Этика и способы улучшения банковского аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Особое внимание должно уделяться организации различных семинаров и конференций посвященных текущим проблемам банковского аудита и надзора. Такие мероприятия позволяют аудиторам и аудиторским фирмам постоянно получать оперативную информацию и соответственно быстрее реагировать на те или иные изменения.
В целом ситуация существующая в данный момент в России, позволяет с уверенностью заявить, что такое понятие как ‘’Российский аудит’’ состоялось, и есть все предпосылки для дальнейшего совершенствования аудиторской системы, в том числе и банковского аудита.

Содержание

1 Этапы формирования и элементы банковского аудита.
1.1 История развития аудита.
1.2 Пример российской аудиторской фирмы.
1.3 Аудиторская фирма роль и задачи.
1.4 Банковский аудит.
1.5 Аудит кредитной политики банка.
1.6 Аудит расчетных отношений.
1.7 Аудит бухгалтерского учета.
1.8 Аудит кассы и кассовых операций.
2 Нормативная база банковского аудита.
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ.
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита.
2.3 Права и обязанности аудиторской фирмы.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.
3 Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.

Работа содержит 1 файл

audit.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

  В странах с развитыми рыночными  отношениями аудиторская фирма  рассматривается в первую очередь  не как инспектор, а как независимый  консультант, который, наряду с проверкой  финансовой отчетности, дает беспристрастную профессиональную оценку состояния дел.

  Подобная  множественность функций порождает  различия в понимании роли аудиторских  фирм в России. С одной стороны, международная аудиторская фирма  рассматривает себя в привычном  для нее качестве, т.е. в роли проверяющего и консультирующего. С другой стороны, многие российские банкиры видят в аудиторах, прежде всего независимых инспекторов и контролеров, которые подтверждают правильность осуществления финансовых операций.

  Зарубежные  аудиторские фирмы видят свою задачу в подтверждении того, что бухгалтерская отчетность достоверно и точно отражает финансовое положение организации. Существуют различные пользователи аудиторских услуг. Однако, прежде всего аудит необходим для защиты интересов акционеров, которым достаточно иметь общее подтверждение правильности данных бухгалтерского учета.

  Теперь  рассмотрим задачи службы внутреннего  аудита. Роль этого сложнейшего инструмента  управления также часто понимается неправильно. Эффективно работающая служба внутреннего аудита помогает руководству в разработке стратегии развития организации, процедур ее реализации, а также обеспечивает механизм проверки исполнения этих процедур. Внутренний аудит может быть полезен при выявлении областей совершенствования системы в целях повышения эффективности деятельности организации.  

1.4 Банковский аудит.   

Разнообразие  форм собственности и возрождение  рыночных отношений создают предпосылки  реформирования методов финансового  контроля за хозяйственной и коммерческой деятельностью акционерных, кооперативных, совместных и других фирм, а также банков.    

Учредители  и акционеры кровно заинтересованы в независимой оценке состояния  дел, и наряду с традиционными  формами контроля степень качества деятельности их фирм устанавливается  специальной службой - службой аудита: внутреннего и внешнего, широко функционирующего в международной рыночной сфере. Латинское слово ‘’аудитор’’ означает должностное лицо, которое выполняет роль советника, подсказчика, наблюдателя за расходованием средств собственниками в пределах установленных законом норм и прав. При этом созданный контрольный орган внутри акционерного или другого предприятия осуществляет  внутренний аудит, а его руководитель подчиняется только собранию учредителей или, по их поручению, первому должностному лицу. Наряду с этим держателям акций и инвесторам, а также широкому кругу контрагентов далеко не безразличны достоверность учета и отчетности, ликвидность баланса и прибыльность коммерческого банка, что объективно подтверждается внешним аудитом, не находящимся в зависимости от какого-то влияния со стороны.   

Аудит банковской деятельности имеет ряд  особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. Дело в том, что при аудиторских  проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.   

