Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:12, реферат
В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг – юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом.
Введение........................................................................................................... 2
ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и функции налогов................................................................... 4
1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики. 10
ГЛАВА II. Роль налогов в государственном регулировании экономики.. 17
2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы................................. 17
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики.................. 20
2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 28
Заключение.................................................................................................... 38
Список использованной литературы............................................................ 41
Приложение 1................................................................................................ 43
Приложение 2................................................................................................ 44
Приложение 3................................................................................................ 45
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... ГЛАВА I. Сущность
налогов, их функции. Взгляды теоретиков
на роль налогов в экономике........... 1.1 Сущность и
функции налогов............... 1.2 Научные подходы
к роли налогов в ГЛАВА II. Роль налогов
в государственном 2.1 Сущность налоговой
политики, ее принципы...................... 2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики.................. 20 2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 28 Заключение.................... Список использованной
литературы.................... Приложение 1............................. Приложение 2............................. Приложение 3............................. В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг – юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом. Налогообложение
как комплексная система Государственное
регулирование экономики - одна из основных
форм участия государства в Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют две роли: · Это главный источник финансирования государственных расходов · Это инструмент регулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение. Теоретико-методологический фундамент налогов и налогового регулирования был заложен в трудах классиков экономической теории В.Петти, А. Смита, Д.Рикардо и впоследствии развиты такими экономистами, как А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, А.Лаффер и др. Советские экономисты А. Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление, предложение, спрос, цены. Цель исследования – определить роль налогов в государственном регулировании экономики. Задачи исследования: · Исследовать экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога · Сделать обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике · Определить роль налоговой политики в современном государстве · Проанализировать различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики · Показать значение налогов в государственном регулировании экономики Актуальность темы
состоит в том, что современная
налоговая система России представляет
собой сложную структуру по сбору
и распределению налогов. С одной
стороны развитие экономики и
предпринимательства в России требует
снижения уровня налогов до минимума,
с другой стороны социальные программы
государства требуют 1.1 Сущность и функции налогов Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов: федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующую финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных) бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих. Часть их сумм в соответствии с законом РФ о бюджете на соответствующий год может поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов Федерации (региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправлении (муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по доходам и расходам. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ними федеральных законах о налогах и сборах (ч.1 ст.1 НК РФ). Понятие налогов и сборов дано в НК РФ (ст.8). Налог – это
обязательный безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
юридических лиц в форме Сбор понимается как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства.[1] Все виды налогов
и сборов устанавливаются Следует отметить,
что региональные и местные налоги
могут устанавливаться Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социального страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.). Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях[2]. Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны – консолидированного бюджета Российской Федерации, равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов. Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего – перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на те или иные цели. – просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т.д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годы достигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы. Особая роль в
налогообложении отводится Кроме указанных
функций налогов, следует выделить
также воспроизводственную И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни – ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса. Функции налогов
активно используются государством
для разработки и реализации налоговой
политики. Налоговая политика представляет
собой систему мер государства
по целенаправленному В настоящее время
главной проблемой, определяющей действенность
системы налогообложения, является
оптимизация соотношения Налоговая система должна ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни. Наконец, нужно
последовательно Все это требует
изменения концепции Таким образом, налоговая
система представляет собой качественно
определенную совокупность ряда элементов.
В нее входят сами налоги во всем
их многообразии, а также взаимосвязи
между ними. Важными элементами являются
правовое поле налогообложения и
органы управления налогообложением.
Взаимодействие всех этих звеньев формирует
общие интеграционные качества, определяющие
эффективность налоговой Будучи частью налоговой системы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости – национального дохода, но в определенной мере и других частей валового национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. В решении тактических и стратегических социально-экономических задач налоговой системе принадлежит особая роль. 1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики С развитием экономической
науки развивались и Классическая теория
налогов (теория налогового нейтралитета)
имеет высокий теоретический
уровень и связывается с Адам Смит сформулировал
четыре основополагающих, ставших классическими,
принципа налогообложения, желательных
в любой системе экономики: 1) Подданные
государства должны участвовать
в содержании правительства соответственно
доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства.
Соблюдение этого положения или
пренебрежение им приводит к так
называемому равенству или (Принцип соразмерности) 2) Налог, который
обязывается уплачивать каждое
отдельное лицо должен быть
точно определен (срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа) (Принцип определенности) 3) Каждый налог
должен взиматься тем способом
или в то время, когда (Принцип удобности) 4) Каждый налог
должен быть так задуман и
разработан, чтобы он брал и
удерживал из кармана народа
как можно меньше сверх того,
что он приносит казне А. Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т. д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов. По словам французского ученого Поля Мари Годме, представителя классической теории, единственная цель налога - финансирование государственных расходов. Эта концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией «государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчению этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим, или, иначе говоря, призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах. В то же время представляется
очевидным, что классическая теория
сегодня абсолютно В настоящее время
выделяют два альтернативных направления
использования налогов в Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство может влиять на изменение основных макроэкономических пропорций. В данной системе налоги становятся не только средством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления и инвестиций. Налоги, полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики. Отводя государству ведущую роль, он обосновал тезис о возможности изменения налоговых ставок в зависимости от фазы цикла или темпов роста экономики. Кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию нашел отражение в официальных программах экономической политики ряда стран. Экономическая реальность 70-80-х годов XX в., связанная с обострением инфляционных процессов, снижением темпов экономического роста, повышением уровня безработицы и бюджетным дефицитом, изменила приоритеты экономического развития. Кейнсианское направление в макротеории уступило место неоклассическим концепциям, базирующимся на принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, а следовательно, отрицании активной государственной политики. В неоклассическом направлении широкое распространение получили две концепции: монетаризм и теория экономики предложения. В отличие от Кейнса, яркий представитель монетаристской теории М. Фридман решительно выступал против расширения экономических функций государства. Поставив под сомнение кейнсианский механизм бюджетного финансирования, где изменения налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, монетаристы отводят налогам незначительную роль в стабилизации экономики. В их теории налоги, наряду с другими механизмами, воздействуют лишь на денежное обращение, изымая излишнее количество денег. Изъятие большой доли доходов ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать продолжительность и интенсивность труда, и труд заменяется досугом. В то же время налог, частично обесценивая доход, вынуждает индивида изменять объем и структуру потребления. Теория экономики предложения была сформулирована в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лаффером. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту[6]. Необходимым условием устранения дестимулирующего воздействия на функционирование экономики является снижение налоговых ставок. Теория Лаффера обосновала положение о том, что более низкие налоговые ставки могут не изменить или даже увеличить налоговые поступления. Лаффер считал, что сокращение налогов, понижение предельных норм обложения может иметь стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу: · налоговая база будет расти вследствие расширения объема производства; · часть экономических субъектов выходит из так называемой подпольной экономики в легальную; · активизируется рациональное использование производственных возможностей. Эти три эффекта, взятые вместе, указывал Лаффер, демонстрируют простую логику того, как сокращение отдельных налоговых ставок может в действительности увеличить налоговые поступления. Зависимость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями представлена кривой Лаффера.(см. график 1)
График 1. Кривая Лаффера[7] На основе анализа статистических данных были выведены оптимальные предельные ставки. Авторы налоговой реформы в США И. Брэдли и Р. Гефард установили предельную ставку для корпораций — 30—35%, М. Фридмен понижал ее до 25%, а М. Эванс предлагал еще более низкие ставки, которые позволят затормозить и инфляционные процессы. Как установлено
мировой практикой, максимально
возможный уровень изъятия При дальнейшем росте налоговых ставок налоговые поступления резко сокращаются. Налоговая система, таким образом, должна строиться так, чтобы не препятствовать проявлению предпринимательской инициативы и интереса приложения труда в сфере производства товаров и услуг. Подводя итог, можно сказать, что теория налогового регулирования экономики не менее важна, чем реализация той или иной научной концепции на практике. При разработке налоговой политики необходимо учитывать исторический и научный опыт предыдущих поколений (см. Таблицу 2 в Приложении 2) чтобы выбрать такую модель построения налоговой системы, которая отвечала бы требованиям времени и существующей экономической ситуации. 2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы Налоговая политика
- система мер, проводимых государством
в области налогов и Налоговая политика государства является одним из основных инструментов бюджетной политики государства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется в законах, Налоговом кодексе, нормативных актах и других документах. В РФ главным инструментом бюджетного регулирования признается как оптимизация налогового бремени физических и юридических лиц, так и отдельных сфер труда. Налоговое бремя
