Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют не­сколько основных показателей и критериев:
 абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
 НД и доход на душу населения;
 отраслевую структуру национальной экономики;
 структуру экспорта и импорта страны;
 уровень и качество жизни населения, и некоторые другие.

Содержание

Введение………..………………………………………………….……. 3
1.Промышленно развитые страны с рыночной экономикой…………... 4
2.Развивающиеся страны………………………………………………… 5
3.Классификация развивающихся стран………………………………...10
4.Страны с переходной экономикой……………………………………. 16
5.Классификация стран по уровню дохода…………………………….. 18
Заключение.….………………………………………………………… 20
Литература……...…………………………………………………….…21

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика реф.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Еще 10 лет назад Малайзию сотрясал экономический кризис. В последние 3—4 года страна имеет наиболее высокие темпы эко­номического роста в мире: 12—15% в год. ВВП на душу населе­ния в 1970 г. составлял всего 350 долл., а в 2000 г. более 4500 долл. Основу успехов малайзийской экономики определя­ют отрасли обрабатывающей промышленности (сборка телевизо­ров, видеотехники, компьютеров, различной оргтехники и т.д.). В 1999 г. они давали до 35% ВВП, хотя еще в 1989 г. эта доля была меньше 20%. Прогресс в промышленности достигнут за счет иностранных инвестиций. За последние 5—7 лет приток иност­ранных вложений составлял 4,5—5,5 млрд. долл. в год. В 50—70-е годы за счет иностранных инвестиций финансировалось развитие добывающих и сырьевых отраслей эко­номики: нефтедобыча, добыча и переработка оловянных руд, про­изводство природного каучука и пальмового масла.

В 80-90-е годы иностранные инвестиции направлялись в радиотех­нику, сборку и производство швейных машин, холодильников, телевизоров, средств связи и вычислительной техники. Огром­но значение для экономики страны внешнеэкономических свя­зей. Доля экспорта в ВНП за последние 15 лет резко возросла: с 28% в 1992 г. до 44% в 2001 г.

Сингапур — маленькое островное государ­ство Юго-Восточной Азии площадью всего 640 км2 и населением 3,1 млн. чел. Оно дав­но принадлежит к группе высокоразвитых в экономическом отношении государств. Сначала (в 40-50-е годы) основой синга­пурской экономики были посреднические (реэкспортные) опера­ции в международной торговле, транзит различных внешнетор­говых грузов, финансово-кредитное посредничество. Издавна Сингапур был знаменит как деловой, торговый и финансовый центр.

В 80-90-е годы на основе больших финансовых накоплений и привлекаемых иностранных инвестиций бурно развивается производство высокотехнологичной продукции (судостроение, нефтехимия, фармацевтика, электроника, производство средств связи и др.), причем значительная часть этой продукции пред­назначена на экспорт. Экспортная квота сингапурской экономи­ки чрезвычайно высока — примерно 56% ВНП.

3.Классификация развивающихся стран

Развивающиеся страны, представляя собой относительно устойчивую общность, в то же время отличающиеся друг от друга по ресурсному обеспечению, уровню развития производительных сил и общественных отношений, демографическим и социальным по­казателям. На пример в странах, расположенных в Азии, Аф­рике и Латинской Америке, можно найти все формы общественно­го развития — от самых примитивных до самых современных. Если следовать методике Мирового банка, который все страны мира де­лит в соответствии с уровнем их дохода на душу населения на четыре группы, то внутри развивающихся стран также можно вы­делить такие же:

                        страны с низким уровнем дохода — 54 государства, у которых ВНП на душу населения в 1999 г. составил 765 долл. или мень­ше;

                     страны с доходами ниже среднего уровня — 47 государств, у которых ВНП надушу населения в 1999 г. составил 766—3 035 долл.;

                     страны с доходами выше среднего уровня — 26 государств, у которых ВНП надушу населения в 1999 г. составил 3036— 9 385 долл.;

                     страны с высоким уровнем дохода —  18 в основном остро­вных государств, у которых ВНП на душу населения в 1999 г. составил 9 386 долл. или больше.

Представленное деление подтверждает наличие многообразия внутри сообщества развивающихся стран, но не дает представления о причинах различия между отдельными группами.

Поскольку все развивающиеся страны движутся в направле­нии формирования индустриального общества, то в качестве глав­ной причины их различий можно выделить уровень используемых тех­нологий в производстве материальных благ.

