Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:53, реферат
Я прочитала статью Константина Колина под названием «Качество жизни в информационном обществе», в которой автор поднимает актуальные вопросы для российской современности. В своей работе, он опирается на такой документ, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной Указом Президента РФ 13 мая 2009 г. В статье Колин исходит из того тезиса, что качество жизни населения - это один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны.
ФГОБУ ВПО ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
«Макроэкономика и макроэкономическое
регулирование»
Дисциплина
«Стратегическое макропланирование экономических
и социальных процессов»
Реферат
по статье Константина Колина
«Качество
жизни в информационном
обществе»
Бондаренко Ольга Павловна
Москва, 2011
Введение
Я прочитала статью Константина Колина под названием «Качество жизни в информационном обществе», в которой автор поднимает актуальные вопросы для российской современности. В своей работе, он опирается на такой документ, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденной Указом Президента РФ 13 мая 2009 г. В статье Колин исходит из того тезиса, что качество жизни населения - это один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны.
На
современном этапе развития научно-технологической
революции традиционные представления
о качестве жизни у многих миллионов людей
существенно изменяются. Качество жизни
во все большей степени связано с уровнем
потребления информационных услуг, а также
с их доступностью и качеством. В связи
с чем, у автора возникают такие вопросы,
которые он проанализировал в своей работе,
например: в какой мере развитие информационного
общества в России может стать фактором
повышения качества жизни ее населения,
и как в условиях финансово-экономического
кризиса, более эффективно использовать
достижения НТП для повышения качества
жизни граждан?
Анализ статьи
В Стратегии развития информационного общества в РФ на период до 2015 г. приведены значения основных индикаторов развития информационного общества, которые должны быть достигнуты к 2010 г. и 2015 г.. К сожалению, сейчас, по темпам формирования информационного общества Россия уступает передовым странам Запада, развивающимся странам таким, как Китай, Индия, Малайзия. Например, в международном рейтинге сетевого развития, Россия заняла 74-е место среди 170 стран мира (год назад - 72-е место)1.
Можно выделить главные причины такого отставания нашей страны:
К сожалению, план действий по реализации основных положений Стратегии развития информационного общества до сих пор не утвержден Правительством РФ2. Более того, автор отмечает, что программы информатизации российских регионов, как правило, не нацелены на решение крупных социально-экономических проблем, а содержат в основном второстепенные мероприятия частного характера.
2. Важным моментом в вопросе качества жизни в информационном обществе является социальная значимость информационного развития страны в условиях кризиса. Как известно, кризис обострил проблемы, связанные с занятостью населения и переподготовкой специалистов для получения востребованных на рынке труда профессий и специальностей.
Константин Колин предлагает в первую очередь в решении этих проблем подумать об увеличении занятости в информационной сфере, развитие которой чрезвычайно важно для страны. Подготовка специалистов современного уровня является важнейшей задачей системы образования, которая нуждается в соответствующей перестройке.
На мировом рынке программного обеспечения примером для подражания является Индия, с долей в этой сфере - 20% (2-е место после США, доля России – 1%)3. Этот результат был достигнут благодаря реализации в Индии национальной программы создания крупных центров офшорного программирования: сегодня действуют 13 центров, в которых занято около 500 тыс. человек.
Развитие в Индии индустрии программного обеспечения не было бы возможно без соответствующей технической и кадровой поддержки. Было создано два крупных заводов по выпуску компьютерной техники, принадлежащих известным американским компаниям. Кроме того, ряд крупных индийских фирм перепрофилировали свою деятельность, занявшись разработками программного обеспечения. При активной поддержке государства была образована сеть специализированных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка специалистов для индийских ИКТ-технопарков.
Я считаю, что индийский опыт может быть использован и в России, тем более, что решение о создании в первых специализированных ИКТ-технопарков было принято Президентом РФ еще в 2004 г. В настоящее время реализуется государственная программа создания подобных технопарков в различных городах (Сарове, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Дубне).
3.Еще одним важным вопросом для обсуждения, автор считает возможность трудоустройства в информационной сфере граждан с ограниченными возможностями. В России сегодня насчитывается большое количество человек, которые по тем или иным причинам могли бы работать на дому.
Персональный
компьютер с выходом в
Развитие такой системы способно дать работу и пенсионерам, которые по мере своих возможностей могли бы участвовать в трудовой деятельности, и женщинам, которые вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с беременностью.
Парадоксально, но государство игнорирует возможность такого трудоустройства, хотя, подобное трудоустройство помогло бы решить много социальных и экономических проблем.
4. Во многих странах существуют программы государственной поддержки систем и технологий обеспечения доступа населения к национальным и мировым информационным ресурсам. Этот опыт интересен и для нашей страны. Так, в 2009 году Президенту России был представлен новый социально-технологический проект ”Социальная розетка”, который получил его одобрение.
Суть проекта состоит в том, чтобы в каждой московской квартире появилось специальное устройство, названное ”социальной розеткой”, которое будет обеспечивать:
Принципиальная особенность проекта: использовании возможностей уже существующей городской сети, которая создавалась с учетом требований военного времени и поэтому является энергонезависимой даже при аварийных перерывах в электроснабжении.
Установка таких ”социальных розеток” в московских квартирах будет производиться главным образом за счет средств городского бюджета, а пользование ею - стоить столько же, сколько сегодня жители платят за обычную радиоточку.
5. В современном мире две трети валового продукта производится за счет интеллектуального труда, но, к сожалению, традиционное для России высокое качество образования в последние годы неуклонно снижается.
Крупным
недостатком отечественной
Автор статьи предлагает для продвижения вперед изменить содержание педагогического образования. С этой целью в 2008 г. группой специалистов РАН, РАО, Сибирского федерального университета и ряда учреждений страны были разработаны комплексы магистерских программ (ряд новейших учебных курсов, связанных с изучением актуальных проблем развития информационного общества) в системе высшего педагогического образования.
Новая
российская школа – это в первую
очередь новое содержание образования,
адекватное современным требованиям.
И обеспечить его смогут лишь соответственно
подготовленные педагогические и научные
кадры.
Выводы
Такие проекты необходимо осуществлять и по другим направлениям развития российского информационного общества для того, чтобы сделать его содержание адекватным Стратегии развития информационного общества в России.
Список
литературы
План на тему
Научно-технический прогресс и экономический рост
1. Научно-технический прогресс и экономический рост в обществе
2. Направления
научно-технического прогресса,
3. Влияние НТП на развитие экономики России
Информация о работе Качество жизни в информационном обществе