Элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:35, реферат

Описание работы

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Содержание

Понятие «Рынок»
Условия возникновения рынка
Классификация рынка
Элементы рыночного механизма
Анализ развития рынка
Пример определения вида рынка
Регулирование и мероприятия по решению выявления работ

Работа содержит 1 файл

рынок.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

   Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских  товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения.

   Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). обслуживании. В развитых странах мира в сфере услуг занято свыше 70% трудоспособного населения, в США - до 75%; создается соответствующая частица ВВП. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг.

   Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость в виде прежде всего двух основных товаров  — жилья и земли. Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынка недвижимости.

   Особой  категорией рынка недвижимости выступает  земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.

   Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и промежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты).

   Кроме того, земля как объект, товар  разнородна и делится на сельскохозяйственные угодья, пашню, зоны прокладки коммуникаций, зоны залегания полезных ископаемых, строительные площади под жилье и объекты, зоны отдыха. Для каждого из этих видов земельных ресурсов возможен свой рынок, свои цены, свой механизм ценообразования.

   Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала, это исключительно обширный рынок, в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых, рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственного назначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, из которых и посредством которых изготовляется продукция .

   Рынок рабочей силы —  это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы, то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажи рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда.

   Важным  экономическим ресурсом, от которого зависит конкурентоспособность и эффективность производства, являются инновации. Поэтому с некоторой степенью условности отнесем к рынку факторов производства рынок инноваций. Это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса. Частью рынка инноваций является рынок патентов и лицензий.

   Финансовый  рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие. Финансовый рынок — не просто обменный, позволяющий покупать и продавать денежные средства, он призван обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать и обеспечивать товарно-денежные отношения во всем многообразии их проявлений. Преимущественно операции на валютном рынке осуществляют в наибольших банковских и валютно-биржевых центрах Лондона, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городах. За 1990-2000 гг. ежедневный объем операций на мировом валютном рынке возрос с 880 млрд долл. до 1,9 трлн долл.

   Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценных бумаг.

   Рынок ссудных капиталов  представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка.

   Денежный  рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Особенностью денежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке, опосредуются коммерческими банками.

   Рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки, представляют собой важнейший инструмент решения проблемы неопределенности цен и выступают как форма купли-продажи срочных контрактов. Рынки фьючерсные или рынки срочных контрактов делятся на биржевой рынок и внебиржевой. Биржевой рынок — это совокупность сделок, совершаемых на фондовых и фьючерсных биржах, а также в фондовых и фьючерсных отделах товарных и валютных бирж. Внебиржевой рынок — сделки со срочными контрактами на различные активы, проходящие вне биржи. Он менее организован и получил на Западе название «уличного» рынка.

   Рынки срочных контрактов включают товарный рынок срочных контрактов, валютный рынок срочных контрактов, рынок срочных контрактов на ценные бумаги, рынок срочных контрактов по процентным ставкам, рынок срочных контрактов на фондовый индекс.

   Функционирование  рынка товарных срочных контрактов проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на таких рынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров.Первые рынки валютных контрактов начали действовать в 1982 году на Европейском опционном рынке в Амстердаме и на Филадельфийской бирже. Объектом сделок на рынке срочных контрактов на ценные бумаги выступают пакеты ценных бумаг, которые включены в листинг, то есть отвечают требованиям министерства финансов.

   Информационный  рынок представляется целесообразным выделить особо. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт — информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

   Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта, творений человеческой мысли.

   К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу  услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

    Важная роль в создании потребительского рынка должна принадлежать государству. Это проведения гибкой и эффективной инвестиционной политики относительно структурной перестройки народного хозяйства, кредитной, налоговой политики в областях, которые вырабатывают товары народного потребления, внешнеэкономической политики с привлечением иностранных инвесторов в области, которые поставляют продукцию на рынок товаров потребления. Государство должно стимулировать деловую активность в социальное значащих областях.

   в) по соотношению спроса и предложения. Рынок стремится к достижению равновесия спроса и предложения. Когда рыночная цена устанавливается на уровне цены

Рис. 1. Модель рынка 

   равновесия  и количество спрашиваемого товара совпадает с количеством предлагаемого, такое состояние можно назвать сбалансированным рынком. Однако нетрудно заметить, что такое положение складывается далеко не всегда. Рыночная цена чаще не соответствует цене равновесия, хотя и стремится к ней, и тогда величины спроса и предложения не совпадают. Если спрос меньше предложения, то мы имеем дело с перенасыщенным рынком, когда же спрос больше предложения — с дефицитным.

   г) по конкурентности. Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

   Рынок совершенной конкуренции

   Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где  полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

   а) количество как продавцов, так и  покупателей настолько велико, что  ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены.

   б) всеми продавцами предлагаются для  продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок.

   в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);

   г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его  в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;

   д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

   А так как на рынке совершенной  конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.

   Продавец  и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.

   Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже  каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.

   Однако  у высококонкурентного рынка  есть и слабые стороны. Принцип неограниченного количества продавцов одного товара в известной мере адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок совершенной конкуренции ставит препятствие концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовать масштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практически не представляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюсти критерии свободного рынка.

Информация о работе Элементы рыночного механизма