Итоги проведенных аудиторских обследований показали, что важным условием успешной деятельности аудиторов является взаимная заинтересованность как проверяемого банка, так и проверяющих лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь высокого уровня деятельности. Разумеется аудитором быть нелегко. Ему должны быть присущи высокий профессионализм, объективность и честность, умение соблюдать коммерческую тайну, доброжелательность и лояльность по отношению к проверяемым и ряд других черт.   

К правам аудиторов относятся такие, как:

n    проверка всех бухгалтерских, денежных и других первичных документов, наличия денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, у подотчетных лиц, регистров бухгалтерского учета, отчетности сметы и других документов по денежным, расчетным и кредитным операциям;

n    ознакомление с приказами, распоряжениями правления банка и его председателя, протоколами заседаний Совета и правления банка;

n    предъявление требований о предоставлении  всех необходимых документов, а также справок, расчетов, заверенных копий отдельных документов для приобщения к акту;

n    получение устных или письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе аудита;

n    осмотр кассовых   помещений, кладовых и других служебных помещений, места и условия хранения ценностей с целью выяснения соответствия их необходимым требованиям.   

 Что  касается обязанностей аудиторов,  то они определяются на основе  задач, поставленных при проверке  банковской деятельности. Основная  обязанность заключается в том,  чтобы при выявлении фактов  неправильного осуществления банковских операций, нарушений установленного порядка бухгалтерского учета, злоупотреблений и т.д. точно определить размер причиненного ущерба банку или государству (бюджету), причины вскрытых нарушений должностных лиц, виновных в нарушениях. В связи с этим аудитор несет также ответственность за неправильное освещение действительного состояния дел в обследуемом банке, преднамеренное искажение фактов или сокрытие выявленных нарушений или ошибок, допускаемых работниками.    

Перед началом аудиторской проверки важно четко определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Этот перечень устанавливается соглашением сторон и может включать как полную проверку всех сторон деятельности банка, так и отдельных участков. 

Кроме внешнего аудита, для которого приглашаются сторонние аудиторы, в банке осуществляется и внутренний аудит - ревизии и проверки службами самого банка. Желательно совместить усилия внутреннего и внешнего аудита с тем, чтобы обеспечить правильную оценку состояния работы.   

В начале аудиторской проверки следует знакомиться с информацией, характеризующей объемы банковской деятельности, организацией работы, уровнем квалификации руководителей, общей организацией внутреннего контроля. Далее, уже в процессе самой аудиторской проверки рассматриваются те участки, где возможны ошибки. При аудите результатов финансовой деятельности банка, законности начисления и использования прибыли как правило  выявляются ошибки в распределении прибыли, особенно при исчислении льгот, установленных при налогообложении. Аудиторам следует обращать внимание на то, что банку могут полностью оставаться доходы, полученные от кредитной помощи, предоставленной правительству Российской Федерации, Центральному банку и Банку внешней торговли или под их гарантии. Стимулируется деятельность по снижению давления на рынок денежных средств и уменьшению их массы в обращении путем приобретения коммерческими банками государственных облигаций, проценты и дивиденды по которым, так же как и доходы, полученные от размещения ценных бумаг, не подлежат налогообложению.   

Банки не всегда учитывают, что льготы по налогам предусматриваются и  при размещении доходов в различные  фонды и социальные мероприятия, к которым относятся:

n    отчисления в фонды страхования депозитов в коммерческих банках  и их страхования от банкротства (по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов);

n    затраты, осуществляемые в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами на содержание находящихся на балансе банка объектов: домов престарелых, детских дошкольных учреждений, лагерей, объектов культуры, спорта и др.;

n    взносы на благотворительные цели в экологические, оздоровительные, общеобразовательные и другие фонды, не превышающие одного процента от налогооблагаемого дохода. Все предприятия, фонды и организации, получившие такие средства по окончании года, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения  отчет о поступивших суммах и их расходовании. Суммы, использованные не по назначению, изымаются в доход федерального бюджета.   

