Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:17, реферат
Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.
В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.
2. Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.
3. Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.
Введение
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основных ступени:
1. переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,
2. разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).
Эволюция мировоззрения Карла Маркса:
1841 год – докторская
диссертация "Различие между
натурфилософией Демокрита и
натурфилософией Эпикура". Маркс
ещё находится под влиянием
идеализма Гегеля, однако интересуется
античным материализмом. Он
1842 год – Маркс
становится редактором
1843 год – "Рейнская
газета" закрыта, Маркс переезжает
в Париж и вместе с А. Руге
начинает издавать "Немецко-французские
ежегодники". На мировоззрение
Маркса в этот период влияет
антропологический материализм
Л. Фейербаха. Однако он
1844 год – в
объединённых номерах "Немецко-
Судьба Марксизма
в различных странах
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это – мировоззренческое "ядро" любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
По признанию
самого К.Маркса, как учёный он исходил
одновременно из трёх научных источников:
английской классической политической
экономии Смита и Рикардо, немецкой
классической философии Гегеля и
утопического социализма. У Смита
и Рикардо им заимствованы трудовая
теория стоимости, положения закона
традиции нормы прибыли к положению,
производительного труда. У вторых
– идеи диалектики и материализма,
у третьих – понятие классовой
борьбы, элементы социологического устройства
общества. К.Маркс является не единственным
в числе исследователей начала и
середины XIX в., рассматривавших политику
и государство как вторичные
явления по отношению к социально-
В первом томе, названном "Процесс производства капитала", Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены, стоимость каждого товара определяется трудом, общественно необходимым для его производства. "...потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции". Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определённых долях времени, каковы: час, день и т. д.", "...величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для её изготовления. Каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода. Поэтому товары, в которых содержатся равные количества труда, или которые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к стоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого, к рабочему времени, необходимому для производства второго. Общественно необходимое время есть то "рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда".
Второй том, "Процесс
обращения капитала", посвящён анализу
движения капитала, его оборота и
кругооборота. Кругооборот капитала
есть процесс его непрерывного движения,
последовательного прохождения
трёх стадий. На каждой стадии происходит
смена функциональной формы капитала:
превращение денежного капитала
в производительный, производительного
– в товарный, товарного –
вновь в денежный капитал. Согласно
предложенной Марксом схеме воспроизводства
рассматриваются условия и
В третьем томе,
"Процесс капиталистического производства,
взятый в целом", рассматривается
процесс распределения
Если, например,
производство известного товара вызвало
затрату капитала в 500 фунтов стерлингов:
20 ф. ст. на изнашивание средств труда,
380 ф. ст. на производственные материалы,
100 ф. ст. на рабочую силу, и если норма
прибавочной стоимости
Четвертый том,
"Теории прибавочной стоимости",
содержит критический обзор
Основной вывод
Маркса состоит в утверждении, что
любая сторона жизни
Это содержание
трактата "Капитал" как экономического
исследования, а теперь я попытаюсь
связать его с таким
Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма, Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развития природы, общества и познания – законов диалектики.
Ярким примером
такого конкретного исследования наиболее
общих законов всякого развития
является данная Марксом характеристика
всеобщего закона капиталистического
накопления. Суть этого закона заключается
в постоянно повторяющейся в
условиях капитализма взаимосвязи
между богатством и нищетой. Исследуя
этот специфический закон
Развитие, по Марксу,
предполагает переход от простого к
сложному, от низшего к высшему, и
этот процесс в его конкретно-
Наряду с законом
единства и борьбы противоположностей
Маркс разрабатывает в "Капитале"
и другие законы материалистической
диалектики. Так, в связи с анализом
исторического развития форм стоимости
Маркс показывает, как расширение
сферы товарного обмена и, следовательно,
массы товаров приводит к качественному
изменению: превращение случайной
формы стоимости в полную или
развёрнутую и затем во всеобщую
форму. В этом процессе находит своё
применение закон превращения
Важное место
в "Капитале" занимает анализ закона
отрицания отрицания. По мысли Маркса,
социалистическая революция должна
уничтожить капиталистическую
Отрицание отрицания
является, с точки зрения Маркса,
законом поступательного
В работе над "Капиталом" Маркс сознательно и полно применил своё понимание диалектики и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Вывод был сделан в обычной для Маркса чёткой теоретической форме: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"
1.3 Значение труда "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Каждый подлинный
учёный по прошествии многих лет творческого
труда задаётся вопросом – что
сделано и что достигнуто? Очень
часто для ответа на эти вопросы
бывает достаточно всего несколько
фраз. Например, Маркс, видимо, мог бы
сказать следующее: положено начало
новой философии –
Кроме того Марксом
открыта диалектика труда и на
этой основе выбрана концепция истории
как закономерной последовательности
общественных формаций – рабовладельческая
социально-экономическая
Информация о работе "Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир