Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:02, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование теоретико-методологических подходов, раскрывающих закономерности развития и экономическую природу качества трудовой жизни в современной России, определяющих механизм его формирования и регулирования.
Для достижения поставленной цели определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- рассмотреть теоретико-методологические подходы к анализу категорий «качество жизни» и «качество трудовой жизни»;
- исследовать формирование и развитие качества трудовой жизни в российских условиях;
Введение
Глава 1. Теоретические основы качества трудовой жизни
1.1.Научные исследования качества трудовой жизни
1.2.Основные элементы качества трудовой жизни.
1.3. Факторы формирования и развития качества трудовой жизни
Глава 2. Исследование качества трудовой жизни
2.1. Оценка качества трудовой жизни
2.2. Мероприятия по улучшению качества трудовой жизни в организации
Заключение
Литература
Приложение
Большинство российских и зарубежных экономистов отмечают прямую взаимосвязь между качеством государственного управления и качеством жизни населения. Качество жизни и развитие человека – понятия, составляющие содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Экономическая теоретическая мысль России обратилась к этим проблемам в последние десятилетия, хотя авторитетные международные организации и исследовательские центры давно поднимают эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях.
Центральное место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству. Именно оно призвано определять стратегию и основные направления деятельности по реализации интересов всего общества, включая рост качества жизни каждой отдельной личности. От государства требуется поддержка институтов, ставящих своей целью повышение качества жизни. Семья, трудовые коллективы, профсоюзы, религиозные организации, политические партии и другие объединения гражданского общества, берущие на себя защиту интересов отдельных групп населения в праве рассчитывать на посильную помощь государства.
Активная и профессионально грамотная политика федерального центра призвана способствовать решению актуальных социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются борьба с бедностью и дальнейшее развитие формирующегося в стране среднего класса. Предметом пристального внимания со стороны правительства должны стать обсуждаемые сегодня программы социально-экономического развития страны. В любом случае в них должны определяться стратегия и предусматриваться решение задач повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития.
Определяемая федеральным центром стратегия призвана находить свое логическое развитие в проводимой регионами социально-экономической политике. В условиях разграничения полномочий между уровнями власти в стране значительная часть ответственности за решение социально-экономических задач смещается на региональный уровень. Возникает необходимость разработки региональных целевых программ, направленных на снижение бедности и повышение уровня и качества жизни. Такой подход позволяет органам государственной власти субъектов Федерации реализовать новые социально-экономические полномочия и нести ответственность перед жителями регионов, учитывая те особенности региона, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе.
Региональная политика в последние годы выходит на новый уровень. В условиях значительной дифференциации регионов по результатам социально-экономического развития, а населения по уровню и качеству жизни, особое значение приобретает продуманная политика государства не только в перераспределении доходов между регионами, но и в разработке перспективных планов развития благополучных и кризисных отраслей и конкретных регионов страны совместно с ними.
В государственных программах социально-экономического развития регионов провозглашается курс на повышение уровня жизни населения, социальной защищенности всех слоев общества, на развитие обрабатывающих, высокотехнологичных, наукоемких отраслей, отход от сырьевого экспорта. В то же время нельзя игнорировать того, что регионы не равнозначны по уровню экономического развития, уровню жизни, качеству жизни. Межрегиональные контрасты весьма велики, поэтому однозначных решений в проводимой региональной политике быть не может. Но сокращение межрегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни также становится важной социально-экономической задачей, поскольку снижает социальную напряженность в межрегиональных отношениях, противодействует сепаратистским настроениям, устраняет многие противоречия между коренным и некоренным населением.
