Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:34, реферат
Фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества есть поступательное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование, основанное на прогрессе науки и техники. Наука - это особый вид человеческой деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Техника - совокупность средств труда, используемых в производственных целях и для удовлетворения личных потребностей человека.
1.Эволюция труда как фактора производства………………………………..3
2.Общие понятия об экономике труда………………………………………..6
3. Этапы становления экономики труда……………………………………....8
4.Формирование научных основ экономики труда………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Четвертый этап в развитии экономики труда происходит в настоящее время. Данный этап развития науки предполагает важные изменения в предмете экономики труда. Это находит свое выражение в следующих процессах:
1) во всех экономико-трудовых
процессах на предприятии
2) значительно выросла
роль индивида как объекта
исследование экономики труда.
Его разнообразнейшие
Таким образом, экономику
труда с полным правом можно рассматривать
как междисциплинарную
В современных учебных программах отмечается, что реализация основных задач, решаемых в ходе подготовки специалистов в рамках программы «Экономика труда» через формирование следующих компетенций:
- глубокое знание современной экономической теории и ее методологии как основы для комплексного анализа рынка труда и трудовых отношений;
- способность использовать полученные знания по экономике труда и смежным дисциплинам для формулирования исследовательских проблем, выбора методов и инструментов анализа;
- владение навыками поиска, систематизации, обработки и анализа экономической информации по вопросам, связанным с функционированием рынков труда, формированием и использованием человеческих ресурсов;
- знание особенностей и закономерностей становления и развития рынка труда;
- умение анализировать и давать критическую оценку государственной политике в сфере труда и занятости, проводить экспертизу социально-экономических и институциональных проектов, способность формулировать обоснованные рекомендации для принятия политических решений в этой сфере;
- владение навыками построения кадровой политики предприятий и организаций в конкретных условиях функционирования рынка труда.
Формирование научных основ экономики труда началось в 20-е годы.
В 1934 г Украина в составе СССР стала членом МОТ. В МОТ были приняты международные правовые нормы, общий понятийный аппарат.
Экономика труда развивалась и продолжает развиваться как неразрывная часть всей системы экономических наук, опираясь в то же время в своих исследованиях на выводы физиологии и психологии труда, эргономики, отраслей медицины, занимающихся профзаболеваниями, социологии, трудового права, этики труда.
Оценивая содержание экономики
труда, следует отметить, что она
рассматривается в большей
С трансформацией экономики Украины начался активный процесс изменения общетеоретического базиса экономической науки. Принципиальными для развития современной экономики труда представляются следующие обстоятельства. Социально- трудовые отношения в рыночной экономике резко изменились, это связано с необходимостью отражения в них интересов субъектов социального партнёрства. Переход к новому типу экономики в Украине сопровождается привнесением рыночных отношений в сферу занятости — в ней формируется рынок труда. Рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка — работника и работодателя, — зависит спрос на рабочую силу и её предложение, а соответственно и цена.
На протяжении продолжительного периода истории человеческого общества, вплоть до эпохи высокоразвитого промышленного производства, вопрос рациональной организации труда и управления человеческими ресурсами не имели надлежащего научного обоснования. Но проблемы природы и принципов справедливого и эффективного управления трудом были предметом раздумий многих больших мыслителей и ведут начало еще с античности.
Целая индустриальная эпоха, включая рабовладельческий строй, когда преобладали методы прямого принуждения к труду, и эпоху феодализма с присущей ей отсутствием личной свободы производителя в условиях натурального или мелкотоварного производства, не требовала особых методов управления людьми для улучшения экономических результатов. Хотя некоторые вопросы экономики труда, в частности проблемы природы и организации заработной платы, исследовались уже представителями классической буржуазной политэкономии.
Марксизм на уровне своего
времени, произвёл прорыв в теории и
анализе труда, создав трудовую теорию
стоимости, персонифицировал всю систему
социально-экономических
С возникновением и развитием рыночной экономики управления производством, а вместе с ним и управление человеческим трудом, приобретают все большего значения.
В начале XX ст. возникшая
школа "научного управления" или
"научной организации труда",
основные положения которой изложенные
в роботах американского
Работы ученика Ф. Тейлора
Г. Ганта (1861-1919) характеризуют ведущую
роль человеческого фактора в
промышленности " освещают убеждение
в том, что работнику должна быть
предоставленная возможность
Французский администратор
и исследователь А. Файоль (1841 - 1925)
выделил основные принципы управления
персоналом: вознаграждение персонала,
справедливость, постоянность состава
персонала, подчинение частичных интересов
общему, единство персонала. Ф. и Л. Голбрейт
занимались преимущественно вопросами
изучения физической работы в производственных
процессах и исследовали
Концентрация производства и монополизация капитала в начале XX ст. привела к невиданной ранее сосредоточенности больших масс работников различных специальностей на больших предприятиях, к больше частичному разделению труда, и в частности к выделению функции управления персоналом. Г. Форд, стремясь решить проблему текучести кадров, организовал на своём предприятии "психологический отдел". Известно, что первое "бюро найма" было организованное еще в 1900 г., а первый отдел труда - в 1902 г. на предприятии, которое вырабатывало кассовые аппараты.
Важным этапом развития управленческо-трудового
направления научной мысли
Начало XX ст. характеризовалось большим интересом ученых к различным аспектам трудовой деятельности человека: психофизиологическим, экономико-организационным, профессиональным и тому подобное, которые тесно переплетались между собою. Эволюция науки управления персоналом неотделимая от истории развития самой науки управления, а также смежных областей знаний - психотехники, психофизиологии, гигиены труда, психологии, научной организации труда и пр.
Самой большой многогранностью и энциклопедичностью научного исследования процессов человеческого труда характеризуются роботы председателя (патриарха) нескольких поколений советских экономистов академика С.Г. Струмилина (1877-1974). Трудясь в жестких условиях советского тоталитарного режима, он практично объективно, почти без идеологических наслоений исследовал огромные массивы экономических проблем, постоянно взаимоувязывая научные поиски с решением актуальных практических проблем народного хозяйства страны.
В роботе "К вопросу
о классификации труда" С.Г. Струмилин
всесторонне разглядывает процесс
труда с экономических, физиологических,
психологической, социальной и исторической
точек зрения. Образцом аналитического
подхода до одной из сложнейших проблем
экономики труда есть разработанная
С.Г. Струмилиним классификация
С.Г. Струмилин возражал уравниловке в оплате труда. Разработанные ним методы классификации и группирования профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени различных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработанный перспективный плановый баланс труда на 1927/28 - 1932/33 гг.
Большой вклад академика
Струмилина и в разработку проблем
повышения производительности труда.
Анализируя эффективность новой
техники, он исследовал соотношения
между возрастанием производительности
труда и снижением
Важное значение в современных условиях расслоения населения по уровню доходов имеет методика С.Г. Струмилина. Следует отметить, что взнос академика С.Г. Струмилина в исследования экономики труда не ограничивается изучением указанных выше проблем, так же, как и его общий вклад в науку не ограничивается проблемами экономики труда.
Заметный вклад в советской экономико-управленческой науке оставили и другие ученые "трудового" направления. О.К. Гастев (1882 - 1938) - ученый и поэт, организатор Центрального института труда (незаконно репрессированный и реабилитированный посмертно), считается основателем школы научной организации труда. П.М. Керженцев (1881 - 1940) - экономист, историк, публицист, а потом П.М. Есманский, директор Таганрогского института научной организации производства, исследовали общие черты, которые есть в любой работе, связанной с управлением людьми. Значительное внимание исследованию проблем управления уделял Ф.Р. Дунаевский, директор Харьковского института труда; он акцентировал внимание на проблемах отбора персонала, его подготовки и стимулирования. Научный сотрудник Института техники управления (Москва) Е.К. Дрезен особое внимание обращал на вопрос взаимодействия человека и коллектива, роли руководителя, подготовки резерва и обучения кадров.