Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:32, курсовая работа
Мы являемся свидетелями непрерывного и стремительного становления будущей мировой державы, обладающей огромнейшими ресурсами, амбициозными запросами, сильными рыночными позициями и всеми финансовыми и технологическими средствами хорошо развитой диаспоры, которой присуща экономическая смекалка. Развивающийся Китай будет оказывать мощное влияние как на развитые, так и на развивающиеся страны, вынуждая их разрабатывать соответствующие стратегии и ответные действия.
Введение
Глава 1. Китай в глобальной экономике
1.1. Ресурсы и возможности
1.2. Синергия Большого Китая
Глава 2. Путь в Америку
2.1. И числом, и уменьем
2.2. Фабрика мира
2.3. Рабочие места
Заключение
Список литературы
1.2. Синергия Большого Китая
В культурном, экономическом и геополитическом отношении Китай - это не только Китайская Народная Республика, но и Гонконг, предпринимательский центр, с 1997 года являющийся отдельной административной областью с собственной юрисдикцией, регулирующей торговлю и иностранные капиталовложения. Это и Тайвань, технологически развитый остров, который, несмотря на спорный политический статус (Китай считает Тайвань провинцией-предателем), принимает все более активное участие в экономической жизни Китая, и, возможно, еще в большей степени китайский Сингапур, который является центром разработки современных технологий и базой многих мультинациональных компаний. И, конечно же, китайская диаспора, члены которой составляют элиту делового мира Юго-Восточной Азии и занимают активную позицию в деловых кругах всего мира.
Соберите эти разные части китайской головоломки, и вы получите потенциал, не имеющий себе равных: трудовые ресурсы, которые не только являются крупнейшими в мире, но и объединяют большое количество ученых, инженеров и опытных руководителей; современную, быстроразвивающуюся технологическую инфраструктуру и лидирующую позицию в области новейших технологий (Тайвань - крупнейший производитель ноутбуков в мире); огромный капитал (сумма в 0,75 трлн. долларов экономики Китая, Тайваня, Гонконга и Сингапура находится в иностранных резервных фондах) и доминирующую позицию в торговле (гавань для контейнеров в Гонконге является одной из самых оживленных и современных в мире); главные базы и региональные штаб-квартиры многонациональных предприятий Азии (Шанхай, Гонконг и Сингапур); понимание мирового бизнеса (китайская диаспора) »[16].
Этим экономическим системам, которые все больше объединяются в единый комплекс (Сингапур вовлечен несколько в меньшей степени) и се более зависимыми от бизнеса материкового Китая, присущие синергические признаки капитала, навыков, знаний, человеческих ресурсов, которые могут обеспечить невиданные ранее в развивающихся странах масштабы и темпы развития. Объем продаж Большого Китая (КНР, Гонконг, Тайвань и Сингапур) составляет почти 1,4 трлн. долларов, уступая лишь Европейскому Союзу и Соединенным Штатам и в два раза превышая объем продаж Японии. В условиях мировой экономики, которая приобретает все более глобальный характер, этот объем закладывает основы мощного рыночного влияния, поскольку решения других стран - участников рынка по вопросам, связанным с торговлей и экономикой, обусловлены широким контекстом них интересами в сфере экспорта. Большой Китай становится центром еще более крупной и быстроразвивающейся экономики Азии: материковым Китай уже является самым крупным экспортным рынком Южной Кореи, в то время как Большой Китай представляет собой крупнейший рынок практически для всех остальных стран Азии.
Глава 2. Путь в Америку
В XIX веке слабый Китай был вынужден принять под давлением Запада целый ряд неравных и унизительных договоров, заставляющих страну открыть двери иностранной торговле. Одно из подобных соглашений было подписано с Соединенными Штатами, Проблема заключалась в той, что Запад, стремясь заполучить такие китайские товары, как чай и шелк, взамен мог предложить лишь немного того, что действительно интересовало бы китайцев (это часть истории о том, как англичане были вовлечены в торговлю опиумом). По прошествии почти двух веков торговля между бывшими соперниками процветает, и опять создается впечатление, что американцы больше заинтересованы в китайских товарах, чем китайцы в американских. Сегодня уже продавать товары стремится Китай, и находящиеся в американских и европейских портах товары китайского производства отнюдь не ограничиваются чаем и шелком.
Рис. 1. Торговый баланс Китая с США
На рис. 1. приведены графики, отображающие объем товаров и услуг, продаваемых Китаем Соединенным Штатам. Цифры относятся не только собственно к Китаю (Китайской Народной Республике, сокращенно КНР), но и к Большому Китаю (включая Гонконг, Тайвань и Макао, за исключением Сингапура). Приведенные данные свидетельствуют об усилении процесса интеграции экономических систем Китая и подтверждают обоснованность основной претензии со стороны U.S. China Business Council, американской торговой группы, в состав которой входят основные американские экспортеры товаров в Китай. Суть претензий заключается в том, что данные по КНР искажены, так как не учитывают роли Гонконга как перевалочного пункта. (То есть немалая часть экспорта из Китая идет через Гонконг, и большое количество товаров, экспортируемых США и предназначенных для материкового Китая, разгружается в Гонконге.) «Мы включаем услуги, потому что, в отличие от сферы продажи товаров, где наблюдается хронический дефицит, в области торговли услугами (перевозки и консультации) США располагают значительным активным балансом» »[15, c. 38].