В ходе аудиторской экспертизы следует  тщательно проверять правильность исчисления налогооблагаемой базы, особенно ее расходной части, поскольку тут  чаще всего допускаются ошибки, и , кроме того, в случае обнаружения  налоговым инспектором  каких-либо неточностей аудитор несет материальную ответственность с моральной.  

1.5 Аудит кредитной  политики банка.   

При проверке использования кредитных ресурсов следует обращать внимание на состояние  уставного фонда, ликвидность баланса, а также соблюдение норм обязательных резервов. Отдельные хозяйствующие субъекты, ежедневно пользующиеся услугами коммерческих банков и определяет соответствие этих действий законодательным и нормативным актам. Аудитор не только вскрывает имеющиеся проблемы и ошибки, но и делает выводы о  деятельности банка, а также прогнозирует его перспективу. Успешное развитие банка связанно с вложениями капитала, направленными на расширение рынка товаров. Это, к сожалению, недопонимается и даже игнорируется многими руководителями банков, которые из-за мелочной расчетливости не стремятся  использовать такой мощный рычаг подъема экономики, как кредит. По сути дела, выдача долгосрочных кредитов сведена к минимуму. Банки, как правило, перешли на ‘’короткие’’ кредиты, но  с повышенными процентами, из-за чего искусственно возрастает себестоимость продукции заемщиков без радикальных изменений в организации производства.  В условиях незначительного финансирования из бюджета крайне незначительное инвестиционное кредитование ставит предприятия в тяжелейшее положение, что  выражается в спаде производства и кризисе платежей. При этом увеличивается разрыв между наличием массы оборотных средств и стоимостью сырьевых ресурсов в связи с ростом цен на последние. Цепь неплатежей продолжает возрастать, а посредническая сфера - переполняться кредитными вложениями.    

Неразвитыми по-прежнему остаются лизинговые операции, которые позволяют собственнику использовать арендованные банком машины, трактора, оборудование, а затем  после взносов амортизации - выкупить их, а также факторинговые операции,  весьма выгодные банкам. В последние время повышение платы за кредитные ресурсы повлекло за собой возросшее напряжение с финансовыми ресурсами в хозяйстве. Особое внимание при аудите кредитной деятельности следует уделять соблюдению экономических нормативов. Как известно, для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил предельные нормативы деятельности коммерческих банков:

n    норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;

n    норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;

n    минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;

n    максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.   

Выданные  одному заемщику кредиты, превышающие 20% капитала банка, рассматриваются в качестве ‘’крупных’’. Решение о выдаче такого кредита должно приниматься правлением  коммерческого банка либо периодически создаваемым комитетом с учетом мнения кредитного отдела. О выдаче такого кредита ставится в известность учреждение ЦБ по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка. Суммарный остаток задолжности по всем крупным кредитам не должен превышать размеры капитала банка более чем в 15 раз. Сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории ‘’крупных’’, не может быть выше собственных средств этого заемщика. 

Некоторые коммерческие банки еще не придают  должного значения этим вопросам и  даже не рассматривают баланс заемщиков  перед выдачей ссуды, ссылаясь при  этом на то, что кредитование совершается  на основании договоров, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон, сроки и процентные ставки, санкции и др. Но договор не может заменить экономический анализ.    

Экономисты - служащие мелких банков еще недостаточно владеют приемами анализа финансового состояния ссудозаемщиков в условиях новой бухгалтерской отчетности предприятий. Существовавшая же ранее методика анализа баланса практических неприемлема для измененных форм отчетности. Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности с тем, чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.  

Коммерческие  банки для повышения ликвидности, а так же для защиты интересов  вкладчиков, пайщиков, акционеров формируют  обязательные фонды. При аудите следует  рассмотреть полноту создания следующих фондов:

Информация о работе Этика и способы улучшения банковского аудита