может исчисляться для Для конкретного
налогоплательщика налоговое Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на принцип налогообложения получаемых благ и на принцип платежеспособности. Региональные и
местные бюджеты формируют · Предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов деятельности и свертывание других; · Введение одних налогов и сборов и упразднение других. Таким образом, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. [10] С одной стороны,
налоговая политика порождается
экономическими отношениями; общество
не свободно в выработке и проведении
политики, последняя обусловлена
экономикой. С другой стороны, возникая
и развиваясь на основе экономического
базиса, налоговая политика обладает
определенной самостоятельностью: у
нее специфические законы и логика
развития. В силу этого она может
оказывать обратное влияние на экономику,
состояние финансов. Это влияние
может быть различно: в одних случаях
посредством проведения политических
мероприятий создаются На выбор конкретного
варианта решения в области налоговой
политики влияют следующие факторы:
общая экономическая ситуация в
стране, характеризующаяся темпами
роста (падения) производства; уровень
инфляции; кредитно-денежная политика
государства; соответствие между сферой
производства, находящейся под Различают краткосрочную и долгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная направлена на создание условий для преодоления спада и обеспечения подъема экономики страны, в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и уровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени с целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. Подводя итог, можно
сказать, что налоговая политика
государства – важный фактор регулирования
экономики. Налоги можно использовать
для стимулирования инвестиций в
нужном районе (местности) на важные в
определенное время для развития
экономики виды деятельности. С помощью
налогов и сборов можно регулировать
личное потребление населения, структурные
сдвиги в экономике, ее динамику и
объемы, а также взаимоотношения
юридических и физических лиц
с государством, стимулировать развитие
внешнеэкономической 2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики В современных
условиях налоговая политика государства
нужна, чтобы обеспечивать рост рентабельности
и снижение затрат, накопление финансовых
ресурсов для инвестиций в целях
реализации необходимых структурных
изменений в экономике. Налоговая
политика должна создавать благоприятные
условия для привлечения Н.В. Миляков выделяет две модели рыночной экономики[13], классифицируя их по исторически-эволюционному формированию. Первая – либеральная модель, которую характеризуют: · Незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; широкая свобода хозяйствующих субъектов · Узкий государственный сектор экономики · Минимальное участие государства в решении социальных задач Такая модель сложилась в США, Великобритании, Франции и др. Вторая – социально ориентированная модель, отличительные особенности которой: · Большая степень государственного регулирования · Значительный государственный сектор · Масштабное финансирование из бюджета социальных программ Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговое бремя производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы. Макроэкономическая
политика современного государства, как
правило, основывается на базовой экономической
теории. Развитие экономической системы
приводит к постоянной смене экономических
концепций, лежащих в основе экономической
политики государства. Налоговая политика
выступает одной из важнейших
составных частей общей экономической
политики государства. Она во многом
определяет ее успех, поскольку система
налогообложения является важнейшим
комплексным рычагом Через налоговую
политику государство реализует
основные макро- и микроэкономические
пропорции развития. Опыт США, Японии,
ФРГ и других развитых стран свидетельствует,
что налоговая система – Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Через это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае. Большое значение
имеет переход к возмездной (компенсационной)
концепции налогов. В ее основе лежит
рассмотрение налогов в качестве
платы за услуги, оказываемые государством.
Благодаря этому Требуется также более полный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночной экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится снижение налогового бремени, возлагаемого прежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцируемому налогообложению прибыли, в зависимости от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспечении экономического роста. Немаловажен и
переход от пассивно-конфискационной
организации налогообложения к
активно-стимулирующей через В начале своего формирования
на рубеже 1980-1990-х годов налоговая
система России впитала в себя
весь накопленный западными Для обеспечения
процесса постоянного поступательного
экономического развития и успешного
преодоления кризисных явлений
правительства каждой страны используют
арсенал методов, имеющихся в
системе государственного воздействия
на экономику, в соответствии с принятой
теоретической концепцией регулирования
экономики и выбранной моделью
экономического развития. В послевоенной
истории действовали три Первая из них
– «либеральная» модель. Наиболее
последовательно либеральная Вторая модель
– планово-административная экономика.
Ее важнейшая черта – высокий
уровень государственного регулирования,
когда практически все Третья модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития» достаточно высока. Рассматривая направления
налоговой политики государства, Л.
Окунева выделяет три её типа. Первый
тип — политика максимальных налогов,
характеризующаяся принципом « При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Все эти модели сходны в одном – даже в странах с «либеральной» экономической политикой существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его основная часть. Государственное
регулирование экономики · Обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики; · Обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства; · Обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства; · Оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития; · Сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста. [15] Вышеперечисленные
функции государства в большей
или меньшей степени отражаются
в налоговой политике, реализуемой
властями с помощью системы Методы государственного
регулирования условно Ученые, исследовавшие
проблемы налогообложения и налогового
регулирования в системе Анализируя бюджет России, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70до 90% всех бюджетных поступлений. (см. таблицу 1) Более подробные данные представлены в Приложении 3.
Таблица 1. Структура
поступлений в бюджетную Таким образом, мировая практика доказала, что главной формой мобилизации средств в казну являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к выпуску денег в обращение, однако это может привести к «раскручиванию маховика» инфляции и чревато тяжелыми экономическими последствиями. В результате остается основной канал формирования государственных доходов - налоги. Итого, налоговая
политика выступает одной из важнейших
составных частей общей экономической
политики государства. Она во многом
определяет ее успех, поскольку система
налогообложения является важнейшим
комплексным рычагом 2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами - конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент. Одна из основных
задач государственной Условно выделяют 3 возможных типа налоговой политики. 1. Первый тип – высокий уровень налоговой политики, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992г. В то же время предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, поэтому подобная политика привела к резко негативным последствиям: · у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство; экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях; · широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств; · массовый характер приобрела ''теневая экономика'', уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 до 40%; укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и ''работали'' на экономику других стран. Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов. 2. Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название ''рейганомика'', были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов ХХвека. 3. Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существует два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности). Второй подход основан на том, что более высокий налоги должен платить тот, кто получает наибольшую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Однако основной недостаток обоих концепций заключается в том, что во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. Для достижения целей,
стоящих перед налоговой Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. [18]Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования, включающий: · Применение налоговых льгот не несет избирательного характера; · Инвестиционные льготы представляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства; · Применение льгот не должно наносить ущерба государственным экономическим интересам; · Порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне. С началом разработки и с принятием второй части Налогового кодекса РФ применение целевых налоговых льгот было признано неэффективным и, начиная с принятия главы 25 «Налог на прибыль организаций», акцент в Российской налоговой политике был сделан на сокращение, а по отдельным налогам – и на полную отмену льгот. Сегодня налоговая
политика в рассматриваемой сфере
стала опять меняться – начался
постепенный возврат к « Другим важным
инструментом государственного налогового
регулирования экономики Таким образом, экономическое
стимулирование в результате все
предусмотренных мер Поэтому, согласно мнению В.Г.Панскова, снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога должны применяться, как правило, в тех случаях, когда основная цель – снижение налоговой нагрузки на экономику. Причем государство должно четко осознавать, что в этом случае только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиками на инвестиции или инновационное развитие. Вместе с тем, государство может и должно получить гарантированный экономический эффект как при любой другой форме предоставления налоговых преференций. Особое место
среди средств ГРЭ, осуществляемых
с помощью налогов, занимает ускоренное
амортизационное списание основного
капитала и связанные с ним
образование и реализация скрытых
резервов, осуществляемые в рамках
разрешения Министерства финансов. Ускоренное
амортизационное списание основного
капитала в современных условиях
является главным средством М.М. Соколов рассматривает амортизационную политику[20] как особую форму налогового воздействия на развитие экономики. Он считает, что взгляд на амортизацию как на метод простого учета физического и морального износа основных фондов, как на процесс возмещения утраченной данными фондами своей стоимости в процессе их использования и эксплуатации - устаревший и архаичный; отмечает, что в последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из инструментов стимулирования роста экономики. Амортизационные отчисления – это своеобразный «двуликий Янус» в экономике. С одной стороны, для государства они являются элементом издержек производства и поэтому не подлежат налогообложению. С другой, для хозяйствующих субъектов амортизация по сути не элемент издержек, а часть прибыли целевого назначения, не облагаемая налогами на прибыль и другими налогами. И как у прибыли целевого назначения, у амортизационных отчислений, наряду с функцией по возмещению износа основных фондов, сформировалась и вторая не менее важная функция – они стали основным источником инвестиций в большинстве развитых стран. Преобладающая роль амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованием ускоренной амортизации. [21] Формирование налоговой
базы также является серьезным инструментом
налоговой политики государства, поскольку
от этого зависят увеличение или
уменьшение налоговых обязательств
различных категорий В период кризиса налоговое законодательство претерпевает изменения. Так, Лидия Львовна Горшкова в беседе с журналом «Все о налогах»[22] говорит о том, что много изменений внесено в главу 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». И самая значимая поправка в этой главе – снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта. Такая мера, по ее словам, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков данного налога и, как следствие, приведет к высвобождению значительных средств налогоплательщиков. В условиях финансового кризиса это очень важный и решительный шаг на пути к совершенствованию налоговой системы. Также коснулись изменения в налоговом законодательстве и физических лиц. С 1 до 2 миллионов увеличился размер возможного имущественного вычета. Таким образом, государство содействует улучшению жилищных условий населения, способствует облегчению выплаты налогоплательщиками ипотечных кредитов, что очень актуально в современной ситуации на рынке ипотечного кредитования. Конечно, сегодня трудно говорить с уверенностью, что такие антикризисные меры смогут минимизировать социально-экономические последствия кризиса, поскольку скорейший выход России из кризисной ситуации будет зависеть не только от прямого и косвенного воздействия государства в сфере экономики. Как положительное, так и негативное влияние могут оказать международные отношения, готовность граждан и организаций содействовать государству и изменениям. В первую очередь, необходимо отметить, что большинство изменений направлены на то, чтоб у предприятий оставалось больше средств, однако куда предприятия станут их вкладывать – точно сказать нельзя. В идеале – организации будут вкладывать средства в поддерживаемые государственные секторы экономики: сельское хозяйство, НИОКР, обрабатывающую промышленность. Скорее всего, в условиях кризиса выводившиеся средства пойдут на поддержание текущей деятельности налогоплательщиков. В. Г. Пансков также подчеркивает, что одна из серьезнейших задач, особенно актуальная в период мирового финансового кризиса, - выработка эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Эффективность той или иной формы стимулирования зависит прежде всего от условий финансовой поддержки государством. Но существенны и настрой налогоплательщиков, и их готовность направить дополнительно полученные финансовые ресурсы именно на инвестиционные цели.[23] Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008-2010 годы, одобренными правительством РФ, определены концептуальные подходы. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по совершенствованию налоговой системы, включающие создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказаться от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, оптимизировать применяемые налоговые льготы и освобождения, интегрировать российскую налоговую систему в международные налоговые отношения. [24] Таким образом, рассматривая
основные инструменты налогового регулирования,
мы может сказать, что по своему характеру
налоговое стимулирование может
быть стимулирующим или В условиях рыночной
экономики любое государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления
рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты
налогообложения, налоговые базы, ставки
налогов, льготы и санкции, изменяя
условия налогообложения, государство
стимулирует Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. В ходе исследования были: · Исследованы экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога · Сделан обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике · Определена роль налоговой политики в современном государстве · Проанализированы различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики · Показано значение налогов в государственном регулировании экономики Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Действие налоговой
системы реализуется через Функции налогов
активно используются государством
для разработки и реализации налоговой
политики. Налоговая политика представляет
собой систему мер государства
по целенаправленному Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. По своему характеру
налоговое стимулирование может
быть стимулирующим или Налоговая политика
представляет собой систему мероприятий
государства в области налогов
и является составной частью финансовой
политики. Содержание и цели налоговой
политики обусловлены социально- Теоретическое и
практическое применение адекватных форм
и методов налогового стимулирования
важны для активизации Налоговая
политика выступает одной из важнейших
составных частей общей экономической
политики государства. Она во многом
определяет ее успех, поскольку система
налогообложения является важнейшим
комплексным рычагом налоговая политика рыночная экономика 1. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): По состоянию на 15 января 2009 года. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 572 с. 2. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. — М.-1997. — 600с. 3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2006. – С. 504 4. Государственное регулирование экономики/под. ред. В.И. Кушлина. – М.: Экономика, 2005. – 623 с. 5. Теория и история налогообложения: Учебник/И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с. 6. Налоги и налогообложение: Учебник/ Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520 с. 7. Налоги и налогообложение/под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 489 с. 8. Налоги и налогообложение/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. 9. Налоги и налогообложение: Учебник/Т.Ф. Юткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с. 10. И.В.Горский. Налоги в системе регулирования экономики//Все для бухгалтера. – 2001. - №17. – С. 25-33 11. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. – 2001. - №2. – С. 3-46 12. И. В. Яремчук. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные регуляторы: обеспечение взаимосвязи в условиях экономического роста//Экономика и право. – 2003. - №4. – С.3 13. Т.А.Жукова. Налоги как системообразующий фактор экономического развития//Финансы и кредит. – 2004. - №4. – С. 47-49 14. Г.В.Грицюк. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования//Финансы и кредит. – 2004. - №13. – С.42-53 15. Л.В.Давыдова, О.Г.Фокина .Роль налогов в формировании стратегии экономического роста//Финансы и кредит.-2004. - №28. – С.7-9 16. В. Новосельский. Налоговые факторы государственного регулирования// Экономист. – 2007. - №5. 17. Т.А.Журавлева. Налоговая составляющая экономического роста// Финансы и кредит. – 2007. - №13. – С 36 - 40 18. М.М.Соколов. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики//Все о налогах. – 2008. - №3. – С.23-34 19. Л.В.Полежарова. Пути совершенствования налогообложения прибыли и меры по их реализации// Налоговый вестник. – 2008. - №8. – С.3 20. Л.Л.Горшкова. Налоговые меры по борьбе с кризисом//Все о налогах. – 2009. - №1. – С. 7-10 21. В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. - №2. – С. 37-43 22. Д.А.Бармин. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России//Финансы и кредит. – 2009. - №4. – С.25-31 Общая номенклатура налогов в налоговой системе составляет сейчас 15 наименований. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы
за пользование объектами 9) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Статья 15. Местные налоги К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог
на имущество физических лиц.[
Таблица 2. Сводная таблица учений некоторых экономических школ. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг.[26] млрд.руб
Таблица 3. Поступление
администрируемых ФНС России доходов
в бюджетную систему Российской Федерации,
включая государственные внебюджетные
фонды за 2007-2008 гг. [1] Налоги и налогообложение/под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – С. 41 [2] Налоги и налогообложение: Учебник/Т.Ф. Юткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с. [3] Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. – 2001. - №2. – С. 3-46 [4] Н.Г.Агурбаш. Возможности налогообложения в регулировании развития малых предприятий//Финансовый бизнес. – 2005. - №5. - С.57 [5] М.Абрамов. О налогах, заработной плате и экономическом росте//Вопросы экономики. 2008. - №5. – С 134 – 140. [6] Налоги и налоговое право: Учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. — М.-1997. — 600с. [7] Экономика/ под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2006. – С. 504 [8] М.М.Соколов. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики//Все о налогах. – 2008. - №3. – С.24 [9] И. В. Яремчук. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные регуляторы: обеспечение взаимосвязи в условиях экономического роста//Экономика и право. – 2003. - №4. – С.3 [10] Г.В.Грицюк. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования//Финансы и кредит. – 2004. - №13. – С.42-53 [11] В. Новосельский. Налоговые факторы государственного регулирования// Экономист. – 2007. - №5. [12] Т.А.Журавлева. Налоговая составляющая экономического роста// Финансы и кредит. – 2007. - №13. – С 36 - 40 [13] Налоги и налогообожение: Учебник/ Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 3 [14] Государственное регулирование экономики/под. ред. В.И. Кушлина. – М.: Экономика, 2005. – С. 441. [15] Т.А.Жукова. Налоги как системообразующий фактор экономического развития//Финансы и кредит. – 2004. - №4. – С. 47-49 [16] www.nalog.ru [17] Л.В.Давыдова, О.Г.Фокина. Роль налогов в формировании стратегии экономического роста//Финансы и кредит.- 2004. - №28. – С.7-9 [18] Налоги и налогообложение/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – С. 55 [19] В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. - №2. – С. 38 [20] М.М.Соколов. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики//Все о налогах. – 2008. - №3. – С.23-34 [21] В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. - №2. – С. 39 [22] Л.Л.Горшкова. Налоговые меры по борьбе с кризисом//Все о налогах. – 2009. - №1. – С. 7-10 [23] В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. - №2. – С.37 [24] Л.В.Полежарова. Пути совершенствования налогообложения прибыли и меры по их реализации// Налоговый вестник. – 2008. - №8. – С.3 [25] Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): По состоянию на 15 января 2009 года. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, - 2008. – С. 65 [26] www.nalog.ru |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
Оценка: Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично | |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Место и роль налоговой политики в современном
государстве
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Все
работы, похожие на
Курсовая работа: Место
и роль налоговой политики
в современном государстве
(23981)
Информация о работе Этапы антикризисного управления предприятиями