страна», таким
образом, безработица сокращается.
А «утечка умов» следует исходя
из, того, что страна теряет высокодоходную
часть населения. Следовательно, уменьшаются
налоговые поступления и доходы.
2. К прямым капиталовложениям
относится:
а) французский
предприниматель приобретает на 100 тыс.
долл. акции