Приложение №1
ФИО
Таблица 2
Подразделение
Показатели качества трудовой жизни | Экспертная оценка по 10-балльной шкале | |||||||||||||||||||||
1. Трудовой коллектив. Сумма баллов » | ||||||||||||||||||||||
1.1 | Хороший психологический вгамап | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.2 | Нормальные отношения с администрацией | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.3 | Участие сотрудников в управлении | 1 | j | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.4 | Соблюдение регламентирующих доклментов | 1 | : | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.5 | Минимальные стрессы на работе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.6 | Позитивная мотивация сотрудников к труду | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.7 | Взаимоотношения малых социальных групп | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.8 | Характеристика работоспособности коллектива | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.9 | Социальная структура коллектива (пол. возраст, национальность) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
1.10 | Эффективность работы коллектива | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2. Оплата труда Сумма баллов = | ||||||||||||||||||||||
2.1 | Применяемая тарифная система оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.2 | Обоснованность квалификации и ставок оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.3 | Хорошая заработная плата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.4 | Возможности дополнительной оплаты (приработок) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ь | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.5 | Доплаты на совмещение профессий, степень, звание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.6 | Вознаграждение за конечный результат | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.7 | Премии по итогам квартала и года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.8 | Премии за выслугу лет, по возраст) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.9 | Ощущение справехливости в оплате труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
2.10 | Ощущение экономического благосостояния | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3. Рабочее место Сумма баллов = | ||||||||||||||||||||||
3.1 | Территориальная близость к дом - | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.2 | Хороший офис и мебель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.3 | Современная оргтехника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.4 | Служебный транспорт, автостоянка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.5 | Хорошие эргономические и физиологические условия труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.6 | Уровень организации рабочего места | 1 | -у | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.7 | Техника личной работы (органайзер, ежедневник и др.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.8 | Целевое планирование в организации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.9 | Уровень нормирования труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3.10 | Ощущение личной безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4. Руководство организацией. Сумма баллов = | ||||||||||||||||||||||
4.1 | Доверие к руководителям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.2 | Хорошие отношения с начальником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.3 | Соблюдение прав личности сотрудника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.4 | Стабильная кадровая политика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.5 | Уважение подчиненных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.6 | Преданность организации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.7 | Удовлетворенность стилем руководства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.8 | Возможность выборности руководителей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.9 | Работоспособность руководства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
4.10 | Желание работать в будущем с руководителем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
Показатели качества трудовой жизни | Экспертная оценка по 10-балльной шкале | |||||||||||||||||||||
5. Служебная карьера. Cyм | ма баллов | |||||||||||||||||||||
5.1 | Наличие типовых моделей карьеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.2 | Выявление лидеров и работа с ними | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.3 | Планирование служебной карьеры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.4 | Руководство способствует карьере | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.5 | Сочетание личных целей и целей организации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.6 | Поощрение обучения персонала | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.7 | Продвижение по заслугам и квалификации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.8 | Объективная аттестация кадров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.9 | Желание долговременной работы < пожизненный наем) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
5.10 | Возможность роста (отсутствие апатии и застоя) | 1 | 2 | з | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6. Социальные гарантии. Сумма баллов = | ||||||||||||||||||||||
6.1 | Оплата больничных листов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.2 | Предоставление отпуска по графику | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.3 | Выплата гарантированных пособий по Трудовому кодексу РФ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.4 | Пособие в случае увольнения или по сокращению штатов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.5 | Пособие в случае смерти сотрудника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.6 | Дополнительная пенсия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.7 | Медицинское страхование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.8 | Страхование жизни и стихийных бедствий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.9 | Соблюдение гражданских прав | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
6.10 | Ощущение социальной защищенности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7. Социальные блага Сумма баллов | ||||||||||||||||||||||
7.1 | Выплата материальной помощи к отпуску | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.2 | Получение фирменной одежды и обуви | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.3 | Оплата спортивно-оздоровительных услуг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.4 | Подарки к дням рождения и юбилейным датам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.5 | Льготные кредиты на жилье и покупку автомобиля | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.6 | Компенсация транспортных расходов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.7 | Компенсация расходов на питание (льготы) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.8 | Оплата расходов по детским учреждениям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.9 | Достижение полного материального благосостояния | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
7.10 | Ощущение социального благополучия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Общая сумма баллов
Инструкция к анкете:
1. Подсчитайте сумму баллов по каждому разделу и сравните с
предлагаемой балльной оценкой качества трудовой жизни:
до 49 баллов - неудовлетворительно; от 50 до 69 баллов - удовлетворительно; от 70 до 89 баллов - хорошо; свыше 90 баллов - отлично.
2. Подсчитайте общую сумму баллов по всем 7 разделам и сравните
с балльной оценкой Вашего качества трудовой жизни:
до 349 баллов - неудовлетворительно; от 350 до 489 баллов - удовлетворительно; от 490 до 629 баллов - хорошо;
свыше 630 баллов - отлично.
24