Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:36, доклад
Эта модель имеет много общего с Японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.
Федеральное агентство по образованию
филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский Энергетический институт
(технический университет)» в г. Смоленске
Кафедра гуманитарных наук
Доклад
по теме «южно-корейская модель хозяйства»
по курсу «экономика»
Смоленск, 2011
Южно-корейская модель – образец стремительного превращения отсталой страны в передовое индустриальное государство.
Эта модель имеет много общего с Японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.
Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.
Чеболь - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем.
Конгломерат - юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики.
Чеболи возникли в Южной Корее
в конце Корейской войны(1950-
На весь мир известно около тридцати чеболей, их основные экономические показатели оглашаются каждый год. Так известно, что в 1998 году все вместе они составляли 46% всех продаж в Южной Корее в промышленной отрасли. Таким образом, чеболи во многом определяют экономическое положение страны, они же и стали причиной бурного развития Южной Кореи после длительного застоя.
Основные характерные черты чеболей — это то, что данными компаниями управляет основной держатель акций и его семья, а также то, что чеболь объединяет единой организационной структурой конгломераты предприятий различной отраслевой направленности. Ещё важно отметить, что в их подчинении находятся как розничные предприятия, так и транснациональные корпорации.
Чеболи имеют и ряд других характеристик. Например, они существуют при поддержке правительства страны, которое обеспечивает им защиту и ряд привилегий. Все высшие посты в компании занимают либо родственники директора, либо его близкие друзья, таким образом осуществляется жёсткий контроль над всем чеболем. Это обеспечивает им независимость и самодостаточность.
Наиболее известные чеболи: Samsung, LG, Hyundai
В отличие от Японской модели, Южно-корейской присущи:
· упор на крупное производство;
· большая роль иностранного капитала;
· четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.
Сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики в Южно-корейской модели хозяйства предусматривает:
С 1962 – пятилетние планы. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. В СССР такие планы использовались для прямого воздействия центра на звенья народного хозяйства. Переход к индикативному планированию в Южной Корее осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования параметров (индикаторов), характеризующих такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной экономической политике. индикаторами могут быть такие показатели как динамика, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни. Индикативный план не имеет директивного характера, содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере рекомендательный, направляющий характер.
2. Длительное
время существовала
3. Поддержание
собственного производства
4. Оказание государственными
органами всесторонней
Это способствовало созданию в короткие сроки среднего класса.
На стремительный рост
экономики Южной Кореи
В сущности экономика
Южной Кореи представляет наиболее
гармоничное сочетание