Тема 3. Кассовое обслуживание бюджетов
всех уровней органами федерального казначейства
1.Необходимость, сущность принципы
кассового обслуживания бюджетов
2.Варианты кассового обслуживания
исполнения бюджетов, их особенности
Литература:
1. Бюджетный Кодекс РФ. Глава 16,
ст. 130
2. Об утверждении
Порядка кассового обслуживания исполнения
бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов территориальными
органами Федерального казначейства:
Приказ Федерального Казначейства № 1н
от 22.03.2005г (недействующая редакция)
3.О порядке
кассового обслуживания исполнения федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов и порядке
осуществления органами Федерального
казначейства отдельных функций финансовых
органов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований по исполнению
соответствующих бюджетов: приказ Федерального
казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н.
Вопрос 1.Необходимость,
сущность принципы кассового обслуживания
бюджетов
Процесс развития казначейской системы исполнения бюджета
к 2006 году достиг определенного уровня,
который можно охарактеризовать следующими
моментами:
- органы федерального казначейства работали во всех субъектах федерации и имели разветвленную сеть отделений;
- доходы бюджетов всех уровней исполнялись органами федерального казначейства;
- исполнение доходов бюджетов субъектов федерации и
муниципальных образований производилось в условиях единого казначейского счета (ЕКС), открытого в органах федерального
казначейства;
- исполнение доходов бюджетов всех уровней регулируется единой инструкцией МФ РФ
- исполнение доходов бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов органами федерального казначейства производится в условиях единой информационной сети
- исполнение расходов федерального бюджета производится
с применением единых процедур, через лицевые счета, открытые в органах федерального
казначейства
- определены взаимоотношения с налоговыми, финансовыми органами, учреждениями Банка России, исполнительными органами субъектов федерации, муниципальных образований.
Соблюдение основных принципов казначейского
исполнения бюджета может быть обеспечено
только при выполнении следующих обязательных
условий:
- все операции по исполнению бюджета должны осуществляться через Единый счет бюджета, за исключением счетов, открытых
на имя обслуживающего бюджет органа для
работы с наличными денежными средствами;
- должна быть обеспечена реализация единой системы казначейского обслуживания исполнения бюджета
на всей территории региона (муниципального
образования).
- у распорядителей средств бюджета и находящихся в их ведении учреждений должны быть
закрыты расчетные счета в кредитных организациях;
- исполнение бюджета на основе принципа ЕСБ должно охватывать всех участников процесса исполнения данного
бюджета
- сосредоточение всех счетов бюджетов
бюджетной системы РФ в должно быть в Центральном банке России и его территориальных подразделениях;
Основными факторами перевода бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов
на кассовое обслуживание в органы федерального
казначейства явились:
- необходимость реализации принципа единства кассы в масштабах всего государства
- опыт работы органов федерального казначейства со средствами федерального бюджета (с 1993 года)
- наличие единой нормативно-правовой, информационной и методологической базы исполнения бюджета
- наличие единых программно-технических средств исполнения бюджета
- налаженный информационный обмен с учреждениями Банка России, налоговыми, финансовыми органами и другими участниками исполнения бюджета.
- независимость процесса исполнения бюджетов от вмешательства местных администраций и других структур
Кассовое
обслуживание исполнения бюджета - проведение
и учет операций по кассовым поступлениям
в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
(БК РФ ст. 6)
Вопрос 2. Варианты кассового обслуживания
исполнения бюджетов, их особенности
Кассовое обслуживание
исполнения бюджета субъекта Российской
Федерации (местного бюджета) в части
проведения и учета операций по кассовым
выплатам из бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов осуществляется
по следующим вариантам:
а) с открытием лицевого счета бюджета
финансовому органу;
б) с открытием лицевых
счетов главным администраторам, ,администраторам источников финансирования
дефицита бюджета, главным распорядителям
(распорядителям) и (или) получателям средств
бюджета субъекта Российской Федерации
(местного бюджета)
в) с открытием лицевого
счета бюджета финансовому органу
и осуществлением органом Федерального казначейства
отдельных функций по исполнению бюджета
субъекта Российской Федерации (местного
бюджета)
(пп. "в" введен
Приказом Казначейства РФ от 25.12.2009
N 15н)
На кассовое
обслуживание по 2,3 вариантам заключается
Соглашение между высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации (местной администрацией) и
органом Федерального казначейства на
срок не менее календарного года.
Преимущества
кассового обслуживания бюджетов органами
федерального казначейства
- наличие единой организационной структуры, обеспечивающей кассовое обслуживание;
- внедрение единой методологии, технологии и механизмов по кассовому исполнению бюджетов на всей территории Российской Федерации;
- обеспечение принципа «единства кассы»;
- снижение риска потерь бюджетных средств, обусловленное их размещением в учреждениях Центрального банка;
- использование единой для всех бюджетов методологии взаимодействия с платежной системой Банка России
- повышение качества исполнения бюджетов;
- обеспечение прозрачности бюджета;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- возможность получения органами власти субъектов федерации полной информации об исполнении бюджетов в разделе кодов бюджетной классификации;
- гибкое маневрирование бюджетными ресурсами субъектов федерации;
- независимость исполнения бюджета от вмешательства местных администраций, других структур;
- повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении бюджетов;
- экономия средств налогоплательщиков на создание и содержание собственных казначейств.
По состоянию
на 1 января 2011 года
По субъектам
федерации:
39 субъекта РФ(47%) из 83 выбрали вариант
кассового обслуживания с открытием и
ведением единого лицевого счета финансового
органа,
32 субъекта РФ (38,5%)– с ведением лицевых
счетов главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств бюджета субъекта.
Смешанный вариант-12 субъектов федерации
На территории Российской Федерации
насчитывалось 24209 муниципальных образований,
. Из них:
- 11 657 муниципальных образований, или 48,3%, выбрали вариант 1 с открытием и ведением лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) муниципального образования;
- 10188 муниципальных образований, или 42,2%, выбрали вариант с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств муниципальных образований.
Таким образом, на сегодняшний день Казначейство России
обеспечивает полное кассовое обслуживание 42,2% бюджетов субъектов
Российской Федерации и 38,5% местных бюджетов.
Кассовое обслуживание бюджетов
субъектов федерации и муниципальных
образований органами федерального
казначейства
(вариант I)
Перечисление средств Перечисление
средств
Распоряж на перечисл средств
Инф-я об исполнении
информация об инф-я об
исполнении исполнении
плат.поруч.
.
Плат поруч
лимит
лимит
информ
счет-фактура счет-факт лимит счет-фактура
счет-
перечисление средств
Плат поруч
лимит
инф-я об исполнении
лимит счет-фактура
счет-фактура
Кассовое обслуживание
бюджетов субъектов федерации и
муниципальных образований органами
федерального казначейства