Эволюция теорий управления, современные теории управления. Управление и менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 07:00, реферат

Описание работы

Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тэйлор (1856-1915), Г. Форд (18631947), А. Файол (18411925), М. Вебер. Представителями этой школы исследовались вопросы эффективности труда, в основном на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация), мотивация труда работников, разрешение социальных проблем. Главным предметом исследований классической школы являлась работа.

Работа содержит 1 файл

шпоры для чтения.docx

— 32.81 Кб (Скачать)
 

3,Эволюция  теорий управления, совр теории управления. Управление и мен-т. 

Эволюция  взглядов на менеджмент проходила следующим  образом.

Классическая (традиционная) школа  управления: Ф. У. Тэйлор (1856-1915), Г. Форд (18631947), А. Файол (18411925), М. Вебер. Представителями этой школы исследовались вопросы эффективности труда, в основном на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация), мотивация труда работников, разрешение социальных проблем. Главным предметом исследований классической школы являлась работа.

     По мере развития научно-технического  прогресса, механизации и автоматизации  производства, оперативности управления  появилась необходимость разработки  общей теории администрирования.  Тогда из классической школы  выделилась отдельная группа  исследователей, которые акцентировали  свое внимание на общих функциях  и принципах управления, функциях  менеджера. Появилась административно-функциональная  школа управления, в которой основной  упор делался на исследовании  административной деятельности  руководителей всех уровней управления  предприятием.

     Административно-функциональная  школа управления: А. Файол, ОДоннел, М. Вебер.

Здесь рассматривались основные принципы менеджмента, функции управления, исследовались  процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация  власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и  ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.

       Изучая вопросы эффективности  труда, построения продуктивно  работающих организаций, некоторые  исследователи чувствовали, что  резервы для этого следует  искать не только в методологиях  и технологиях управления, но  и в самом человеке. Постепенно  стала формироваться школа человеческих  отношений. В конце 50-х гг. некоторые  представители школы человеческих  отношений выделились в школу  поведенческих наук (бихевиористскую  школу), изучающую не методы налаживания  межличностных отношений, а самого  человека.

     Школа человеческих  отношений: Г. Мюнстерберг (18631916), М. Фоллетт (18681933), А. Маслоу, Е. Арноф и др.

       Эта школа изучала вопросы  социальной ответственности бизнеса  перед своими работниками, вопросы  индивидуальной психологии, потребности  человека, психологию и мотивацию  работников, конфликты, соответствие  формальных и неформальных организаций,  статусы и роли членов коллектива, лидерство в коллективе, роль  социальных, половых, возрастных, этнических  и других факторов, влияющих на  эффективность труда. По мнению  исследователей, принадлежащих к  школе человеческих отношений,  счастливый рабочий это эффективный  и производительный рабочий. Как  же сделать его счастливым?

       Постепенно становилось ясно, что  эффективность труда индивида  зависит не только от его  психологии, но и от сложнейших  групповых (социальных) взаимосвязей  внутри организации. Начиналось  формирование школы социальных  систем.

Школа социальных систем. Она возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта. Ее представители рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих: индивид; формальная структура организации; неформальная структура организация; статусы и роли членов организации; внешнее окружение (госструктуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т. д.); технические средства труда.

       Исследовалось взаимодействие перечисленных  составляющих, коммуникационные связи  и состояния равновесия всей  организационной системы. Затрагивались  также вопросы мотивации труда  (равновесие между вкладом и  удовлетворением), лидерства, стратегического  планирования, принятия решений,  а также вопросы взаимодействия  человека и машины.

       Одновременно прагматично ориентированные  практики руководители крупных  фирм и компаний, государственных  структур считали, что менеджмент  должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики. Выделилось эмпирическое направление. Эмпиристы заявляли о необходимости создания единой теории управленческой деятельности.

Эмпирическая  школа управления. В нее вошли Л. Эппли, У. Ньюмен, А. Коуэл,  и др.

       С начала 1950-х гг. по мере развития  математики и экономико-математических  методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники  стала постепенно формироваться  новая школа управления.

Новая школа управления. Ее основателями являются Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Раппопорт, Е. Арноф, Льюс и др. Представители новой школы занимались временным планированием работ, оптимизацией и распределением ресурсов организации, использованием теории игр при принятии решений в условиях неопределенности и рисков, прогнозированием, а также системным анализом, эконометрикой (построением инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа затраты/выпуск), исследованием операций как отдельной научной дисциплиной, пригодной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования, статистическими методами анализа и оценки различных ситуаций.

Социальная  сущность управления в первую очередь  заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые  социальные системы, т.е. они нуждаются  в осуществлении управления изнутри.

Управленческая  деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.

Социальный  аспект не требует дополнительных капитальных  вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных  теорий (социальные соревнования, доска  почета).

Управление  собственным развитием, как в  отношении единичной личности, так  и социальной группы, общества в  целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь  совпадает с теоретическим и  практическим разрешением проблемы.

Управление  должно содержать идеал победы, к  которому стремятся все сотрудники предприятия.

Исходный  пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность  регулирования заключается в  том, что оно представляет собой  процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы.

Высшие  формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.

Сущность  управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управление  является элементом социальных изменений  и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько  взаимосвязанных социальных ролей:

  1. роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);
  2. роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);
  3. роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;
  4. роль представителя (на договорах, совещаниях);
  5. роль распределителя ресурсов;
  6. роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);
  7. роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.

Информация о работе Эволюция теорий управления, современные теории управления. Управление и менеджмент