В начале пути к созданию индустриального общества нахо­дятся страны, использующие примитивные технологии, основан­ные на широком применении ручного труда. Эти страны отлича­ются низким доходом на душу населения, низкой долей промышленного производства в ВНП, низким развитием челове­ческого потенциала (высокий уровень неграмотности). В начале 70-х гг. они были выделены учреждениями ООН в особую группу, получившую название наименее развитых стран. Число стран, входящих в эту группу, постоянно увеличивается. В начале 70-х гг. в нее входило 24 государства, в середине 90-х — более 40. В основ­ном эта группа соответствует группе стран с низким уровнем дохода на душу населения. Показателем слабости их промышлен­ности является низкий уровень потребления энергии, а также небольшой объем выброса в атмосферу двуокиси углерода про­мышленными предприятиями.

Сложность положения наименее развитых стран состоит в том, что они не обладают внутренним источником преодоления чер­ты бедности. Крайне низкий уровень накопления исключает воз­можность осуществления необходимых инвестиций в развитие средств производства, в подготовку квалифицированной рабочей силы и совершенствование технологий. Следствием этого является низкий рост производительности труда, и в связи с этим — низкий доход надушу населения, низкий уровень потребления, низкий уровень накопления, т.е. возврат к исходной позиции. В итоге низкий уровень накопления является результатом нищеты и одновременно причиной ее сохранения.

В условиях, когда главная проблема для человека — выжить, трудно ожидать, чтобы он думал о сбережениях. Те незначительные инвестиции, которые осуществляются, мало способствуют появле­нию современных технологий, развитию образования, науки, куль­туры. Низкий спрос даже на предметы первой необходимости не позволяет создавать специализированные серийные производства.

На уровень дохода на душу населения в этих странах оказыва­ют негативное влияние высокие темпы роста населения. Семьи стре­мятся иметь больше детей, чтобы большее число рабочих рук могло включиться в трудовую деятельность, привнося какой-то вклад в семейное благосостояние.

Характерным для экономики наименее развитых стран явля­ется слабое развитие рыночного механизма. Местные предпринимате­ли отдают предпочтение сфере торговли, как это было на заре развития капитализма в ныне развитых странах.

Поскольку наименее развитые страны находятся на начальном этапе создания индустриального общества, их промышленность представлена в основном отраслями, занимающимися переработ­кой местного сырья и производящими товары повседневного спро­са. Одной из самых серьезных проблем наименее развитых стран является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса экономически активного населения. В таких странах как Бу­рунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сель­ском хозяйстве в 90-х гг. составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.

Можно выделить наиболее важные факторы, сдерживающие сельс­кохозяйственное производство в наименее развитых странах.

      Из – за того, что многие виды сельскохозяйственной продукции пред­назначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.

      С целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низ­ких цен на сельскохозяйственную продукцию.

      Из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и ма­лой мобильностью.

      Процесс разгосударствления экономики и государственной под­держки частного сектора в наименее развитых странах только начался.

На середине пути к индустриальному обществу находится большая часть развивающихся стран, уже прошедших начальный этап индустриализации, но не накопивших еще достаточного потенциа­ла для поддержания стабильного экономического роста. В основном это страны, которые отнесены к группе с доходами ниже среднего уровня.

В конце 60 — начале 70-х гг. многие из стран с доходами ниже среднего уровня начали проводить политику импортозамещающей индустриализации. В дополнение к существовавшим ранее пищевой, текстильной промышленности, производству напитков, табачных изделий стали создаваться металлургическая, металлообрабатывающая отрасли, и другие. Многие производства создавались с учас­тием иностранного капитала.

Сельское хозяйство в этих странах продолжает играть важную роль, как с точки зрения занятости, так и производства националь­ного продукта. Именно в этой группе стран были проведены наи­более радикальные аграрные реформы, которые способствовали росту товарного производства в этой отрасли и расширению сферы дей­ствия рыночных механизмов. Особенно большое значение проведе­ние этих реформ имело для латиноамериканских стран, которые подорвали господство латифундизма и создали основу для созда­ния в сельском хозяйстве среднего класса

В странах рассматриваемой группы созданы основы производ­ственной и вспомогательной инфраструктуры, относительно разви­ты транспортные и энергетические сети, система связи. Во многих государствах появились коммерческие банки, заявившие о себе как о кредиторах национальной промышленности, торговли и сельско­го хозяйства.

Правительства стали более эффективно использовать инстру­менты налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Они научились собирать налоги с доходов граждан, с владельцев не­движимости и земельных участков.

В последние годы во многих странах были проведены мероп­риятия по приватизации государственных предприятий, сыгравшие важную роль на начальном этапе становления национальной эко­номики.

После получения независимости большая часть промышлен­ных предприятий перешла под контроль государства. На началь­ном этапе становления национальной государственности это была необходимая мера. Она была нацелена на концентрацию экономи­ческих ресурсов в одних руках, чтобы решать не только экономи­ческие, но политические и социальные задачи, причем груз пос­ледних нередко возрастал. Во избежание социальных конфликтов правительства постоянно манипулировали ценами на продукцию государственных предприятий, которые часто вынуждены были продавать ее, не обеспечивая покрытия издержек производства. Нередко государственные предприятия из-за политических сооб­ражений ориентировались на заключение сделок с конкретным поставщиком сырья, хотя экономически это было невыгодно. В ряде стран на государственных предприятиях искусственно завы­шался контингент рабочей силы, чтобы ослабить давление безра­ботных на рынок труда.

В большинстве стран данной группы проведены серьезные ме­роприятия по либерализации внешних экономических связей. Отмене­ны или снижены экспортные пошлины, снижены импортные по­шлины, осуществляется постепенный переход от фиксированного к плавающему курсу национальной денежной единицы.

Среди стран, относящихся к группе высоким уровнем дохода на душу населения выделяются государства, приблизившиеся к гра­нице индустриального общества или уже перешагнувшие через нее. До недавнего времени в эту группу включали так называемых «ази­атских тигров» (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань), а также наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). Всех их включали в группу новые индустриальные стра­ны. С 1998 г. в документах МВФ «азиатские тигры» стали включать­ся как подгруппа новых индустриальных стран в группу передовых стран в экономическом развитии. Официальное признание некото­рых новых индустриальных стран как развитых является подтверж­дением прогрессивной исторической тенденции перехода стран от более низкого уровня к более высокому уровню экономического развития.

Для стран этой группы характерен высокий уровень промышленного развития, в том числе обрабатывающей промышленности.

Так, доля промышленности в создании национального дохода в 1995 г. составляла в Южной Корее — 43%, в Сингапуре — 36%, в Бразилии — 37%, в Аргентине — 31%.

Экономика новых индустриальных стран имеет высокую степень включенности в мировой рынок.

Для новых индустриальных, особенно латиноамериканских, стран характерен высокий уровень внешней задолженности.

Так, внешний долг Аргентины в 1995 г. составил 320% ее экспорта, Бразилии — 270%, Мексики — 75%.

Кредитно-денежные системы новых индустриальных стран уже довольно тесно интегрированы в мировую финансовую сферу.

 

 

4.Страны с переходной экономикой

К наиболее молодой группе стран относятся государства с переходной экономикой, начавшие в конце 70-х (Китай), 80-х (Центральная и Восточная Европа) и начале 90-х гг. (бывшие со­ветские республики) переход от административно-командной к современной рыночной экономике. В ходе его они осуществляют системные реформы. При этом разные страны используют раз­личные модели системных реформ не только во внутри, но и во внешнеэкономической сфере.

Необходимость перехода к рыночной экономике была осозна­на как историческая задача большинством населения и полити­ческого руководства, бывших социалистических стран, посколь­ку стало очевидным, что административно-командная система проиграла соревнование с рыночной экономикой по производи­тельности труда и уровню жизни населения, т.е. по решающим критериям эффективности социально-экономической системы.

Задача перехода от административно-командной экономики к современной рыночной возникла в истории впервые. К тому же стартовые условия в разных странах существенно различались. Отсутствие опыта, внутренние и внешние противоречия сделали неизбежными ошибки на этом пути.

Группа стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии.

Данная группа стран с середины 80-х годов оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политичес­ких режимов плюралистической демократией и переходе от цент­рализованной плановой социалистической экономики на рыноч­ные условия хозяйствования. Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической ста­билизации, создания конкурентных рыночных отношений и про­ведения соответствующей реформы цен, структурной перестрой­ки производства и предприятий на основе четкого законодатель­ного определения прав собственности — государственной и част­ной, ограничения господства монополий и вмешательства госу­дарства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной эко­номики, расширения и углубления международной экономичес­кой интеграции.

Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития