Католическая и православная реформация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией

Содержание

1. Католическая и православная реформация
1.1 Реформация в Германии
1.2 Предпосылки Реформации в Швейцарии
1.3 Реформационное движение в Нидерландах
1.4 Реформация в Италии
1.5 Реформация в Англии
1.6 Реформация во Франции
2. Заключение
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

История экономики. Реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


18

 

 

Оглавление

 

1.      Католическая и православная реформация

1.1   Реформация в Германии

1.2   Предпосылки Реформации в Швейцарии

1.3   Реформационное движение в Нидерландах

1.4   Реформация в Италии

1.5   Реформация в Англии

1.6   Реформация во Франции

2.      Заключение

3.      Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Католическая и православная реформация.

      В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio- преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы- вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. В отличии от гуманистического движения, ориентировавшего на наиболее образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения в водоворот реформационного движения были вовлечены горожане, крестьяне, ученые- богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации. Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства, моральным разложением духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации. Аналогично попытки частных лиц в XIV-XV в.в. (Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии), также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси. Несчастных мужчин сжигали как еретиков, а женщин по обвинению в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух возмущения против римско-католической церкви. Все больше и больше росла неприязнь крестьян к церкви как крупнейшему землевладельцу. Европейские монархи, чьи алчные взгляды были устремлены на огромное церковное имущество, поощряли этот дух недовольства. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

1.1      Реформация в Германии.

     Католическая церковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она учила, что мир и весь существующий в нём порядок, в том числе и общественный, строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям. Постулировалась идея об исконной «греховности» человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен “Спастись“ т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку «благодать» и обеспечить ему вечное «спасение». Папы и высший католический клир вполне сознавали значение своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церков­ных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Ев­ропы. Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени — жителей. городов, в которых зарождалась новая, буржуазная иде­ология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизаций. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Правда, некоторые германские князья к началу XVI в. начали понемногу ставить в зависимость от себя среднее духовенство своих княжеств. Один из князей даже утверждал, что он сам является папой в своих землях. Не случайно впоследствии значительная часть князей активно поддержала Реформацию. Однако в непосредственно подвластных ему территориях высшее духовенство Германии обладало и значительной светской властью. Огром­ные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру — прежде всего духовных князей и всякого рода сборщиков. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для ко­торого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения. Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в Германии усложняло и обостряло внутреннюю обстановку. Неверно было бы, однако, полагать, что рост неприязни к офици­альной церкви в немецком обществе означал обмирщение обще­ственного сознания. Напротив, рубеж XV и XVI вв. отмечен всплеском массовой религиозности. Кризисные явления в обществе сказывались на психологическом состоянии людей. Повсеместно распространились эсхатологические ожидания, обостренно пере­живалась бренность земного мира. Жажда покарать конкретных носителей зла обрушивала гнев толпы на евреев и «ведьм». Забота о спасении души в ожидании «последних дней» приобретала пер­востепенное значение. Но обмирщенная, «погрязшая в грехе» церковь, оказалась не в состоянии удовлетворить религиозные чаяния верующих. Отсюда расцвет неортодоксальных религиозных течений и крепнущее убеждение в необходимости радикально преобразовать — «реформировать»— официальную церковь. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигав­шихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая социальная группировка понимала реформу по-своему, вкладывая в нее особый смысл. Все же в требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Специфика экономиче­ского, социального и политического развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в. эра бурного экономического и социального подъема в сочетании с неблагоприятными условия­ми общего национального развития были причиной того, что Реформация приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе. С началом реформационного движения было связано выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Один из исходных пунктов Лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Только лишь богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой ранне-буржуазной версией принципа равноправия. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счёте производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел и, по-моему, это очень важно для понимания её теоретического значения, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себя слугой, а не господином народа”. М. Лютер, однако, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. На мой взгляд система Лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями, однако в напряженной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха. Вокруг них объединились все «многообразные взаимно перекрещивающиеся стремления» разных слоев оппозиции. Каждая группировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования, а не то, что имел в виду их автор. Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеоб­щего движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покончить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала "Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютёра потерпели полную неудачу. На состоявшемся лётом 1519 г. Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом, профессором богословия Экком, Лютер в ответ на обвинение его в гуситской “ереси” смело заявил что в учении Гуса имелись истинно христианские положения и что ре­шения соборов не обязательно вы­ражают божественную волю. Это был уже полный разрыв со всей католической традицией. Лютер писал, что если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап свору римского Содома. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в цёнтр общенародного движения против католичёского духовенства.

     В 1520г. и в начале 1521 г. стал выявляться разнородный характёр тех требований, которые связывали с Лютёровской "Реформаций" разные слои оппозиции. На Лютера ссылались Римский папа и католические богословы, многие народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о преобразовании общественного строя. Первые надежды стали возлагать на Лютера деятели рыцарской оппозиции (выдающийся гуманист фон Гуттен и известный рыцарь Франц фон Зиккинген Гуттен считал что рыцари призваны играть ведущую роль в освободительной войне немецкого народа, и стремился убедить всех немцев довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформа­цией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немец­кий народ к такой войне, которая приведет к возвышению рыцарст­ва и превращению его в господствующую политическую силу в освобожденной от папского засилья империи. Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства обречены на провал. .В.1522 г. Рыцарское восстание потерпело полное поражение. Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютёр отказался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что положило начало распаду всего лагеря. Все больше и больше выявлялось стремление Лютера связать судьбу Реформации с интересами Князей. По мере того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших к Реформации социальных групп, Лютер, отражавший настроения консервативной части бюргерства, не мог уже оставаться централь­ной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство намере­нием Лютёра ограничить Реформацию, лишь областью религиозно­го учения и держаться в стороне от политической борьбы. Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер. В первые годы Реформации Мюнцер выступает приверженцем и сторонником Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои насе­ления, и вкладывая в понимание Реформации новое, революцион­ное содержание. Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер, обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.). Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”, сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей пользе”. Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке. Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками. Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы. Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необ­ходимым условием освобождения бедного человека от феодально­го подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьян­скую собственность от посягательств крупных феодалов. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борь­бе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плейбейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.

     Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг. Волнения, начались на юго-западе Германии в июне 1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с реформационным движением в городах. Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета, волнения продолжались по всей Вёрхней Германии. Войскам Швабского союза приходилось то и дёло сталкиваться с сопротивлением. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставшие были разбиты. Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей. С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции, совер­шенно их разорявшие. История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап бур­жуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого народа. Причину поражения великого восстания немецкого крестьян­ства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских вы­ступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами, в том, что « .даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий .». Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и го­родским плебсом стояли две главные задачи: 1) ликвидация фео­дальной эксплуатации; 2) преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немец­кого бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что, несмотря на объективную заинтересованность "Передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно ока­залось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил.

      Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению Лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он рас­пустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского. Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге 1529 г. потребовало прекратить се­куляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестан­тами .На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший со­ратник Лютера, известный гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560), представил императору систематическое изложение основ реформированного христианства, известное под названием «Аугсбургское вероисповедание». В этом документе на­ряду с положением о том, что князь, а не папа, является главой церкви, устанавливалась обрядовая и внешняя сторона лютеран­ского культа. Обрядность была создана в духе буржуазного требования «дешевой церкви». Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой боль­шое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два — таинство крещения и причащения. Самый факт соз­дания церкви и церковной организации верующих свидетельство­вал об отступлении Лютера от первоначального принципа «оп­равдания только верой». «Аугсбургское вероисповедание» было составлено так, что все еще оставались возможности искать пути к компромиссу с католической церковью. Однако рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт.

 

1.2      Предпосылки Реформации в Швейцарии.

     К началу XVI в. го­рода заметно усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их административно-судебные права и вольности. В отдельных случаях крестьяне добивались своих це­лей. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян. В целом социально-экономическое развитие порождало осложнения и конфликты, обстановка в стране накалялась. Последние десятилетия XV и на­чало XVI в. отмечены цепью волнений и восстаний из-за наемни­ческих пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах. В 1513—1515 гг. прошла серия восстаний против корруп­ции властей кантонов Цюрих, Люцерн, Золотурн и других, их зло­употреблений с пенсиями, выплачивавшимися вербовщиками семь­ям погибших наемников. Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В кон­це XV в. они присвоили себе функции назначения священников, установления им оплаты, распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным. В лесных кантонах патриархальный традиционализм, особенно широко развитое в них военное наемничество, влияние главных католических вербовщиков — Франции, Габсбургов, папы римско­го — стабилизировали социально-экономический застой и католи­цизм. Лесные кантоны остались в стороне от Реформации. Иная обстановка сложилась в большинстве городских канто­нов и близких к ним по уровню развития союзных землях. В них пробивались ростки раннебуржуазных отношений, усиливалась оп­позиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей патри-цианско-цеховой олигархии. Военное наемничество прогрессивные социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук, препят­ствие для развития производства, источник коррупции властей и обогащения остатков враждебного городам дворянства. Успехи гуманизма, светского образования подрывали и без того поколеб­ленный авторитет католицизма. Интересы этих слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-экономического развития Европы. Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки отдельных кантонов, превра­щения Швейцарии в территориально более широкую федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской куль­туры стал Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним связывались имена Эразма Роттердамского, Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов, а затем и реформаторов. Швейцарский союз, продолжая в XVI в. формироваться в самосто­ятельное государство, органически вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей процессами взаимо­связей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии составляла часть широкого и многоликого реформационного дви­жения, распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран. Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потреб­ности, весьма энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его выйти за пределы Швейцарии и дать иде­ологическое знамя новой федерации реформированных швейцар­ских кантонов и имперских княжеств потерпела крах. Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, воз­никновение раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую базу, хозяйственная конъюнктура от­личалась неустойчивостью, капиталов не хватало, предпринима­тельством занимались преимущественно выходцы из Франции и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более динамичного кальвинизма сузили зону распростране­ния цвинглианства. Реальная действительность требовала приспо­собления к новым условиям. Преемник Цвингли — Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это нашло свое выражение в текстах общего символа веры (1549). Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь обусловленным рядом причин трамплином. Будучи объектив­но религией самой смелой части тогдашней буржуазии, кальви­низм во всех своих социально-идеологических приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе выражал потреб­ности не швейцарской кантональной провинциальности, а обще­европейского исторического процесса. Поэтому в противополож­ность цвинглианству он вышел на европейскую арену. В усло­виях острого противоборства между силами прогресса и фео­дальной реакции республиканизм и организационные принципы кальвинизма использовались французскими дворянскими гугенота­ми для борьбы против абсолютизма, польскими панами — для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальви­низм перемещался и в колониальные владения европейских стран.

Информация о работе Католическая и православная реформация