Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:41, курсовая работа
Целью курсовой работы было выявить закономерности развития, основные проблемы и возможные последствия реализации Киотского протокола в России и мире.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:
- изучение истории Киотского протокола;
- определение основных направлений и возможных последствий Киотского протокола для экономики России;
- анализ политических последствий Киотского протокола для России.
- исследование правовых механизмов реализации Киотского протокола Россией.
- рассмотрение возможных экологических последствий Киотского протокола.
Введение.
1. История Киотского протокола.
2. Правовые механизмы реализации Киотского протокола Россией.
3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.
4. Возможные экологические последствия Киотского протокола.
5. Политические последствия Киотского протокола для России.
Заключение.
Список источников и литературы.
Объемы финансовых ресурсов, которые будут получены (уплачены) российскими резидентами в результате торговли квотами на эмиссию газов, включенных в Приложение «А», можно оценить исходя из динамики физических объемов их эмиссии; сроков, когда такая эмиссия может достичь уровня 1990 г., принятого в Протоколе за базовый, а также прогноза фактического уровня цен на будущем рынке квот. [ Там же. С.23.]. Оценить масштабы потенциального замедления экономического роста можно по величине сокращения объемов использования углеводородов в соответствии с требованиями Киотского протокола.
Опираясь на показатель карбоноемкости [Там же. С.23.] Илларионов говорит о том, что экономический рост в России приведет к тому, что еще до конца нынешнего десятилетия уровень вредных выбросов в атмосферу вернется к показателям 1990 года [ Там же. С.23.]. Таким образом в стране не останется невостребованных резервов по выбросам, которые она могла бы продавать, чтобы получать финансовую выгоду от ратификации договора. А после 2012 года, в котором должны быть достигнуты самые низкие уровни установленные в протоколе, России придется пойти на большие расходы в случае необходимости дальнейшего снижения вредных выбросов. Россия будет вынуждена покупать, а не продавать квоты, а это обернется для нее огромными убытками, приостановит экономический рост и помешает и без того медленно идущей модернизации промышленности [ Там же. С.23.]. Ведь для покупки квот понадобятся средства, отвлекаемые от инвестиций в развитие производства, либо придется соблюдать ограничения на выбросы, сдерживающие рост экономики. Квота продается не навсегда, а на один «бюджетный период» (первый из них приходится на 2008–2012 годы); если в следующем бюджетном периоде «продавец» сам собирается использовать квоту, которая на предыдущий период была уступлена покупателю, то зачем ее продавать повторно? Никаких обязательств продавца, относящихся к следующему бюджетному периоду, переуступка не предполагает.
По мнению главы Росгидромета Александра Бедрицкого, Киотский протокол выгоден для России, "так как является стимулом для внедрения новых технологий, позволяющих и сберечь ресурсы, и сократить выбросы [Бедрицкий А. Плюсы и минусы Киотского протокола.// Вопросы экономики. 2008. № 3. С.9.] Кроме того, по оценкам экспертов, за пять лет после ратификации Киотского протокола инвестиции в экономику России могут составить порядка 50 миллиардов долларов. [Там же. С.10.].
Однако у участия России в Киотском протоколе есть и противники. Андрей Илларионов неоднократно заявлял, что из-за ограничений, вводимых этим документом, Россия не сможет удвоить ВВП за десять лет [Илларионов А. Киотский протокол. Интервью.//Известия.22 мая 2007 г.С.3.]. Он считает также, что Россия не сможет продавать квоты на выброс в рамках Киотского протокола. "Меры, предлагаемые сегодня британским и другими европейскими правительствами, означают необходимость сокращения экономического потенциала России примерно на 70-80% по сравнению с 1990 годом, - заявил Андрей Илларионов в интервью ежедневной газете "Известия". - Единственный способ сократить эмиссию углекислого газа - прекратить использование энергии". [Илларионов А. Киотский протокол. Интервью.//Известия.22 мая 2007 г.С.3.].
Участие
России в протоколе также повлечет
за собой дополнительные расходы
федерального бюджета. В частности, на
перевооружение промышленности необходимо
около 3-4 миллиарда долларов ежегодно,
считает руководитель исследовательской
группы "Россия и Киотский протокол"
Анна Каширова.[ Каширова А. Россия и Киотский
протокол. – СПб., 2008.С.87.]. Кроме
того, как отмечают в Минэкономразвития,
России предстоит создать национальную
систему оценки выбросов и их поглощения
и систему постоянного мониторинга за
выбросами.
4. Возможные
экологические последствия
Существует разносторонние мнения по Киотскому протоколу как инструменту международного экологического регулирования. Многие эксперты ставят под сомнение исходную предпосылку Киотского протокола о глобальном потеплении.
Группа критиков указывает на то, что если глобальное потепление и происходит, то вклад антропогенного фактора минимален, а издержки, которые должны понести страны несоизмеримо велики (они составляют порядка 1% мирового ВВП) [Власова О.А. Большие деньги.// Полис, 2006. №11.С.9.].
Один из ведущих российских специалистов в этой области академик Кирилл Кондратьев отметил, что: «Численному моделированию изменений климата сегодня придается чрезмерное значение, на самом деле мы до сих пор слишком многого не понимаем в климатических процессах и едва ли вправе делать сколько-нибудь серьезные прогнозы на сотню лет вперед [Кондратьев К. Экологическое моделирование. – СПб., 2007.С.73.]. По его словам Киотский протокол исходит из заведомо ложной предпосылке об огромной значимости антропогенного фактора [Там же. С.74.].
Другой российский ученый директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль считает, что даже если большинство стран-загрязнителей ратифицирует протокол, а так же в дальнейшем будут строго следовать правилам, заложенным в нем (что мало вероятно), то все равно эффект будет мизерным [Израэль Ю. Вопросы ратификации Киотского протокола.// Полис, 2005. №1.С.8.]. Академик также подчеркивает, что у современной науки нет данных о том уровне содержания диоксида углерода в атмосфере, который будет действительно опасен для человечества [Там же. С.9].
Датчанин
Мартин Агеруп, президент Копенгагенской
Академии будущего заявил, что от всех
прописанных затрат в Киотском протоколе,
которые исчисляются
5. Политические
последствия Киотского
Важное преимущество для России – после выхода из протокола США значение России резко возросло, у нас появился дополнительный рычаг давления на страны Европы. России нельзя упускать возможность оказаться в ситуации, когда она может чем-то надавить на страны Евросоюза. Так же у России есть возможность использования квот сокращения в качестве обеспечения внешних кредитных линий. Можно создавать фонды для привлечения средств на экологические проекты в России. Следующим направлением является привлечение европейских инвестиций в Россию в рамках проектов совместного осуществления – модернизация производственных мощностей, освоение новых видов продукции, что ведет к повышению энергоэффективности. Но России необходима безвозмездная техническая помощь для создания общенациональной системы мониторинга эмиссии парниковых газов. То есть теперь выгоды подписания Киотского протокола зависят от нее самой, от ее поведения на рынке квот на загрязнение, от реализации проектов по модернизации российских предприятий. Условия для получения дивидендов очень благоприятны.
Заключение.
Киотский протокол вступил в силу благодаря России и благодаря её участию при неучастии США стал реальностью. Существуют полярные точки зрения и прогнозы на его развитие.
Киотский протокол выгоден для России, так как является стимулом для внедрения новых технологий, позволяющих и сберечь ресурсы, и сократить выбросы. Кроме того, по оценкам экспертов, за пять лет после ратификации Киотского протокола инвестиции в экономику России могут составить порядка 50 миллиардов долларов.
Однако у участия России в Киотском протоколе есть и противники. Так, советник президента России Андрей Илларионов уже заявлял, что из-за ограничений, вводимых этим документом, Россия не сможет удвоить ВВП за десять лет. Он считает также, что Россия не сможет продавать квоты на выброс в рамках Киотского протокола.
Участие России в протоколе также повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. В частности, на перевооружение промышленности необходимо около 3-4 миллиарда долларов ежегодно. Кроме того России предстоит создать национальную систему оценки выбросов и их поглощения и систему постоянного мониторинга за выбросами.
Подводя итоги можно констатировать, что Киотский протокол – это всего лишь малая часть очень большого процесса по преодоления процесса глобального потепления, в который мы должны быть вовлечены абсолютно все страны мира. Сегодня очень важно, что подпись России под этим документом стала частью этого глобального процесса. В силу этого наша страна должна иметь серьёзные экономические и политические дивиденды за свой вклад в борьбу за мировую экологию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что платой за эту подпись России должно стать ее беспрепятственное вступление в ВТО и серьезное повышение её международного рейтинга.
Список источников и литературы.
Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» от 4 ноября 2004 года (№ 128-фз).
Киотский
протокол к рамочной конвенции ООН
об изменении климата.1997 года.
Агеруп М. Экология будущего. – М., 2007.
Бедрицкий А. Плюсы и минусы Киотского протокола.// Вопросы экономики. 2008. № 3. С.9-11.
Власова О.А. Большие деньги.// Полис, 2006. №11.С.8-9.
Израэль Ю. Вопросы ратификации Киотского протокола.// Полис, 2005. №1.С.8-9.
Илларионов
А. Экономические последствия
Илларионов А. Киотский протокол. Интервью.//Известия.22 мая 2007 г.С.3.
Каширова А. Россия и Киотский протокол. – СПб., 2008.
Кондратьев К. Экологическое моделирование. – СПб., 2007.
Макаров А.А. Выбросы СО2 в России от сжигания органического топлива.// Прогнозы. - М., 2006. № 4.С.10-12.
Макунина Д.В. Россия и Киотский протокол.//Проблемы современной экономики. - №4, 2005. С.4-7.
Оганесян
Т. Большие зеленые деньги.//
Пивоварова Н. Оценка ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.// Эксперт. № 45, 4 декабря 2006 г. С.7-8.
Рихтер
К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.