Классификация франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:41, реферат

Описание работы

Основой для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав. Конечно, деление это достаточно условно, поскольку в системе отношений могут присутствовать элементы различных видов.

Работа содержит 1 файл

Классификация франчайзинга.doc

— 46.00 Кб (Скачать)
     Классификация франчайзинга
     Опубликовано: 23.04.2007

     Основой для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав. Конечно, деление  это достаточно условно, поскольку  в системе отношений могут  присутствовать элементы различных видов.  
 
1.Производственный франчайзинг 
 
В этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки.  
 
Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Франчайзером может выступать как производитель сырья, так и производитель готовой продукции, а также обладатель прав на патент и ноу-хау, не занимающийся непосредственно производством.  
 
Производственный франчайзинг решает ряд основных задач:

  • разделение труда и специализация производства;
  • увеличение объема производства и расширение производственной программы;
  • обеспечение экономичности производства;
  • увеличение гибкости производства и сбыта, соизмеримое с требованиями рынка;
  • оперативное внедрение новых идей;
  • освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

     Решение этих задач позволяет работать на опережение и приобретать конкурентные преимущества, что особенно важно в условиях сокращения жизненного цикла товаров. Наиболее ярким представителем , использующим систему производственного франчайзинга является компания “Кока Кола”. Классический напиток «Кока-Кола» производится по определенному рецепту, купленному в 19 веке у аптекаря. Напиток производится и продается во многих странах мира, при этом формула его производства является коммерческой тайной, и ее практически никто не видел. Формула не была запатентована, именно это и дало возможность защитить ее от раскрытия. В начале 20-го века два американских бизнесмена приобрели у компании «Кока Кола» права на бутилирование напитка. Отсутствие достаточного количества капитала на открытие собственных предприятий привело этих бизнесменов к решению о продаже франшизы на открытие разливочных предприятий. Концепция франчайзинга используется и в разливочном производстве ,и в сервисном обслуживании торговых автоматов по продаже напитков до настоящего времени. В 1995 году компания вышла на российский рынок. По имеющейся в открытых источниках информации компания "The Coca-Cola Company" имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и др.городах. Конечно «Кока Кола»-это не единственный пример. В мире производственный франчайзинг успешно реализуется.  
 
Примеров удачного производственного франчайзинга в России пока мало. Активные позиции занимает, например, на рынке ООО «Мастерфайбр», специализирующееся на производстве резиновых покрытий для спорта и отдыха и передающее права на производство независимым юридическим лицам.  
 
2. Товарный франчайзинг 
 
Этот вид франчайзинга касается непосредственно продажи товаров. Можно рассматривать два варианта товарного франчайзинга:  
 
Первый предполагает собой продажу товаров производителя и маркированных его товарным знаком. Как правило франчайзи специализируются на розничных продажах. Для франчайзинга характерен массовый ранок, важное значение имеет контакт непосредственно с потребителем. Франчайзер может поставлять франчайзи товар через третье лицо, функциями которого является распределение товара (агент, дистрибьютор, коммерческий представитель и т.д.). Это дает возможность не только увеличить сбыт товаров, но и продавать продукт на удаленных территориях, а также обеспечить управление материальными потоками с наименьшими издержками (логистика). Механизм взаимодействия с третьим лицом самого франчайзера, и третьего лица с франчайзи может строиться в различных схемах. Главное здесь товар производителя, марка производителя, фирменность и единообразие сети, позволяющее идентифицировать производителя. Важным является достаточно широкий диапазон ассортимента, позволяющий потребителю осуществлять выбор товара. Франчайзером может выступать производитель нефтепродуктов, одежды, обуви, игрушек, ликеро-водочных изделий и т.д.  
 
Второй вариант предполагает продажу товаров организацией , не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков и продавать их франчайзи. Франчайзи будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера)( в отличие от первого варианта), фирменность и единообразие сети, позволяющие идентифицировать этого продавца. На мой взгляд, наиболее приближены к этой схеме работы на российском рынке такие компании как «Пальмира», «Эконика-обувь» и некоторые другие.  
 
3.Сервисный франчайзинг 
 
Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг.  
 
Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. В зависимости от направления деятельности количество передаваемых прав, стандарты деятельности и требования к франчайзи серьезно отличаются.  
 
При этом, марка, фирменность и единообразие сети являются неотъемлемой частью сервисного франчайзинга. Основная направленность сервисного франчайзинга- удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи потребителю быстро становится известно какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей, затраченное на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.  
 
Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «Ростикс», «ГрильМастер», «Raddison SAS Lazurnaya», и др., выходят на рынок марки «Сбарро», Джанни Кинг, Жан Клод Бигин и др., достаточно много российских марок декларируют начало франчайзинговых программ. 
 
Вторая классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата 
 
1. Франчайзинг распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями. Это в большой степени похоже на второй вид предыдущей классификации. Хотя сказать точно являются ли модели франчайзинга торгующих компаний ближе к товарному франчайзингу или к франчайзингу бизнес-формата достаточно сложно, поскольку ни то, ни другое не имеет четко установленных критериев.  
 
2. Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Ключевое значение имеет не только торговая марка, фирменность и внешнее единообразие, но и единообразие всех элементов деятельности, позволяющих идентифицировать не только самого франчайзера, но и качество продукта/работ/услуг. Франчайзинг бизнес-формата ближе к производственному и сервисному франчайзингу, описпнных в предыдущей классификации. Основные признаки франчайзинга бизнес-формата можно посмотреть в разделе «Франчайзинг-основные признаки». Франчайзинг бизнес-формата присущ конечно тем сетям, которые длительный период времени находятся на рынке. Выработка стандартов, описание бизнес-процессов, разработка требований к системе и ее использованию, формирование модели, ее апробация и завоевание доверия потребителей, а также формирование системы отношение внутри сети и обеспечение возможности управления ростом-это не только сложная задача, но и вопрос времени. Думаю, что примеры франчайзинга бизнес-формата приведут сами франчайзеры, системы которых доказали свою состоятельность.  
 

Информация о работе Классификация франчайзинга