Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, контрольная работа
Дистанционное обучение и его роль в информационном обществе. Принцип организации, требования к учебным курсам.
Формы, принципы, модели
В России
развитие рынка образовательных
услуг в сфере дистанционного
образования сдерживается относительной
неразвитостью системы
Кроме того, получение большого объема учебно-методических материалов по каналам Интернета обходится обучаемому значительно дороже, чем при обычной почтовой рассылке. Для распространения больших объемов информации традиционно используются компакт-диски. Большая информационная емкость компакт-дисков (около 700 Мбайт) в сочетании с простотой и дешевизной тиражирования делает весьма эффективной рассылку учебно-методических материалов на таких носителях посредством обычной почты.
Сегодня,
бесспорно, самым современным и
перспективным средством
Сам процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две составляющих: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса. На первом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса - контроля, обсуждений и тому подобное. Очень важно при этом планирование гипертекстовой структуры курса, то есть системы ссылок и переходов между понятиями, содержательной и инструментальной компонентами. После этого проводится создание и размещение материалов в электронном виде, формирование системы переходов и ссылок, реализация контроля, коммуникационных мероприятий и т.д.
Комплект учебно-методических материалов ДК должен разрабатываться соответственно принципам:
1. Программа дистанционного курса должна содержать цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формировать мотивации успешного изучения курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения. Перечень тем в ДК целесообразно сопроводить указанием необходимого уровня усвоения материала.
2. Учебные материалы в цифровой форме с использованием гипертекста должны удовлетворять требованию простоты ориентации студентов при перемещении по ссылкам. В предисловии к учебным материалам необходимо объяснить условные обозначения ссылок и дать советы относительно рациональных приемов навигации.
3. ДК должен предусматривать общение студентов с преподавателем и между собой.
4. ДК не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником. Информационно-коммуникационные технологии (не являясь самоцелью) могут и должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса.
Процесс создания ДК курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается ДК, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями (инженер по знаниям).
Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации.
Домашняя страница курса включает: описание курса; расписание.
Материалы курса:
• гипертекстовое оглавление курса;
• программа курса;
• терминологический словарь (Glossary);
• поиск по материалам учебника (Search);
• сводные материалы;
• печать материалов.
Средства взаимодействия:
• объявления — доступные всем студентам курса;
• персональный почтовый ящик;
• чат (Chat) — online-аудитория;
• доска для рисования (Whiteboard) — графический редактор типа Paint, содержимое окна которого оказывается доступным другим участникам online-аудитории;
• проверка знаний;
• задания;
• предварительное тестирование — самопроверка;
• тестирование знаний.
Персональные данные студента:
• указания для студента;
• статистика учебных занятий;
• персональные страницы.
Отметим,
что студенту учебные материалы
предоставляются как
Составляющими дистанционного учебного курса являются:
- информационные ресурсы;
- средства общения;
- система тестирования;
- система администрирования.
Информационные ресурсы. Важней
□ учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.);
□ дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.);
□ библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т. п.);
□ предметный и/или тематический словарь (глоссарий);
□ программу обучения (академический календарь); и т. д.
Средства общения. Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.
Один из важнейших вопросов — организация эффективных средств общения, не только компенсирующих отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придающих новые качества их общению.
Традиционно здесь выделяются электронная почта e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео- и аудио-трансляции, виртуальные семинары и обсуждения.
Базовые
механизмы, за счет которых можно
организовать эффективные средства
общения, условно разделяют на асинхронн
Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline-конференции типа "эхо" FidoNet и т. п. Необходимо отметить, что с развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при традиционно низком качестве телекоммуникаций в России их использование — единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективной.
Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон — один говорит, другой слушает в то же самое время.
Все рассматриваемые online-средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются так или иначе на сервисах, существующих в сети Интернет. Наиболее эффективными являются online-конференции, позволяющие поддерживать множество различных форм общения в процессе ДО: семинары, обсуждения, обмен опытом, проведение научных конференций. К новым и многообещающим средствам относятся интернет-трансляции видео- и аудиоматериалов и интернет-телефония.
Система тестирования. Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентификации и аутентификации обучаемого, не допускающих подмены и искажения результатов тестирования. Система тестирования включает:
- средства обработки результатов тестирования;
- интерактивные тесты;
- график прохождения тестов.
Система администрирования. Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.
К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:
Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы
Таким образом, на качественном уровне можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:
• курсы СДО нужно строить но модульному принципу;
• разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;
• информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;
• содержание модуля (элемента) должно учитывать (включать) варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;
• в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;
• процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;
• элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;
• процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;
• к состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.
Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень унификации для создания СДО , но при этом не зависят от способа реализации курса.
В случае использования курсов СДО в телекоммуникационной среде, дополнительные требования определяются выбранной технологией реализации курса.
На примере дистанционного
обучения современное общество убедилось
в том, что инфокоммуникационные
технологии повышают ценность образования
как важнейшего компонент развития
личности и общества. Отсюда следует,
что дистанционное обучение –
технология, которая само по себе представляет
ценность, поскольку развивает
Список используемой литературы:
http://ru.wikipedia.org
http://tsput.ru /res/informat/aosit/Lection3.
http://nsportal.ru
http://mari.ito.edu.ru
http://dl.nw.ru
Информация о работе Электронная коммерция по «Электронная коммерция»