Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть современное положение зон свободной торговли и таможенные союзы. Для этого здесь представлено настоящее состояние зон свободной торговли, таможенных союзов, а также рассмотрены основные проблемы и пути их решения.
Введение 3
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике 5
1.1 Понятие и современное положение зон свободной торговли 5
1.2 Основные зоны свободной торговли 7
1.3 Общая характеристика таможенного союза, цели создания 11
1.4 Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов 14
2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана 14
2.1 Ход формирования Таможенного союза 21
2.2 Риски и перспективы таможенного союза 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Содержание
Введение |
3 |
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике |
5 |
1.1 Понятие и современное положение зон свободной торговли |
5 |
1.2 Основные зоны свободной торговли |
7 |
1.3 Общая характеристика таможенного союза, цели создания |
11 |
1.4 Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов |
14 |
2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана |
14 |
2.1 Ход формирования Таможенного союза |
21 |
2.2 Риски и перспективы таможенного союза |
25 |
Заключение |
30 |
Список использованной литературы |
32 |
Введение
Реформирование экономической
системы привело в движение
Так, интеграция в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода "точек" наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий.
В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта.
Используемые в этих целях зоны свободной торговли и таможенные союзы в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой. Первые зоны стали появляться в конце 60-х - начале 70-х годов в развивающихся странах.
В данном случае речь идет
о постепенном превращении
Зона свободной торговли - региональные группировки высокоразвитых и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля.
Основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории.
Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе развития международных экономических отношений немаловажное значение имеет, то при каких условиях осуществляются международные торговые операции, то на сколько они доступны, выгодны и безопасны.
Целью работы является рассмотреть
современное положение зон
Для работы использованы учебные пособия для ВУЗов и источники Интернета.
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике
Зона свободной торговли – это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. [5 стр. 68]
Зона свободной торговли - региональные группировки высокоразвитых и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля.
Нейтральное место среди
зон свободной торговли занимает
Европейское экономическое
Положительные стороны при создании зоны свободной торговли, она способствует:
-расширению внутри зональной торговли;
-конкуренции, в результате чего преодолевается низкий уровень экономического развития того или иного региона, повышается роль последнего в общем внешнеторговом обороте, уменьшается социально-экономическая зависимость;
-развитию инфраструктуры, что повышает экспортно-импортный потенциал отдельно взятой страны;
-преодолению трудностей на рынке сбыта готовой продукции и оказания услуг.
Последние 10—12 лет характеризуются ощутимым ростом количества региональных торговых соглашений. По состоянию на июль 2005 года в ВТО было нотифицировано 330 торговых соглашений, из которых реально функционируют 180. К 2008-му общее количество последних возрастет до 300 .
Причем подавляющее большинство таких соглашений — это зоны свободной торговли: из числа действующих соглашений на них приходятся 84%, а из предложенных и тех, по которым ведутся переговоры, — 96%. Это объясняется тем, что по зонам свободной торговли проще договориться; они требуют меньшей координации внешнеэкономической политики, сохраняют независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, дают возможность развести вопросы членства в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной интеграции.
Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.
Договоренности в рамках ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к формированию и функционированию зон свободной торговли. Во-первых, ВТО разрешает создание таких зон в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с созданием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны-участницы имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.
Во-вторых, в принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как со странами-нечленами — лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.
В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между данными странами и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.
В-четвертых, свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать основную часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. То же касается торговли услугами: она должна охватывать многие секторы, не исключая ни один из способов оказания услуг.
И наконец, в-пятых, переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.
Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров, а именно:
1) количество стран-участниц;
2) сравнительные размеры национальных экономик стран;
3) разные уровни экономического развития;
4) отраслевой и товарный охват режимом;
5) характер влияния на национальную экономику;
6) продолжительность периода перехода к свободной торговле;
7) степень реальной экономической взаимозависимости стран;
8) роль политического фактора;
9) традиции, ценности, нормы регионального интеграционного процесса.
Вместе с тем мировая практика создания и функционирования таких зон свидетельствует, что, несмотря на существующие между ними отличия, их объединяет целый ряд общих закономерностей, которые следует учитывать, создавая новые зоны свободной торговли.
Во-первых, создание зоны свободной торговли должно иметь достаточно глубокие предпосылки экономического, социального, политического, исторического, регионального и иного характера. Среди экономических предпосылок выделим прежде всего высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Так, в 2008 году соответствующие показатели доли взаимной торговли составляли: в ЕС — 66,8%, НАФТА — 55,8, АСЕАН — 24,9, МЕРКОСУР — 12,9% .
Во-вторых, мировая экономическая практика подтверждает в целом положительный характер влияния свободной торговли на социально-экономическое развитие стран-участниц. При этом взаимовыгодность перехода к новой модели сотрудничества не обязательно предполагает одинаковую выгоду. Объемы и соотношения статических и динамических эффектов, возникающих при этом для отдельных стран, различаются между собой, что обусловлено отличиями в структурах производства и взаимной торговли, эффективностью использования ресурсов, способностью производителей стран адаптироваться к новым условиям торговли.
1.2 Основные зоны свободной торговли
В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия.[9 стр. 198]
Европейский Союз обладает наибольшим количеством соответствующих соглашений. В случае начала переговоров с ЕС стране, наряду с основными закономерностями развития зон свободной торговли в мировой экономике в целом, придется учитывать особенности внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.
Члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран - участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализацию капиталовложений; меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации; политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды и др.).
В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ; совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов - это политический диалог.
Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС.
В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Перечислим некоторые из них: Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу); Центральноамериканский общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС (14 развивающихся стран, а также США, Канада и Япония); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины); МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай); Южноафриканский комитет развития – САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве); Арабский общий рынок: Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.
Информация о работе Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза