Классификация стран по уровню экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

В настоящее время можно выделить три группы стран:
-развитые страны (государства с рыночной экономикой);
-страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
-развивающиеся страны.

Содержание

Введение………………………………………………………….3

1. Развитые страны

1.1 Общая характеристика развитых стран…………………….4
1.2 Основные признаки развитых стран………………………..5

2. Развивающиеся страны

2.1 Место развивающихся стран в системе мирового хозяйствования……………………………………………………7
2.2 Группировка стран по уровню социально-экономического развития…………………………………………………………...8
2.3 Наименее развитые страны………………………………….10

3. Страны с переходной экономикой

3.1 Основные черты стран с переходной экономикой………..10
3.2 Особенности переходной экономики России………… .....13

Заключение………………………………………………………17

Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика реферат .doc

— 121.50 Кб (Скачать)
 

Термин «переходная экономика», используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся: 
1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

 

2) развитие  негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства;

 

3) формирование  потребительского рынка и насыщение его товарами.

 

Первые  программы реформ состояли из наборов  стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию. 
Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

 

Практика  реформирования в различных странах  может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

 

1) пути  быстрых радикальных реформ («шоковая  терапия»), принятому за основу  во многих странах, в том  числе и в России. Стратегия  исторически была сформирована  еще в 1980-е годы МВФ для  стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия. 
Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

 

2) пути  постепенного эволюционного преобразования  экономики, взятому за основу в Китае.

 

Уже с  середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия. 
Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения, и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

 

3.2 Особенности переходной экономики Росcии

 

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики.

Формирование  современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя  формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль  страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

•отсутствие автономного от государства гражданского общества:

•неразрывную  связь власти и собственности;

• слабость личной инициативы при довольно сильных  коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе  с тем государство, утратив в  ходе приватизации немалую часть  прежних источников доходов, сохранило  непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает  затяжной кризис госбюджета.

В России не возникало взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя  кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное  влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду  с неблагоприятным в целом  инвестиционным климатом в стране ограничение  конкуренции обусловливает медленную  структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных  отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее  всего этот процесс протекает  в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где  широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие  российской модели рыночной экономики  высокая криминализация экономической  жизни и уход предпринимательства  «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали  неуважение к закону и недоверие  к любой власти.

 

 На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к  государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении  доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению  с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

 

Заключение

Разнообразие  сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет  оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки  зрения. Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, — Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран-членов этих организаций, а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Также некоторые страны-члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их несвоевременно, в результате чего оценки развития их экономики выпадают из общих оценок международной экономики. Наконец, любая классификация составляется исходя из задач каждой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН — на социальные и демографические аспекты и т.д.

     В аналитических целях в рамках международной экономики страны делятся на три большие группы — развитые  страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны и наименее развитые страны. Выделение стран в те или иные группы и подгруппы связано с особенностями их исторического, экономического, культурного и политического развития. Обычно в группы стран в мировой экономике объединяются страны, имеющие общие или близкие характеристики экономического развития, схожую институциональную структуру хозяйственного управления, близкие принципы организации производства и общие стоящие передними проблемы.

 

Несмотря  на кажущуюся универсальность, полноту и научную достоверность оценки индекса развития человеческого потенциала, не стоит всё же забывать о некоторой условности этой классификации. 
Все явления и факты следует рассматривать максимально полно, с привлечением наибольшего количества фактического и аналитического материала с целью объективного, точного и непредвзятого подхода к анализу степени развития той или иной страны мира.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика
  3. Иванов С.И. Основы экономической теории
  4. Шуркалина А.К. Мировая экономика зарубежных стран
  5. www.wikipedia.org
  6. www.the-discoverer.ru
  7. www.grandars.ru

Информация о работе Классификация стран по уровню экономического развития