Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России. Макроэкономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

История развития денежной системы России уходит своими корнями в глубокую древность. Централизация денежной системы получила развитие в 16 веке н.э. во времена Ивана Грозного. Первая денежная реформа была связана с утверждением государственной монополии на чеканку монет и регулирование денежного обращения. Одновременно были ликвидированы частные заказы на чеканку монет и частные монетные дворы. Была закреплена централизация чеканки монет только на Московском денежном дворе, находившемся в ведении Приказа большой казны. Для чеканки монет преимущественно использовалось серебро и медь. До открытия серебряных рудников власти испытывали нехватку серебра, в связи с чем для чеканки русских монет использовались переплавленные иностранные серебряные монеты.

Содержание

1. Становление и развитие денежно-кредитной системы России

1.1 Денежная система дореволюционной России

1.2 Денежно-кредитная система СССР

1.3 Становление и развитие денежно-кредитной системы России

2. Банковская система России

2.1. Центральный Банк России

2.2. Становление банковской системы России

2.3. Макроэкономическая политика Банка России на современном этапе

3. Становление и развитие финансовой системы России

3.1. Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР

3.2. Финансовая система России

3.3. Инструменты финансовой политики

Работа содержит 1 файл

denegnokreditnajpolitika.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Официальный курс рубля по отношению к доллару стал определяться Банком России ежедневно как средний курс между курсами покупки и продажи.

Средствами макроэкономической политики предполагалось поддерживать официальный обменный курс рубля с 1998 по 2000 гг. на уровне 6,2 руб. за 1 доллар, обеспечив плавный переход к новому этапу валютной политики. В конце 1997 г. Банк России заявил об окончательном подавлении инфляции и экономическом оживлении.

К сожалению, оптимистические прогнозы денежных властей не оправдались.

Летом 1998 г. (17 августа) на финансовом и валютном рынках России разразился очередной кризис, который явился результатом ошибок в макроэкономической политике и, прежде всего, в управлении внутренним долгом.

Как уже было сказано, искусственно поддерживалась не свойственная для ГКО высокая доходность для того, чтобы отвлечь средства инвесторов от валютного рынка. Результатом явилась несостоятельность правительства (отказ) от погашения размещенных ГКО (дефолт). Коммерческие банки в одночасье лишились значительных средств, вложенных в эти ценные бумаги.  Кроме того, началось массовое изъятие вкладов из банков. Таким образом, в дополнение к финансовому кризису возник кризис банковской системы.

Центральный Банк для поддержания ликвидности банковской системы сначала снизил норму обязательных резервов до 10 %, а затем выдал стабилизационные кредиты некоторым системообразующим банкам. Однако, вместо того, чтобы направить полученные рублевые средства на погашение обязательств перед клиентами коммерческие банки направили их на валютный рынок, что естественно вызвало обвал рубля и валютный кризис.

Еще одной ошибкой в макроэкономической политике явился отказ  руководства Центробанка от валютных интервенций, опасаясь, что участие Центробанка в торгах подтвердит серьезность ситуации и вызовет еще большую панику.

Наряду с ошибочным управлением внутренним государственным долгом, еще одной причиной кризиса 1998 г. явилось несовершенство налоговой системы, которая была невероятно сложной, противоречивой и запутанной. Это привело к тому, что бурными темпами стала развиваться теневая экономика, и доходы бюджета от налоговых поступлений уже к 1996 г. составляли 20 – 30 % от запланированной величины. Ведь всем известно, что чем сложнее и запутаннее законодательство, тем больше в нем налоговых пробелов и лазеек и тем больше возможностей уходить от налогов, причем абсолютно законными способами.

Таким образом, в результате неуклонного снижения налоговых поступлений в бюджет и постоянной нехватки финансовых ресурсов, Правительство России оказалось перед дилеммой – либо совершенствовать налоговое законодательство, либо влезать в новые долги. Единственно правильным решением в то время было совершенствование налогового законодательства и налоговой системы России, и уже в 1996-1997 гг. были предприняты первые попытки принятия Налогового Кодекса РФ, которые, к сожалению, успехом не увенчались. В результате не оставалось иного выхода, как идти по пути все новых и новых заимствований – как внутренних, так и внешних.

 

Последствия финансового кризиса 1998 г. были в основном преодолены только к 2001 г., чему способствовала относительная стабилизация экономики в целом.

 

2. Банковская система России

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» Банковская система России является двухуровневой, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

К первому уровню относится Центральный банк России.

Ко второму уровню относятся кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, которые реализуют денежно-кредитную политику Банка России.

К кредитным организациям относятся банки и небанковские кредитные организации.

Банки обладают исключительным правом осуществлять в совокупности следующие операции:

-          привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

-          размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности (кредитные операции);

-          открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, а также операции, направленные на обслуживание определенных типов клиентов. Например, клиринговые центры взаиморасчетов между участниками торгов и расчетов на биржах, расачетные палаты межбанковских валютных бирж и др.

 

2.1. Центральный Банк России

 

Центральный банк России был учрежден органами советской власти в 1960 г. и был подчинен Министерству финансов и не обладал самостоятельностью, в то время как сущность центрального банка заключается в посредничестве между государством и экономикой, регулировании денежных и кредитных потоков. Центральный банк – это, прежде всего орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства.

Банк России в настоящее время в своей деятельности руководствуется Федеральным законом 2002 г. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Цели деятельности Банка России:

-          защита и обеспечение устойчивости рубля;

-          развитие и укрепление банковской системы России;

-          обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы России.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. 50 % прибыли Банка России подлежит перечислению в федеральный бюджет. В настоящее время Министерство финансов РФ предлагает увеличить эту долю до 80 %, тем самым ограничив независимость Банка России.

Активы Банка России составляют около 2 трлн. руб. или около 70 млрд. долларов, капитал около 240 млрд. руб. или 8,5 млрд. долларов. Однако, если бы Банк России участвовал в рейтинге крупнейших негосударственных банков мира, то по величине активов от занял бы 129-е место, а по капиталу – 51-е. Чтобы подняться на вершину этого рейтинга, необходимо увеличить активы в 23 раза, а капитал – в 7 раз.

В связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов, т.е. ограничения прав Правительства по использованию средств центрального банка,  они имеют особый статус. Как правило, большинство центральных банков являются относительно независимыми. Исторически центральные банки возникли как акционерные общества, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Капитал и иное имущество Банка России, включая золотовалютные резервы, являются полностью федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента на 4 года. Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства и Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики России.

Средства Федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также операции по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами.

В большинстве стран центральные банки независимы от органов государственной власти и выступают определенным противовесом действиям правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь чисто политическими соображениями, например,  в период предвыборной кампании, проведения референдума и др.

Но независимость центрального банка должна иметь свои разумные пределы, поскольку конфликт с органами власти может привести к экономическому кризису как это было в России в первой половине 90-х годов прошлого века. Поэтому положение центральных банков в большинстве своем двояко.

В западной литературе данное разногласие получило название «магического четырехугольника», в качестве углов которого выступают:

-          экономический рост

-          занятость населения

-          стоимость денег

-          сбалансированность платежного баланса

Одновременно достижение этих целей невозможно, но стремление к их достижению определяют конкретные действия любого центрального банка.

 

2.2.  Становление банковской системы России

 

Банковская система России начала формироваться в конце 80-х годов прошлого века. За это время она пережила несколько кризисов, которые нанесли значительный урон финансовой устойчивости российских банков и подорвали доверие к ним. Окончательный процесс восстановления банковской системы после финансового кризиса 1998 г.  в настоящее время практически завершен. Переломным был 2001 г. Если в первые годы после кризиса количество кредитных организаций сокращалось в среднем на 8 – 10 % в год, то в 2001 г. тенденция изменилась на противоположную.

На первом этапе, в 1988 – 93 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также низкой стоимостью привлекаемых средств, несмотря на высокий уровень инфляции.

Бурный процесс создания коммерческих банков (к 1992 г. их количество насчитывало1414) привел к тому, что уже к 1995 г. Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими было и остается незначительным.

Слишком быстрые темпы количественного роста негативно повлияли на качество кредитной системы, которая состояла преимущественно из малых и средних банков, значительная часть которых оказалась нежизнеспособной. Первые банкротства были отмечены уже к середине 1993 г. и совпали с крахом «финансовых пирамид».

В 1995 г. в банковской сфере разразился кризис ликвидности, вызванный введением центральным Банком валютного коридора. В результате многие банки потеряли весомый источник доходов, получаемых от спекулятивных операций на валютном рынке.

В первом полугодии 1996 г. расширение сети коммерческих банков прекратилось, и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных. В результате на фоне экономического спада разразился новый кризис банковской системы, основными признаками которого была высокая интенсивность процесса банкротств кредитных учреждений (было признано неплатежеспособными более 25 %  общего числа функционирующих банков) и дезорганизация финансового кругооборота банков, выразившаяся в перемещении денежных средств из кредитования реального сектора в сектор финансирования государственного долга за счет сбережений населения.  Вследствие этого сузилась ресурсная база коммерческих банков и обострилась проблема роста кредитных рисков, которая в полной мере реализовалась во время дефолта    1998 г.

Современное состояние банковской системы России (см. таблицу 3) нельзя в полной мере признать удовлетворительным. Общая обеспеченность банковскими услугами в России заметно уступает (за исключением Москвы и  С-Петербурга) европейским стандартам. Так, на 100 жителей в странах Евросоюза приходится 40-50 кредитных учреждений, а в России примерно 3-5. Для Москвы и Московской области, а также С-Петербурга этот показатель превышает 7. Почти половина действующих кредитных организаций приходится на Москву, С-Петербург и Московскую область. В 10 субъектах Российской федерации число действующих кредитных организаций не превышает 2-х, а в трех субъектах они вообще отсутствуют.

Другой показатель – численность населения, приходящаяся на одно кредитное учреждение. В России этот показатель составляет 50 тыс. чел., в США – 2 тыс. чел., в Европе – 1-1,5  тыс. чел.

Подавляющее большинство Российских банков чрезвычайно мелкие: только 230 коммерческих банков имеют капитал свыше 150 млн. руб., или 5 млн. евро (минимальный объем капитала коммерческого банка, установленного Банком России).

Таблица 3.

Современное состояние банковской системы России

 

Показатели

Ед.изм.

Россия

Страны Евросоюза

США

Количество кредитных учреждений, приходящихся  на 100 жителей

шт.

3 – 5

40 – 50

35 – 40

Численность населения, приходящегося на

1 кредитное учреждение

тыс. чел.

50

1 – 1,5

2

Информация о работе Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России. Макроэкономическая политика России