Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа
Кейнсианская экономическая теория отрицает саморегулирующийся рыночный механизм, когда равновесие экономики достигается в точке, соответствующей объему ВНП при полной занятости. Более того, экономика может быть сбалансированной и при значительном уровне безработицы и недоиспользования производственных мощностей, хотя это не будет оптимальным.
3.1 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
Кейнсианская экономическая
теория отрицает
Отрицается эластичность цен, заработной платы, процентной ставки с помощью которых осуществляется саморегулирование. Коллективные договоры предотвращают падение заработной платы. Сокращению цен на товары и услуги даже в условиях падения спроса противостоят предприниматели. Следовательно, кривая AS принимает вид горизонтальной кривой. (См. рис. 7.)
Изменение совокупного спроса (AD ® AD1) в условиях негибкости цен и заработной платы приводит к увеличению реального ВНП (Q ® Q1) и полной занятости.
Следует обратить внимание на то, что кривая AS, достигнув уровня потенциального объема выпуска продукции, приобретает вид вертикальной кривой. Объем совокупного предложения зависит от величины совокупного спроса. Совокупному спросу в кейнсианской модели присущи нестабильность и изменчивость в отличие от классической теории, где совокупный спрос является относительно стабильным. Уровень производства и занятости в кейнсианской теории определяется платежеспособным спросом и его составляющими.
По мнению кейнсианцев, для стимулирования совокупного спроса необходимо государственное регулирование посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов, расширения предложения денег и пр. Концепция, выдвинутая Д. Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь.
3.3 Эффект мультипликатора
Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, названного Дж. М. Кейнсом эффектом мультипликатора.
В переводе на русский язык мультипликатор означает “множитель”. Кенсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций на прирост выпуска и доходов.
AS
C+∆I1+∆I2+C
Y
С1I
∆Y2
∆Y1
∆Y1
∆Y2
C+∆I1
C
45о
Y1
Y
Y*
Y2
Y1
Рис. 7.16. Мультипликативный эффект
На рисунке (рис. 7.16) показано
как изменения в частных и
государственных инвестициях
Приросты дохода ∆Y1 и ∆Y2 оказывается более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях ∆I1 и государственных расходах С, которые обозначены как ∆I2. Это графическая иллюстрация эффекта мультипликатора. В виде формулы этот эффект можно представить следующим образом.
∆Y=K X ∆I
∆Y – прирост дохода
∆I – прирост инвестиций
K – мультипликатор
Мультипликатор – это коэффициент, показывающий, во сколько раз прирост дохода больше прироста инвестиций.
В чём причина этого явления? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.
Дело в том, что Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект вовсе не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной продукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Имеются ввиду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры и т.п. Увеличение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления. Возросшее потребление служит толчком для роста объема производства в фирмах. Фирмы начинают покупать оборудование, нанимать рабочих. Покупательная способность растёт.
Сила эффекта мультипликатора зависит от того, какую часть дохода экономический агент потратит на потребление.
Общая формула мультипликатора имеет вид:
Проявление
Y1
Y
С теорией мультипликатора
непосредственно связан принцип
акселерации, который заключается
в том, что возросший доход, полученный
в результате мультиплицирующего воздействия
первоначальных инвестиций, приводит
к росту спроса на потребительские
товары. Отрасли, производящие потребительские
товары, расширяются, и это вызывает
увеличение спроса на товары производственного
назначения, т.е. на средства производства.
Причем, изменения в спросе на потребительские
товары обусловливают гораздо более
резкие изменения в спросе на товары
производственного назначения. Это
связано с особенностями
Следовательно, принцип
Процессы мультипликации и акселерации связаны между собой. Сочетание действий акселератора и мультипликатора объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности.
Согласно теории мультипликатора, рост инвестиций оказывает умноженное воздействие на доход. Рост доходов приводит к расширению спроса на потребительские товары и к расширению их производства и в свою очередь к росту инвестиций.
Эффект мультипликатора
Рис. 7. 17. Инфляционный и дефляционный разрыв
Если экономика находится в точке Е, то планы потребителей и производителей совпадают.
Если фактический равновесный объем выпуска Y0 меньше потенциального Y’2, то на рынке благ возникнет избыток. Предприниматели обнаружат, что запасы готовой продукции на складах растут. Столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, они будут уменьшать объем производства и занятость. В результате доходы домохозяйства сократятся и упадут потребительские расходы. Это будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения. Таким образом, если Y0 < Y’2, то совокупный спрос неэффективен, совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости (хотя в точке Е достигнуто равновесие, AD = AS). Сбережения в условиях полной занятости превышают потребности в инвестициях, так как текущие расходы на товары и услуги низки, поскольку население большую часть дохода сберегает. В этом случае имеет место рецессионный разрыв (дефляционный разрыв). Рецессионный разрыв – это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный национальный продукт до уровня полной занятости. Дефляционный разрыв сопровождается спадом производства и понижением уровня занятости. Эффект мультипликатора приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны. Для преодоления такой ситуации необходимо стимулировать совокупный спрос.
Инфляционный разрыв наступает тогда, когда фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y1. В этом случае на рынке возникает дефицит. Предприниматели обнаружат, что их товарные запасы истощаются, поэтому будут нанимать новых рабочих и увеличат объем производства. По мере роста объема производства доходы домохозяйств увеличатся и, следовательно, увеличатся потребительские расходы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится нарушенное равновесие. Таким образом, если Y0 > Y1, то совокупные расходы избыточны, в условиях полной занятости инвестиции превышают сбережения (предложение сбережений отстает от потребностей в инвестициях). В такой ситуации совокупное предложение вырасти не может, поскольку население все свои сбережения направляет на потребление. Избыточный спрос в силу мультипликативного эффекта приводит к росту цен на товары и услуги. Инфляционный разрыв – это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный объем национального продукта до уровня полной занятости.
При анализе эффекта
Дж. М. Кейнс в свое время пришел к выводу, что в странах, достигших высокой стадии экономического развития, стремление сберегать будет опережать стремление инвестировать. Во-первых, с ростом капитала снижается предельная эффективность его функционирования, поскольку сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений. Во-вторых, с ростом доходов увеличиваются сбережения, так как сбережения – это функция дохода S(Y). Но возможна и ситуация, когда население в ожидании очередного спада начинает больше сберегать.
Увеличение сбережений уменьшает потребление, приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП. В силу эффекта мультипликатора произойдет сокращение дохода на величину большую, чем первоначальное увеличение сбережений (Рис.7.18).
Рис. 18. Парадокс бережливости
Если в результате увеличения инвестиций равновесие установилось в точке Е1, которой соответствовал уровень национального дохода Y1, то с ростом сбережений кривая S смещается в положение S1, равновесие устанавливается в точке Е2, что приводит к сокращению национального дохода до уровня Y2. Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению национального дохода. Снижение национального дохода приведет в свою очередь к снижению инвестиций, что опять приведет к снижению дохода. Рост сбережений также вызовет снижение совокупных расходов, это приведет к тому, что предприниматели сократят производство и занятость.
Информация о работе Кейнсианская модель макроэкономического равновесия