Классификация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:02, доклад

Описание работы

В настоящие время предприятия классифицируются по ряду признаков.

Предприятия различаются по:
сферам деятельности

Предприятия, действующие в сфере материального производства и его крупных подразделений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство) .

Предприятия, действующие в сфере нематериального производства.

Задачи таких предприятий - создание разнообразных по характеру услуг ( ремонт бытовой техники, здравоохранение, просвещение, культуры ).

Предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Классификация предприятий.docx

— 20.70 Кб (Скачать)

Классификация предприятий

В настоящие  время предприятия классифицируются по ряду признаков.

Предприятия различаются  по:

  • сферам деятельности

Предприятия, действующие  в сфере материального производства и его крупных подразделений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство) .

Предприятия, действующие  в сфере нематериального производства.

Задачи таких  предприятий - создание разнообразных  по характеру услуг ( ремонт бытовой  техники, здравоохранение, просвещение, культуры ).

Предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью.

Задачи таких  предприятий - установление взаимовыгодных контактов между производителями  и потребителями, продавцами и покупателями.

Предприятия сферы обслуживания .

Задачи таких  предприятий - территориальное размещение, вовлечение большего числа работников в сферу производства, обслуживание населения и т. д.

  • по количеству видов произведенной продукции:

- специализированные (выпускающие ограниченное число  товаров)

- многопрофильные  (производящие разные товары)

Уровень специализации:

  • предметная

Производится  уже готовый к употреблению продукт (в пищевой промышленности - различные  изделия)

  • подетальная

в отраслях, производящих средства производства ( подшипники )

  • технологическая

Сосредоточение  предприятия на выполнении определенной стадии технологического процесса ( в  химической промышленности - производство кислот для последующего их использования  другими предприятиями)

Предприятия делятся на:

  • крупные
  • средние
  • мелкие

Размер предприятия  определяется через численность  занятых на нем работников.

Крупные предприятия

Преимущества:

  • большие масштабы производства
  • полное использование возможностей разделения труда
  • дробление процесса труда на мелкие операции
  • специализация труда
  • повышение производительности труда
  • приобретение ресурсов в больших объемах , что позволяет приобретать их по низкой цене
  • вкладывания средств в научно- исследовательские программы

Недостатки:

  • нарушается производственное единство, при превышении предприятием оптимальных размеров
  • снижается уровень управляемости

Мелкие предприятия

Преимущества:

  • динамичнее крупного, мелкий бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, оперативнее отражает изменение потребительского спроса
  • развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала
  • быстрее " впитывает " новые веяния научно- технического прогресса, т .к. он более приспособлен для производства уникальных изделей, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капитальных вложений
  • улучшает общую структуру производства

2. Виды предприятий.

Основные виды предприятий

Различают четыре основных вида деловых предприятий:

  • индивидуальные
  • товарищества
  • акционерные общества
  • унитарные предприятия

Экономическая реформа невозможна без организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекси специальные законы

Гражданский кодекс вводит понятие "КОММЕРЧЕСКИХ" И "НЕКОММЕРЧЕСКИХ " ОРГАНИЗАЦИЙ.

КОММЕРЧЕСКИЕ

  • хозяйственные товарищества
  • хозяйственные общества
  • производственные кооперативы
  • акционерные общества

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ

  • Страховые компании
  • Союзы

Индивидуальные предприятия - это бизнес одного человека, единоличного частного собственника. Большой стимул. Большая свобода. Стесненность в средствах.

Товарищества -это предприятие двух или более собственников, объединившихся на паях для совместного бизнеса.

Полное товарищество.

Вкладом в имущество  хозяйственного товарищества могут  быть деньги, ценные бумаги, имущество.

Управленпие полного  товарищества.

Большие финансовые возможности. Меньший риск. Меньшая  гибкость.

Акционерное общество - это крупное предприятие, капитал которого образуется путем объединения многих индивидуальных капиталов через продажу акций.

Унитарное предприятие это государственное или муниципальное предприятие, имущество которого является общественной собственностью.

Институциональный подход

Понятие институционализма  включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы  не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Отличия институционализма  от других экономических  школ

  • Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.
  • В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.
  • С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.
  • Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения — и социальным нормам.
  • Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.
  • Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.
  • Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.
  • Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т. п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т. п.
  • Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения цены зачастую не меняются.
  • С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.

Информация о работе Классификация предприятий