Члены U.S. China Business Council также считают, что дефицит торговли США с Китаем искусственно завышен, поскольку Соединенные Штаты учитывают импорт и экспорт иным образом: импорт учитывается на условиях СИФ (включая стоимость, страхование и фрахт), а экспорт учитывается на условиях ФАС (франке вдоль борта судна). U.S. China Business Council утверждает, что перерасчет импорта и экспорта на условиях ФОБ (франко-борт) увеличил бы объем экспорта на 1% и уменьшил бы объем импорта на целых 10%»[15, c. 44]. Но даже в этом случае активное сальдо торгового баланса Китая с США осталось бы значительным, и с учетом уровня роста дефицита новые цифры отражали бы всего лишь данные за шесть месяцев. Более того, подобная корректировка показателей торговли США не изменила бы позиции Китая по отношению к другим американским торговцам. Оборонительная позиция U.S. China Business Council является разоблачающей и наводит на мысль о влиятельных лобби, «обрабатывающих». Китай, в число которых входят такие главные экспортеры китайского рынка, как Воеing, и компании, конкурентоспособность которых зависит от китайского импорта.
Отдельные составляющие дефицита, в частности китайский импорт в США, не менее важны, чем общие цифры торгового дефицита. Согласно данным подразделения внешней торговли Бюро переписи США, все четыре основные категории импортируемых из Китая в 2003 году товаров носили технологический характер: разнообразные промышленные изделия - 28,5 млрд. долларов (стоимость на условиях СИФ), оборудование для офисов и автоматической обработки данных - 24,3 млрд. долларов, телесвязь и оборудование для звукозаписи - 17,5 млрд. долларов, электрооборудование - 12,6 млрд. долларов. Такие трудоемкие категории, как одежда и обувь, занимают пятое и шестое места - 12,6 и 11,1 млрд. долларов соответственно, продолжая понижающуюся шкалу по категориям, но не по объему»[15, c. 56]. В 1999 году, к примеру, текстиль, одежда (вместе) и обувь занимали, соответственно, второе и третье места.
Мнения экономистов в отношении важности торгового баланса расходятся. Некоторые указывают на то, что торговый дефицит как часть валового внутреннего продукта чрезмерным не является, хотя и превышает условный предел, установленный на уровне 5%. Другие указывают на опасность увеличения доли американских финансовых обязательств, находящихся в руках иностранцев, что, если бы вера последних в американскую валюту пошатнулась, могло бы вызвать кризис доверия в Соединенных Штатах и дестабилизировать мировую экономику, в которой американский доллар остается основной резервной валютой. Общеизвестно, что торговля выгодна обоим партнерам. Некоторые полагают, что торговля выгодна даже тогда, когда она не является взаимной (к примеру, американским потребителям выгодна продажа дешевой китайской продукции). Экономическая точка зрения является слишком узкой для того, чтобы охватить сложность аспекта торговли, ее изменчивое влияние на различные регионы и отрасли, в особенности ее социальное, политическое и геополитическое влияние. Легко выступить с макроэкономическим утверждением - «свободная торговля выгодна нам всем», легко также выступить с заявлением о «торговле на основе взаимной выгоды», которое зачастую носит политический характер. Гораздо сложнее точно определить параметры этой взаимной выгоды, уст; повить, кто играет честно в новой игре, либо отобрать победителей (и проигравших). Игра в Китае может поменять местами все три категории»[11, c. 78].
Почему Соединенные Штаты наиболее уязвимы (хотя есть мнение, что США извлекают наибольшую выгоду) по отношению к импорту Китая? В отличие от Японии, которая на протяжении десятилетий поддерживал активный торговый баланс с внешним миром, Китай в мировой торговле достиг лишь незначительного активного сальдо, и в последнее время объемы импорта растут гораздо быстрее объемов экспорта. В то время как активный торговый баланс страны возрос до 11,5 млрд. долларов в январе 2004 года, общий торговый баланс Китая за февраль того же год; увеличился до 8 млрд. долларов (баланс пассивен). Это означает, что дела других торговых партнеров обстоят довольно неплохо и в торговле с Поднебесной они поддерживают более низкий уровень дефицита (Европейский Союз) либо значительное активное сальдо (Азия). (В 2002 году активное сальдо Китая с ЕС приблизилось к 50 млрд. евро, причем баланс является активным со всеми странами Евросоюза, за исключением Австрии и Финляндии.)
2.1. И числом, и уменьем
Давление Китая на рынки США будет только усиливаться. Компании, которые до сих пор сомневались по поводу перемещения производства в страну из-за соглашений с профессиональными союзами или страха отрицательной реакции потребителей сейчас понимают: если они хотят остаться в бизнесе, подобное решение может быть единственно правильным. Компании, первоначально защищенные от китайской конкуренции высокими транспортными расходами, оказываются на линии огня, поскольку для китайской стороны эти расходы снижаются, а производительность возрастает. Другие следуют за своими промышленными клиентами, которые переехали в Китай и которым необходимы поставщики и услуги именно там. Даже компании, обслуживающие военно-промышленный комплекс США, сейчас осознают, что выбор не велик, хотя настойчиво пытаются сохранить основное производство в своей стране. Вслед за этим консультанты и другой обслуживающий персонал, обеспечивающие поддержку основного производства, приходят к выводу, что Китай, как и некоторые другие страны с дешевой рабочей силой, является хорошей базой для поддержки производства, расположенного за рубежом.
«Огромный объем хорошо известных товаров китайского производства, импортируемых в Соединенные Штаты, вряд ли сократится», - писал Даниэль Вебстер, государственный секретарь в администрации Джона Тайлера, в 1843 году»[8, c. 97]. В конце концов, импорт, конечно, сократился. В то время как цитата служит лишь напоминанием о несовершенстве прогнозов, показатели на сегодняшний день свидетельствуют о том, что поток китайского экспорта будет только расти. И захлестнет не только берега Америки. В настоящее время торговый дефицит между ЕС и Китаем составляет примерно 45 млрд., но импорт из Китая составляет лишь 1,8% всего импорта (включая страны ЕС) и половину объема японского импорта (данные 2002 г.)»[16]. По мере роста объемов китайского экспорта, особенно в той ситуации, когда под угрозой окажутся отрасли промышленности Европы, имеющие стратегическое и политическое значение, например автомобилестроение, настроения могут измениться, хотя и останутся на втором плане, пока европейский экспорт будет значительным, а дефицит более влиятельных стран, таких как Германия, сравнительно небольшим. Япония, опасения которой по поводу бурного развития Китая также месят геополитический характер, особенно уязвима в данной ситуации, поскольку ее конкурентное преимущество заключается в производстве, экономика находится в состоянии застоя в течение десятилетия, и руководство страны и корпорации в некоторой степени утратили способность реагировать на изменения в мировой экономике. Экспорт Японии в Китай, как и экспорт США, составляет около половины импорта, причем львиной его долей являются товары, производимые японскими компаниями в Китае. Подобная тенденция наблюдается и на рынке Соединенных Штатов. Однако в отличие от США Китай является единственной крупной экономической системой, с которой Япония имеет значительный дефицит торгового баланса (уровень экспорта Японии в США почти в два раза превышает уровень импорта), что несколько смягчает последствия подобной ситуации. И, находясь в большей зависимости от торговли, чем США и Китай, Япония вряд ли сможет достойно противостоять системе свободной торговли.
В то время как развитые страны тешат себя надеждой (совершенно напрасно), что Китай угрожает лишь только трудоемкой сфере их экономическим систем, развивающиеся страны не могут позволить себе подобную роскошь. Развивающимся странам приходится бороться за долларовые инвестиции развитых стран, и они с трепетом наблюдают, как иностранные инвесторы сворачивают операции на собственных рынках и переносят производство в Китай. Его приоритет - более низкий уровень затрат на рабочую силу, современная инфраструктура, эффект масштаба и интеграция - достаточен для того, чтобы затмить подобные преимущества таких стран, как Мексика, которая опиралась па выгодное географическое положение и преимущества Североамериканского соглашения о свободной торговле (МАРТА) как на своего рода страховой полис на рынке США. Сейчас они понимают, что выплаты по этому полису не гарантированы.
Для формирующейся и развивающейся экономики Азии влияние Китая является не столь однозначным. Несмотря на то, что азиатские страны продолжают терять иностранные инвестиции в пользу своего влиятельного соседа, страна становится катализатором роста для целого региона и дополняет, если не заменяет, рынки развитых стран. (Например, Китай в настоящее время является крупнейшим внешним рынком Южной Кореи, вытеснив с этой позиции США). За исключением Японии, большая часть азиатских стран имеет активное сальдо торгового баланса с Китаем и, таким образом, не рассматривает китайский импорт как непосредственную экономическую угрозу. Тем не менее, бурное развитие экономики Китая заставляет беспокоиться азиатские страны, поскольку некоторые из них лишь ненамного опередили его в своем экономическом развитии и, следовательно, довольно уязвимы в данной ситуации. Кроме того, определенные круги серьезно обеспокоены действиями деловой китайской элиты, особенно в мусульманских странах Индонезии и Малайзии. Существует также и опасение, что в результате экономического подъема выиграет лишь китайская элита, в то время как большинству населения придется удовлетвориться низкооплачиваемой работой на производствах, перенесенных в Китай. Наконец, азиатские страны обеспокоены изменением геополитической ситуации: после Второй мировой войны под подозрением находилась Япония, основанием для чего служили некоторые аспекты политики довоенного и военного периодов, но Япония не обладала достаточной военной мощью и к тому же была близким союзником США. Китай же, несмотря на то, что его политика исторически не носила экспансионистский характер, до сих пор остается коммунистической страной с самой многочисленной действующей армией в мире и амбициозными геополитическими устремлениями.